Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Как в китае учатся дети


Личный опыт: как дети учатся в Китае

В рамках спецпроекта, посвященного образованию в разных странах, «О!» успел поговорить с мамами из Венгрии, Англии, США, Италии, Чехии, Австрии, Швеции и Израиля. А о том, как устроены детские сады в Китае, нам рассказал преподаватель английского языка в китайском детском саду и счастливый папа Арсений Дроздов.

Арсений Дроздов

В Китае культ образования. Эту черту он, видимо, перенял у Японии, где критично важно, в какой детский сад ходит ребенок, потому что от этого зависит, в какую школу он пойдет дальше, в какой институт и, в конечном итоге, в какую корпорацию поступит на работу. То есть не нужно быть Пифией - детский сад сразу определяет судьбу и вырваться из этого круга, увы, очень сложно. 

Как попасть в китайский детский сад

В детские сады в Поднебесной принимают только по прописке, поэтому родители зачастую выбирают крошечную студию, но у хорошего сада или школы, вместо просторных апартаментов, но рядом с учреждением с плохой репутацией. Все сады платные. Цены на любой карман: в Пекине от 300 долларов до бесконечности.

Сады попроще предлагают довольно скромные условия, в частности, в них нет очистителей воздуха, а это очень плохо, ведь весь мир уже в курсе, что в Пекине чистый воздух – настоящая роскошь. В садах со средней стоимостью, а это около 600 долларов в месяц, очистители стоят. Я как раз в таком и работаю. Уровень загрязнения воздуха обычно прикидывают на глазок: видно соседние высотки – идем гулять, не видно – что ж, посидим в классе. И так целый день.

Как работает детский сад

Режим работы детского сада – с 8:00 до 16:30. Групп всего три: младшая (3-4 года), средняя (4-5 лет) и старшая (5-6 лет), в каждой из них в среднем по 25 детей. В нашем саду яслей нет – это типично для Китая. До сада с малышами сидят бабушки и дедушки. Политика «одна семья-один ребенок» дает о себе знать, она действовала с 80-х годов и отменили ее только прошлой весной. Говоря проще, у двух семей зачастую был только один любимый внук или внучка – «маленький император». Китайские суетливые бабули и дедули нянчат малыша, в то время, как родители работают (в Китае декрет как одно мгновение – всего 3 месяца), так принято в обществе.  Когда приходит время провожать детей домой, я часто общаюсь как раз со старшим поколением, потому что за детьми в сад, как правило, приходят старики. Они же и приводят их утром.

Как проходит день

Утро в нашем детском саду начинается с легкого разговора на английском «small talk». Мы встречаем детей, рассказываем про погоду-природу, попутно показывая карточки по теме. А по понедельникам день еще и начинается с поднятия государственного флага и исполнения гимна КНР в унисон. Дети знают слова гимна и поют. У жителей соседних домов, должно быть, стальные нервы – разделить этот патриотический порыв в 9 утра довольно сложно. Это американская традиция любить свою страну здорово прижилась в Китае.

Потом дети идут в свои классы. К слову, дети и занимаются, и играют, и едят, и спят в одной комнате. Деревянные кровати стоят стопками по 10 штук прямо здесь же, в конце недели все постельные принадлежности - от матрасика до подушки - дети забирают домой на стирку. Перед занятиями – завтрак, он не лишком разнообразен – это рисовая клейкая каша и пампушки «маньтоу» и (страшный сон советского пионера) никакого компота! Дети весь день пьют воду или сладкий йогурт. Зимой им еще дают пастеризованное молоко в маленьких пакетиках.

После завтрака свободные игры минут на 20. Затем дети рассаживаются полукругом и начинается урок английского. Мне на помощь приходит китаянка-воспитательница. Она помогает перевести что-то, если непонятно, но ее главная задача – сохранять дисциплину. Она даже может прикрикнуть на кого-то, если ребенок совсем не хочет слушаться. И это вполне нормально среди китайцев. Тут встречается и рукоприкладство, но если такой случай всплывает, санкции к детскому саду применяются очень жесткие, вплоть до закрытия.

Что такое «китайская мечта»

Китай во многом берет пример у США, а новый председатель КНР даже провозгласил курс на «китайскую мечту» по аналогии с «American dream», поэтому английский это must, и чем раньше ребенок начинает его учить, тем круче, по крайней мере, так считается в обществе. Хотя, конечно, польза раннего развития научно не доказана ни в одной стране мира.

Вместе с английским в Китай пришли и все праздники, начиная от Пасхи, заканчивая Хэллоуином, а также песенки и игры. Но есть и чисто китайские игры, например, мы часто играем в игру «Орел и цыплята»: один из учителей – орел, второй – курица, дети – это цыплята. Дети выстраиваются в линию за спиной «курицы». «Орел» должен обогнуть «курицу» и схватить кого-то из «цыплят».

Незамысловатая игра, но дети в восторге. В нее играют даже белые воротнички на корпоративах, чтобы укреплять командный дух. Видимо, все они росли в одних детских садах.

Китайские воспитатели, как правило, все с профильным образованием, им до 30 лет. В хорошем детском садике обязательно должен быть учитель-иностранец, который будет обучать детей английскому языку. Носитель языка ли он, или просто может связать два слова по-английски - это не так важно. Главное, что не китаец, иначе не престижно.

Читайте также:

Личный опыт: мои дети учатся в Швеции

В школу в 6 лет: мнение психолога

Текст: Арсений Дроздов

Фото: anythings/KK Tan/MIA Studio/Shutterstock.com

Как устроены китайские школы

Недавно среди широкой общественности прокатилась волна негодования по поводу предложения министра культуры увеличить учебный день школьника до семи вечера. Однако далеко не во всем мире это заявление вызвало бы негативную реакцию. Например, в Китае его сочли бы существенным послаблением школьного режима. Подробнее о том, как устроена китайская школа, в материале Евы Резван.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

«Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем» — слоган китайского старшеклассника вовсе не фигура речи. В стране с почти полуторамиллиардным населением высшее образование — один из немногих, если вообще не единственный социальный лифт для тех, кто хочет чего-то большего, чем ежедневная миска риса. Правда, заплатить за него нужно такую высокую цену, на которую способны, наверное, только самые выдающиеся дети в мире. А еще пять миллионов китайцев. Именно столько мест ежегодно выделяется для новых студентов-первокурсников. Не так, кстати, много, как может показаться на первый взгляд. Некоторое время назад министр образования России Дмитрий Ливанов жаловался, что студентами в России становятся почти 75% выпускников школ. Так вот, в Китае этот показатель ниже практически в четыре раза.

В некоторые университеты конкурс может составлять до 200 человек на место. Причем претендуют на поступление не только выпускники школ текущего года.

Традиционно провалившиеся на экзамене продолжают попытки снова и снова, доказывая, что настойчивость также входит в число китайских добродетелей. Иногда абитуриенты-ветераны действительно поражают воображение: несколько лет назад вся китайская пресса писала о 81-летнем Ван Ся (Wang Xia), которому удача улыбнулась лишь с юбилейного десятого раза.

Дышать нет времени

Типичный распорядок дня китайского школьника чудовищен, и с точки зрения санитарных норм, и просто по-человечески. Подъем не позже пяти утра и сразу же самостоятельные занятия. С восьми утра и до четырех дня уроки, а потом с четырех и до девяти вечера дополнительные занятия. Наконец, в девять вечера можно поужинать… и продолжить заниматься, пока усталость и сон не свалят с ног окончательно. Теоретически есть два выходных, но пользоваться обоими — дурной тон. Подобного «разгильдяйства» не поймут ни учителя, ни родители.

Воскресное утро — вот допустимый максимум отдыха для порядочного школьника, но если заполнить полезными учебными делами и его, это вызовет безусловное одобрение семьи и соседей. Китайская мудрость гласит: пока ты переводишь дыхание, тебе уже оттеснили на несколько шагов назад.

Летние каникулы зачастую не превышают десяти дней, и то часть из них посвящается необходимой самоподготовке. Обычная летняя картина в сингапурских торговых центрах с хорошими кондиционерами: сотни людей, совершенно не интересующихся шопингом, но корпящих над учебниками и тетрадями. Как правило, это старшеклассники, которые готовятся главному экзамены своей жизни — Гаокао.

Главные два часа в жизни

Гаокао — это всекитайские вступительные экзамены в вузы. Ежегодно в начале июня в течение трех дней все выпускники страны испытывают не только свою эрудицию и интеллект, но и психологическую и физическую выносливость.

В Гаокао входят как обязательные предметы (китайский язык, литература и математика), на каждый из которых отводится два часа, так и предметы по выбору: иностранные языки и так называемые комплексные науки. Тут хронометраж теста сокращается на полчаса.

Если ученик не уложился в отведенное время, экзамен считается несданным. Если ученик позволил себе разговаривать во время теста, что в силу понятных причин случается крайне редко, результат также аннулируется. А вот списывание грозит уже пожизненным запретом на сдачу Гаокао. Ясно, что при таком условии вопрос о шпаргалках даже не стоит.

Сравнивать ЕГЭ и Гаокао можно лишь формально. И то, и другое — эпохальные экзамены, открывающие (или закрывающие, в случае неудачи) двери в мир высшего образования. Однако степень нервозности и прессинга на учеников в Китае с российскими реалиями просто не сопоставима. Китайский подросток полностью задавлен возложенными на него ожиданиями родных и близких. Неудача на экзамене — не просто учебная неприятность, но нечто, сопоставимое с предательством семьи, моральный долг которой он должен возвращать всю свою жизнь. Однако мотивация, выстроенная на чувстве вины и долга, имеющая в распоряжении один только вполне ощутимый кнут и виртуальные пряники в «прекрасном далеко», не всегда приносит корректные результаты.

Колоссальные объемы информации, которые необходимо перерабатывать, кроме очевидной пользы для овладения предметом, ведут к жесткой расстановке приоритетов, часто в ущерб качеству. Западные преподаватели, работающие с китайскими студентами, рассказывают, что жуткая учебная нагрузка в большинстве случаев не позволяет ученикам сконцентрироваться, продумать и проанализировать тонны прочитанного и выученного. «Если я спрашиваю их мнение о какой-либо книге, то часто вижу лишь недоумение в глазах, — пишет в своем блоге американская преподавательница Рене Форсет Уильямс, — но все меняется, если я уточняю, что по книге будет тест. Некоторые так и говорят — если это не для теста, меня это не интересует». Фактически заучивается лишь то, что подлежит проверке. С одной стороны, это позволяет действительно полностью освоить программу. С другой — полностью исключает творческий подход, на который банально не хватает ни времени, ни сил.

Только для своих

Несмотря на всю средневековую жестокость китайской образовательной модели, попытки привить местный опыт на европейской и американской почве предпринимаются с завидной регулярностью. Особой популярности и успеха они, правда, не имеют. И все же время от времени педагогическое и родительское сообщество взрывается эмоциями, реагируя на книги об «иных» воспитательных концепциях. «Боевой гимн матери-тигрицы» — вполне говорящее название провокационного труда профессора Йельского университета Эми Чуа. Автор подробно рассказывает о стратегии обучения музыке своих дочерей, уже на первой странице перечисляя жесткий свод правил, обязательных для достижения успеха. Собственно, на самом деле это свод запретов. Девочкам нельзя участвовать в школьных праздниках и театральных постановках, смотреть телевизор, выбирать занятия по своему усмотрению, получать какие-либо иные оценки кроме пятерок и даже играть на других музыкальных инструментах, кроме тех, что выбрала для них мама. Как и следовало ожидать, подобная методика в итоге приводит к чудовищным конфликтам в семье и нервным срывам. Хотя в музыке девочкам действительно удается добиваться значительных успехов.

Подъем в пять утра, наказания и патриотизм. Как учатся китайские дети

Во сколько встают первоклашки в Китае, какой первый урок в китайских школах и как учеников наказывают за опоздания – рассказывает школьный учитель города Нантонг Полина Ермакова.

Очень ранний подъем

В большинстве китайских школ учебный день в начальных классах начинается в 7:30 утра. Поэтому пять утра – начало дня среднестатистического младшего школьника в Китае. И тут торговаться бесполезно. Будучи, вероятнее всего, единственным ребенком в семье, а следовательно и продолжателем рода, малыш уже должен учиться подходить ко всему с большой ответственностью. Как результат, родителям глубоко безразличны его стремления задержаться в кровати еще на несколько минут. Одеяло сдергивается незамедлительно, а свет включается автоматически еще на первых нотах будильника.

Можно усомниться в надобности столь раннего подъема, ведь впереди есть еще два часа. Но поверьте, китайским ученикам некогда нежиться в постели. Им нужно многое успеть. В связи с катастрофической занятостью именно утренние часы, по мнению многих родителей, идеально подходят для дополнительных занятий на фортепиано (привет соседям!), чтения, математики и многого другого. И, как это часто бывает, малыши просто не успевают доделать домашнее задание, поэтому ранний подъем оправдан еще и этим. Плюс в школу нужно явиться без опозданий.

Опоздал — будешь наказан

Опоздания в школу, как и любого другого рода провинности, строго наказываются. Конечно, система физических наказаний в китайских школах, когда детей били по костяшкам пальцев и спине деревянной палкой, уже ушла в прошлое, и знакома только родителям первоклашки или его бабушкам и дедушкам. Однако психологическое давление никто не отменял. Не хотите потерять свое лицо, стоя весь день перед классом и наблюдая, как другие дети учатся? Или получить тройную порцию упражнений по математике (поверьте, им и с нормой сложно справиться)? Или быть оставленным после урока, чтобы драить всю аудиторию? Что ж, приходите в школу во время. Думаю, вы уже сами понимаете, что опоздания здесь случаются крайне редко.

Внимание, урок!

Итак, школьный день начался. Сначала ученики класса (их может быть от 50 до 70 человек) дружно вслух читают какую-либо книгу. Делается это для поддержания коллективистского духа. В Китае без этого никуда! С малых лет посредством чтения детям пытаются внушить, что они являются частью системы, никто из них не лучше и не хуже, все равны, и выделяться не стоит, лучше добросовестно работать на благо общины.

После урока чтения иногда следует традиционная церемония поднятия флага. Она обычно происходит по понедельникам. Дети всей школы выстраиваются на стадионе, устремив взгляд на красное полотно. Патриотизм – еще одна неотъемлемая часть китайского общества.

Далее по расписанию следует зарядка, когда вся школа дружно под диктовку громкоговорителя выполняет незатейливые физические упражнения. Да-да, еще один способ укоренения принципов коллективизма в неокрепших китайских умах. Уроки физкультуры проводятся каждый день, а в некоторых школах по несколько раз в день, включая утренние упражнения и спортивные игры в конце учебного дня. Физические нагрузки – обязательная часть китайской системы образования. Все упражнения по силам согласно возрасту учащихся, вы не подумайте, никто не заставляет их ставить олимпийские рекорды.

Затем следуют такие предметы, как математика, английский и китайский языки, на постижение азов которых отводится львиная доля времени и усилий.

После них, в 12 часов дня голодные дети мчат в столовую, чтобы слопать свой обед в считанные минуты. Чтобы восстановить силы для дальнейших свершений, детям позволен большой перерыв, длящийся около часа. В это время школьникам разрешено удобно расположиться за партой, положив ручки под голову, и вздремнуть. Но часто бывает, что вместо обеденного сна дети заняты выполнением домашнего задания.

Во второй половине дня, где-то с 13:20, ученики в китайских школах изучают второстепенные гуманитарные предметы: пение, труд, рисование, естествознание, история и др.

А после школы...

Учебный день у учеников начальной школы заканчивается примерно в четыре часа вечера. Если же в школе предполагаются спортивные игры после занятий, или если ребенок за провинности был оставлен после уроков строгим лаоши (учителем), то домой он в лучшем случае отправится часов так в пять. Дети старших ступеней обучения освобождаются от школьных занятий намного позже.

После же ребенка ждут дополнительные занятия, например, в музыкальной школе или школах иностранных языков. Отужинав дома, малыш, скрепя сердце, приступает к выполнению домашнего задания. Поверьте, ему нет ни конца, ни края. И это только начало! Впереди 12 лет усердной учебы в школе и как минимум еще четыре года в университете. Китайская пословица гласит: «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем». И попробуй только здесь с этим не согласиться. 

Китайская система образования, к сожалению, не располагает к развитию творческого потенциала ребенка, а как раз наоборот держит своих учащихся в ежовых рукавицах, заставляя работать на благо светлого будущего день ото дня. 

Блог Полины

Особенности воспитания детей в Китае

Невероятное трудолюбие, целеустремленность и терпение китайского народа – во многом заслуга специфической системы воспитания, принятой в этой крупнейшей азиатской стране, показывающей в бурные темпы экономического роста и завидные спортивные успехи. Мы бы, пожалуй, назвали эту систему авторитарной и даже жестокой, но сами китайцы считают ее абсолютно естественной и единственно верной.

Печально известный лозунг «Одна семья – один ребенок», выдвинутый правительством в 80-е годы 20 века, заставил семьи с особой тщательностью подходить к рождению ребенка – права на ошибку у них не было. Женщина решала делать аборт, даже если ее не устраивал пол ребенка (с давних лет рождение мальчика считается в Китае большой радостью, а рождение девочки – неудачей), а о рождении малыша с возможными отклонениями не могло быть и речи. В сельском местности, правда, этого правила никогда не придерживались, «незаконных» детей или вовсе не регистрировали, или привыкли рожать и платить налог. Сейчас государство, убедившись в неэффективности старой стратегии, выдвинуло новый лозунг – двое детей, правда, многие китаянки, решившиеся на стерилизацию, уже не смогут им воспользоваться.

Политика ограничения рождаемости заставляет родителей воспитывать своего единственного малыша (максимум двух) очень строго для того, чтобы он вырос самым лучшим, самым талантливым, образованным, успешным. «Если ты не первый, то ты неудачник» - привычный лозунг китайский родителей. Это не жестокость, а трезвый расчет и забота о будущем своего чада, ведь «выбиться в люди» в миллиардной стране совсем не просто. Умение выживать в конкурентной борьбе прививается малышам с детства.

В отличие от ценностей, которые развиваются в западном обществе, во главу угла китайское общество ставит не личность ребенка и его гармоничное развитие, а лидерство, усердие и умение добиваться цели. Педагоги и родители не усложняют процесс воспитания такими понятиями, как нежная детская психика, самооценка, доверительные отношения с ребенком и т.д. Напротив, они считают, что это европейцы слишком «заморачиваются» проблемами детской индивидуальности. Китайских детей учат покорности, а проявления непосредственности и обычной эмоциональности считаются признаком незрелости и неумения держать себя в руках. При наличии проблем китайские родители ни за что не поведут ребенка к психологу, скорее накажут его или даже выпорют.

Амбициозное государство, понимая ценность «человеческого фактора», ставит целью всесторонне развитие детей. С 3-месячного возраста государство берет на себя воспитание детей, которых уже можно отдать в ясли. С 1,5 лет ребенок начинает получать развернутое и, надо сказать, вполне качественное образование: детей учат музыке, рисованию, развивают умственные и физические способности. С 3 до 6 лет дети ходят в бесплатные садики, которые мало чем отличаются от советских и постсоветских – здесь без лишних изысков детей приучают к труду и коллективному сосуществованию, начинают обучать грамоте. Внимание: ребенка, который в три года не умеет сам себя обслуживать (кушать, одеваться–раздеваться, ходить в туалет, вытирать себе попу и т.д.), в государственный сад НЕ ВОЗЬМУТ. Есть и частные садики, где лучше техническое оснащение, больше внимания уделяется культурному и эстетическому развитию, меньше детей и больше воспитателей. С 6 до 12 дети посещают начальную школу, следующие три года посвящены обязательному среднему образованию. А вот в старшую школу попадают только те, кто достойно учится, и конкуренция очень высока.

Школы в Китае требуют отдельного абзаца. В них дети не просто учатся, а по нашим меркам, просто «вкалывают». Ежедневно школьник встает в 5 утра, чтобы повторить и доделать уроки. В учебном заведении дети находятся весь день, дабы дать родителям возможность полноценно работать. Официально они учатся до 5-6 часов вечера, но на практике после кружков и дополнительных занятий приходят домой после 10 вечера! На каникулы им задают столько, что необходимо заниматься ежедневно не менее 2 часов, причем перед началом учебного года нужно прийти в школу и сдать задание учителю. Самое удивительное, что нервные срывы и переутомления при таком ритме жизни детям Китая не свойственны (или требовательные родители и педагоги их просто не замечают?)

Складывается впечатление, что ребенок для китайца – это некий проект, который в будущем должен обязательно оправдать все надежды родителей. И здесь мама и папа могут быть поистине безжалостными: часами заставлять играть гаммы, не давая ребенку есть, пить и отдыхать, пока у него не получится, так, как надо. Или разорвать открытку ко дню рождения мамы, если она окажется недостаточно хорошо сделана. Они идут на шантаж, угрозы, обман и суровые наказания, лишь бы дети отвечали установленной для них планке. Тратить время впустую, на телевизор или компьютерные игры китайцы не позволяют. Выбор вуза и будущей профессии для ребенка тоже делают взрослые. А уж о том, чего стоят победы маленьких китайских спортсменов, впечатлительным родителям лучше и вовсе не знать.

При этом китайские родители всегда приветливы и действительно любят своих детей. Как все это отражается на психике детей? Сложно сказать, ведь их в младенчества учат слушаться старших, не капризничать и довольствоваться малым. Но ведь штука – китайские дети совершенно открытые, улыбчивые, не «задерганные», ласковые к старшим и воспринимают свою «каторжную» жизнь как норму. В школах не стреляют, учителей не ненавидят.

Итак, китайский стиль воспитания – абсолютная противоположность европейскому, но ведь и трудолюбивые и дисциплинированные китайцы – абсолютная противоположность, к примеру, инфантильным и ленивым испанцам. Что-то в китайском воспитании покажется нам неприемлемым, а что-то и вполне разумным. А если снизить уровень авторитарности и сделать поправку на культурные особенности, мы узнаем в нем старое доброе советское воспитание. Которого иногда очень не хватает моим детям.


Смотрите также