Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Комиссия по легализации заработной платы


Комиссия по зарплате - в администрации, вызов, в налоговой, легализация

В настоящее время вопрос о размерах и выплатах заработной платы в Российской Федерации стоит довольно остро. К тому же, такой процесс, как легализация заработка и тотальное соблюдение прав работников любых отраслей находится на контроле государственных органов нашей страны.

Очень важно, чтобы каждый гражданин, трудящийся в России имел достойный уровень доходов и законодательно закрепленные порядок и сроки их выплат. Это все направлено на то, чтобы человек смог полноценно обеспечивать свою жизнь, а также содержать свою семью.

При этом обязательно должны учитывать показатели заработной платы в конкретно взятой отрасли. Так, ни в коем случае такие показатели не должны быть меньше установленных и общепринятых по стране.

Для всех перечисленных целей создаются специальные комиссии по легализации заработной платы. Они призваны в полной мере сделать законными правоотношения между субъектами труда – работником и работодателем, чтобы каждый из них соблюдал права и законные интересы по отношению друг к другу.

Места проведения

В настоящий момент существуют комиссии «зарплатные» в таких органах и учреждения:

  • в налоговой службе;
  • государственная трудовая инспекция;
  • в администрации (органах на местах).

По своему статусу данные комиссии являются некими коллегиальными органами, которые имеют свой состав (сотрудников, которые уполномочены решать вопросы о доходах граждан и контролировать их). Легализация зарплаты – это довольно сложный подконтрольный процесс, который требует глубоких знаний, опыта в данной сфере. Поэтому, сотрудники, выбранные в комиссию должны обладать высоким уровнем компетенции по вопросам заработной платы.

Чаще всего, комиссии можно встретить в администрациях населенных пунктов субъектов Российской Федерации.

Однако ИФНС также уполномочена их создавать и, соответственно, проводить.

Цель

Создание комиссий по зарплате имеет своей главной целью узаконить теневой доход работника. Другими словами, данный орган выявляет тех работодателей, которые устанавливают в своих организациях минимальные ставки, а остальную часть заработка выдают «в конвертах».

Такой подход является незаконным, так как:

  • государство не в полной мере получает в свой бюджет НДФЛ (налог на доход физических лиц);
  • сам работник лишается права на достойную пенсию в будущем, потому что отчисления в ПФР (Пенсионный фонд России) могут быть совершены только от «белой» зарплаты;
  • также, работник не может в полном объеме возместить себе из расчета размера НДФЛ налоговые вычеты, например, при покупке жилья в собственность, платном обучении, ипотеке, лечении и т.п.

Комиссия по легализации заработной платы направляет свою деятельность на выявление недобросовестных работодателей и склонение их на выход к «белому» доходу работников в положенном им размере.

Кроме того, комиссии работают над сокращением числа предприятий, которые задерживают выплаты заработной платы, выявляют причины такого поведения руководителей.

К тому же, в компетенцию данного органа входит еще и выявления тех организаций, компаний, предприятий, который уже официально, без каких-либо теневых выплат устанавливают своим работникам заработные платы намного ниже, чем того требует размер денежного вознаграждения по аналогичной отрасли деятельности работодателя. Это является очень важным моментом, так как руководители необоснованно занижают выплаты сотрудникам и, тем самым «экономят» на налогах и иных выплатах в пользу различных фондов.

Любой из вышеперечисленных подходов работодателя в отношении своих сотрудников является неправомерным, неправильным и недопустимым. Именно поэтому, созданы комиссии по легализации заработной платы, чтобы каждый трудящийся в Российской Федерации смог полностью воспользоваться всеми предоставленными ему правами, а также, чтобы государство получала в свой бюджет налоги и сборы в полно объеме.

Присутствуют на таких комиссиях, обычно, руководители компаний, нарушающие действующее законодательство в области установления размеров и сроков выплаты работникам заработной платы.

Вызовы на комиссию по зарплате

Нередко недобросовестные работодатели получают вызовы на комиссию. Пусть даже данный орган является всего лишь совещательным, присутствие на заседании лучше обеспечить, так как у членов комиссии может возникнуть мнение о том, что у работодателя есть веские основания игнорировать приход, а также, все неправомерные действия – это необоснованные действия руководителей.

Итак, если принято решение, что руководитель отправляется на комиссию по оплате труда, ему необходимо основательно подготовиться:

  • подготовить документы, которые всесторонне и полноценно могут подтвердить размер заработка работников, например, штатное расписание предприятия;
  • подготовить документацию, которая указывает на своевременность выплаты денежных вознаграждений работников;
  • подготовить письменные (или устные) объяснения того, почему в организации имеет место задержка выплат заработной платы, а также, по какой причине размер оплаты труда ниже по аналогичной отрасли.

Возможно, понадобятся и иные документы. Все зависит от конкретной ситуации, сложившейся в компании и причин вызова на комиссию. Однако очень важно, чтобы все доводы руководителя были достаточно убедительными для комиссии.

Так, например, глава компании может сослаться на снижение спроса продукции компании и уменьшение чистой прибыли, что негативно сказывается на финансовой составляющей, а, как следствие, и своевременности выплаты зарплаты.

Руководители нередко ссылаются во время проведения комиссии на то, что заниженный размер оплаты труда работников по отрасли компенсируется премиями по итогам работы каждого конкретного сотрудника. То есть, доход напрямую зависит от качества работы членов коллектива трудящихся.

Иногда, причины низкой зп обосновываются совместительством и трудоустройством на неполный рабочий день. Таким образом, работники имеют возможность получать дополнительный заработок на иных должностях у других работодателей.

Очень важно, чтобы причины тех или иных нарушений были реальными, достоверными и с точки зрения закона обоснованными.

В своей работе комиссия по заработной плате сотрудничает с различными государственными органами:

  • Гострудинспекцией;
  • Министерством внутренних дел;
  • Прокуратурой;
  • Налоговой службой.

В числе взаимосвязанных органов можно выделить и Профсоюзные объединения предприятий по отрасли.

Примечательным является тот факт, что на комиссию по зп приглашаются только работодатели компаний, заслушиваются только их доводы и объяснения. Работники же, в свою очередь, не приглашаются на заседания и их мнения не учитываются в итогах работы.

Скорее всего, считается, что сотрудники компаний могут защитить свои права в иных органах, начиная от профсоюзов и, заканчивая, судебными разбирательствами.

Подведение итогов работы

Во время проведения комиссии по легализации оплаты труда ведется протокол с помощью назначенного секретаря. По итогам работы работодателю выдается особенный документ.

Стоит отметить, что данные предписания носят всего лишь рекомендательную направленность для руководителей.

Это означает, что их исполнение является необязательным. Однако не рекомендуется игнорировать данный документ, так как комиссия имеет налаженные официальные связи с государственными органами.

Если комиссия оформит официальное обращения к ним о нарушении законодательства работодателями, то последствия могут быть не очень приятными для предприятия – административные штрафы в довольно крупных размерах. Они могут лечь на плечи, как юридического лица, так и конкретно руководителя и иных должностных лиц.

Рекомендации комиссии содержат перечень мероприятий, которые могут улучшить положение в компании относительно выплат вознаграждений работников. В комиссию следует предоставлять достоверные отчеты о проведенной работе.

Рекомендуется повышать специалистам заработную плату поэтапно, чтобы выплата налоговых сборов не стала для работодателя непосильной финансовой ношей. Это может касаться и выхода из теневых оплат труда работникам.

Ключевым моментом является переход к такому уровню заработка, который бы полностью соответствовал и даже превышал средний показатель для сотрудников конкретно взятой отрасли труда.

В любом случае, работодатель абсолютно волен в исполнении рекомендательных пунктов комиссии. Только обязательно стоит задуматься о том, каков может стать уровень жизни работников при таком экономическом положении компании. Трудящиеся просто могут добровольно уволиться с целью поиска иного источника заработка. Тем самым, компания потеряет кадровый состав, «упадет» выручка и неизбежным станет ликвидация или банкротство.

Неприятным моментом могут стать и забастовки работников, недовольных низким уровнем заработной платы и несвоевременными выплаты денежных вознаграждений. А такая ситуация влечет привлечение государственных органов, в частности, Прокуратуры Российской Федерации.

Поэтому, работодатель всеми силами должен стремиться, чтобы все законодательные нормы относительно работников соблюдались в полном объеме.

Можно ли избежать вызова на комиссию

Избежать не очень приятную процедуру присутствия на комиссии по заработной плате можно, если соблюсти некоторые законодательные установки. Так, для начала, стоит повысит размер оплаты труда работников до среднего по отрасли (показателям ОКВЭД).

Стоит убедиться, что у работников по схожим должностям и уровню ответственности примерно одинаковый доход или же размер незначительно отличается в большую или меньшую сторону.

Желательно снизить до минимального количества штат сотрудников, которые работают на половину ставки или по совместительству, так как могут возникнуть подозрения у комиссии в злоупотреблении правом. Нередко на практике такое трудоустройство сотрудников имеет лишь формальный характер. А в действительности человек трудится полный рабочий день и получает за это заниженный фактически размер оплаты труда.

Но существует в настоящее время вариант трудоустройства граждан без каких-либо рисков для своей компании – договор аутстаффинга. Данный подход предполагает оформление работников в иное юридическое лицо, а фактическое выполнение своих трудовых обязанностей будет происходить в ином предприятии, которое заключило соглашение о предоставлении работников (аутстаффинг).

Тем самым, риски компании являются минимальными, а деятельность легальной, правомерной и добросовестной.

На территории Белгородской области продолжают свою работу комиссии по легализации теневой заработной платы | ФНС России | 31 Белгородская область

Положение межведомственной комиссии по вопросам легализации заработной платы и обеспечению поступления доходов в бюджет администрации муниципального образования Георгиевского сельсовета.

1.1. Межведомственная комиссия по вопросам легализации заработной платы и обеспечению поступления доходов в местный бюджет (далее - комиссия) является коллегиальным органом, координирующим взаимодействие администрации муниципального образования Георгиевского сель­совета Кочубеевского района Ставропольского края с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, предприятиями и организациями по реализации мер, направленных на легализацию скрытой заработной платы, доведение уровня заработной платы до среднеотраслевого, но не ниже прожиточного минимума, а также пополнение доходной части местного бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений и повышение эффективности работы по взысканию задолженности по платежам в бюджеты.

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Ставропольского края, Уставом муниципального образования Георгиевского сельсовета, а также настоящим Положением.

1.3. Персональный состав комиссии утверждается главой муниципального образования Георгиевского сельсовета

2. Основные функции комиссии

2.1. Решение вопросов полноты выплаты заработной платы в организациях всех организационно-правовых форм и форм собственности на территории муниципального образования Георгиевского сельсовета.

2.2. Информирование организаций, наделенных контрольно-надзорными полномочиями, для принятия оперативных мер по устранению выявленных нарушений в сфере легализации скрытой заработной платы и обеспечению поступления доходов в местный бюджет.

2.3. Побуждение налогоплательщиков декларировать реально выплачиваемую работникам заработную плату, соответствующую показателям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и среднеотраслевому уровню оплаты труда с учетом социально-экономического развития муниципального образования, но не ниже прожиточного минимума.

2.4. Совершенствование организации работы, связанной с исполнением плановых назначений местного бюджета по налоговым и неналоговым доходам.

2.5. Обеспечение координации и взаимодействия представителей администрации муниципального образования Георгиевского сель­совета с предприятиями и организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности.

2.6. Обеспечение координации работы по погашению задолженности по налоговым и неналоговым платежам в местный бюджет.

2.7. Разработка предложений и рекомендаций, направленных на пополнение доходной части местного бюджета, и внесение их в установленном порядке на рассмотрение главе муниципального образования Георгиевского сельсовета.

3. Права комиссии

Комиссия для выполнения возложенных на нее функций имеет право: 3.1. Вносить в установленном порядке предложения главе муниципального образования Георгиевского сельсовета, территориальным подразделениям федеральных органов исполнительной власти по реализации мероприятий, направленных на легализацию скрытой заработной платы и пополнение доходной части местного бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений.

3.2. В установленном порядке образовывать рабочие группы для подготовки проектов решений и других материалов к заседаниям комиссии, привлекать в установленном порядке для участия в деятельности рабочих групп представителей правоохранительных органов, государственных и общественных организаций. 3.3. Приглашать на заседания руководителей организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для рассмотрения вопросов о неполноте выплаты заработной платы и уплаты налогов, причинах образования задолженности местному бюджету и принимаемых мерах по ее ликвидации.

3.4. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений администрации района, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, территориальных подразделений федеральных органов информацию, необходимую для работы комиссии.

3.5. Анализировать вопросы полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками - предприятиями и организациями, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования Георгиевского сельсовета, заработной платы, налоговых и других обязательных платежей в местный бюджет, заслушивать в установленном порядке их руководителей.

3.6. Получать информацию об устранении выявленных нарушений в части законодательства об оплате труда от организаций, в которых проводились обследования контрольно-надзорными органами, а также от руководителей, которые заслушивались на заседании комиссии.

4. Организация деятельности комиссии

4.2. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Дату, время, место проведения заседания комиссии, повестку дня ее заседания определяет председатель комиссии либо его заместитель. О дате, времени, месте проведения и повестке дня очередного заседания комиссии ее члены должны быть проинформированы не позднее чем за семь дней до даты его проведения.

4.3. В случае если член комиссии по какой-либо причине не может присутствовать на ее заседании, он обязан известить об этом секретаря комиссии. Член комиссии, отсутствующий на заседании комиссии, может представить свое мнение по вопросам повестки дня заседания комиссии в письменной форме, которое оглашается на заседании комиссии и приобщается к протоколу ее заседания.

4.4. При несогласии с принятым комиссией решением член комиссии вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к соответствующему протоколу заседания комиссии. 4.5. При необходимости на заседания комиссии могут быть приглашены должностные лица администрации Кочубеевского муниципального района, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представители контролирующих, правоохранительных и надзорных органов, общественных и иных организаций, эксперты и специалисты.

4.6. Решения комиссии принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов от числа членов комиссии, присутствующих на ее заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.

4.7. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются присутствующими на заседании комиссии.

4.8. Председатель комиссии:

4.8.1. Руководит организацией деятельности комиссии и обеспечивает планирование ее работы. 4.8.2. Имеет право решающего голоса на заседаниях комиссии. 4.8.3. Организует контроль за выполнением решений, принятых комиссией.

4.10. Заместитель председателя комиссии:

4.10.1. Выполняет поручения председателя комиссии, замещает председателя комиссии во время его отсутствия. 4.10.2. Участвует в подготовке вопросов на заседания комиссии и осуществляет необходимые меры по выполнению ее решений.

4.11. Секретарь комиссии:

4.11.1. Выполняет поручения комиссии и ее председателя либо его заместителя. 4.11.2. Участвует в подготовке вопросов на заседания комиссии и осуществляет необходимые меры по выполнению ее решений. 4.11.3. Организует подготовку заседаний комиссии, в том числе извещает членов комиссии и приглашаемых на ее заседания лиц о дате, времени, месте проведения и повестке дня заседания комиссии, рассылает документы, их проекты и иные материалы, подлежащие обсуждению. 4.11.4. В случае отсутствия секретаря комиссии в период отпуска, командировки, болезни или по иным причинам его обязанности могут быть возложены председателем комиссии либо его заместителем на одного из членов комиссии.

4.12. Члены комиссии:

4.12.1. Выполняют поручения комиссии и ее председателя либо его заместителя. 4.12.2. Участвуют в подготовке вопросов на заседания комиссии и осуществляют необходимые меры по выполнению решений.

4.13. Решение комиссии или протокол заседания комиссии рассылается членам комиссии и другим заинтересованным лицам в недельный срок после проведения ее заседания.

4.14. Решения, принимаемые комиссией, носят рекомендательный характер.

Комиссия по легализации заработной платы – что это?

В целях легализации заработной платы сотрудников в организациях и усиления контроля за соблюдением их прав государство пристально следит за уровнем оплаты труда и проверяет размер зарплаты на соответствие  уровню, установленному Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Липецкой области.

Комиссия по легализации зарплаты призвана узаконить заработок и трудовые отношения работодателей и персонала.

В администрации города Липецка действует межведомственная комиссия по работе с убыточными предприятиями, обеспечению своевременности выплаты заработной платы и ее легализации. В состав комиссии входят представители налоговых органов, Прокуратуры Липецкой области, Пенсионного фонда РФ, Федерации профсоюзов, Государственной инспекции труда в Липецкой области.

Задачи комиссии

Ключевая задача комиссии состоит в том, чтобы содействовать легализации трудовых отношений между работодателями и работником, устранить задолженности по зарплате сотрудникам предприятий, получить «зарплатные» налоги с работодателя в полной мере и провести легализацию теневой заработной платы.

Получили вызов на комиссию – что делать?

Несмотря на то, что комиссия в администрации является совещательным органом, ее вызов не рекомендуется игнорировать.

Следует подготовить документы, которые являются подтверждением факта начисления и выплаты заработной платы соответствующего уровня.

Итоги работы комиссии

По результатам заседания руководителям предприятий, приглашенным на комиссию, рекомендуется поднять зарплату сотрудникам и представить отчет об исполнении впоследствии.

В случае игнорирования приглашения на комиссию или непредоставление документов, подтверждающих уровень заработной платы в организации, высока вероятность того, что материалы будут переадресованы в контрольно-надзорные органы (Прокуратура Липецкой области, Государственной инспекции труда в Липецкой области), обладающие достаточными полномочиями для того, чтобы привлечь юридическое лицо и его руководство к ответственности вследствие допущенных с их стороны нарушений российского законодательства и применить серьезные меры по легализации заработные платы в организации.

За обнаружение нелегальной выплаты заработной платы работодателю грозит ответственность в соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ, а крайних случаях – уголовная ответственность согласно Уголовному кодексу РФ.

Поводом для проведения проверки может стать обращение гражданина или организации

Важно знать!

В Липецкой области действует «Областное трехстороннее соглашение на 2015-2017 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области», подписанное 23 декабря 2014 года вместе с «Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2015-2017 годы». В соответствии с данным Соглашением размер минимальной заработной платы работников, осуществляющих деятельность у работодателей внебюджетного сектора экономики, отработавших за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), в 2017 году должен составлять не менее 10740 рублей.

Сообщить о фактах выплаты  заработной платы в «конверте», а также о зарплате, не соответствующей региональному уровню, граждане могут по телефонам «горячей линии» 8(4742)23-91-43, 23-91-44 в администрации города Липецка.


Смотрите также