Из москвы в грузию на машине
Месяц сентябрь в Грузии. На машине из Москвы в Грузию.
В конце лета после приобретения, как нам казалось, космического автомобиля Citroen С4 picasso, решено было отправиться в Грузию аж на целый месяц.
Сборы, как всегда, были шустрыми и простыми. Но, как всегда, дорога не могла оказаться прямой. Ещё пришлось сделать крюк километров в 300. Для того чтоб заехать в Орел, по каким-то семейным обстоятельствам. А так хотелось проехать по трассе М4 от начала и до конца. Но видать и не в этот раз.
ВНИМАНИЕ! В тексте МНОГО мата, и вообще повествование особенное, так что лучше проходите мимо. Но если очень хочется, читайте, но молчите:)
Проехав от Орла до Курска, решено было подремать пару часиков пока выползет солнце, и будет не так тяжко ехать. Оказалось, что поспали не пару часиков, а все 5 :). Двинулись прямиком на Воронеж, а там… там пробки, ведь день на дворе. Часа 3 убили на Воронеж и его окрестности.
Стало понятно, что сегодня нам очутиться в Грузии не светит. А уж тем более когда мы подъехали к Тарасовке. Все желания и надежды канули… Там как обычно собралась пробка. Потеря во времени составила час-полтора. Жаждущие дополнительного заработка, жители данного поселка торгуют нехитрой услугой под названием «объезд пробки» за скромное вознаграждение от 500 до 2000р. Но все посылаются до дому до хаты. Что удивило, даже дети на заработках. А ведь есть и те, кто ведётся. В итоге, даже если Вы заплатили, все равно встанете в пробку. Те, кто «сильно торопится», едут по обочинам и по полям, поднимая пыльные бури и заставляя дышать всем этим тех, кто стоит в пробке, а кто-то стоит в машине без кондиционеров и прочих буржуйских удобств, кто-то стоит с детьми. Но нам же похуй, нам надо быть первыми!
Дальше был Ростов. В Ростов надумали заглянуть для съема денег с карты. Но блядь эти ебаные развязки!!! Я думал такая жопа может быть в Мацкве, ну или в Ленинграде, где вообще раньше считали, что указатели — для слабаков, ибо все коренные ленинградцы и дорогу знают. Короче, поплутали малость, в итоге всё равно заехали не так как надо. Ибо указателей не было, решили ехать как можем.
Когда всё же подъехали к торговым центрам, всё уже закрывалось, и перекусить как планировалось, не удалось. Ну хуле, едем дальше, терять нечего. Уже на вылете с Ростова тормозят нас на посту ДПС, блядь. Берут документы, смотрят, просят припарковать машину и приглашают на регистрацию. А у меня башка не варит, я вообще как зомби нихуя не собрал раму и пошёл куда послали.
На входе встретил какой то чувак в штатском, начал спрашивать что да как, куда едем, где работаешь? А я был ещё и в хирургическом костюме… В общем, врать не хотелось, сказал что сижу дома и сосу лапу вместе с супругой, на последние купили машину и едем проведать родственников. В итоге, за всем этим светским разговором он даёт мне стакан, но нихуя не выпить, а чтоб я ему туда отлил. Я подумал, вот нихуя себе извращенец, чужую мочу хлыстать… Но он, оказывается, заподозрил меня в употреблении алкоголя, ну или больше, наверное, было похоже на ширку. Глаза стеклянные, врач (доступ к наркоте), короче, думаю щас мне тут припаяют за себя и за того парня. Я особо говниться не стал, хотя понимал, что могу отказаться от всяческих подобных тестов, плюс нагло в лицо сказал шо я трезв и не под кайфом, но он не поверил. Пришлось идти в их толчок и делать маленькое дело. По прошествии 5 минут меня отпустили с пожеланиями доброго пути. Жена за это время скормила все запасы еды собачкам, которые нашли доброе сердце.
Ну что ж, в добрый путь пожелали нам ДПСники, так в добрый путь.
Дальше, как обычно, едем аккуратно, краснодарские, ростовские горячие мудаки на машинах ездят шустро, резко, поэтому едем предельно внимательно, тем более ночь на дворе. Минуем Кущёвскую, мысленно посылая хуев в жопу всем запредельным мира сего. Едем и радуемся дороге. Жинка начинает уламывать спать ложиться. Но я не покидаю мыслей доехать до границы. Едем. Ах да, совсем забыл что уж совсем после Ростова тормознулись покушать. Там же, где тормозились и зимой, когда ехали в Грузию кататься на лыжах. Только тогда мы кушали доширак в машине, а сейчас мы кушали в придорожном рЭсторане:). Обычная кафешка, с кучей мелких котов. Покормили вкусно, сытно, лошадинно. Не особо дорого, в общем нормально. Кафешек там много, за Ростовом, в какой именно кушали не помню.:)
И вот едем значится мы. Каждый раз, минуя Цукерову Балку, очко сжимается до размера черной дыры, того и гляди вот-вот поглотит этот страшный и окутанный известной тайной пост. Но ничего, в который раз проезжаю его, всё нормально. Хотя, как видно, не у всех все так гладко. Кого-то досматривают, вытащив все вещи из автомобиля. В очередной раз проезжаем без происшествий.
Где то в районе Армавира встаём в ночную пробку. На приборке уровень топлива ругается уже давно. Прям честное слово на парах едем. Так как заправлялся я тогда исключительно на Роснефти, то ждал именно этой заправки. Дальнобои говорят, что сейчас после моста, где ДТП, будет заправка, это малость радует. Глушу машину, ибо стояк. Горячие кавказские парни пытаются просунуться меж машин, но тщетно. Я стаю и тихо ржу над ними, прям в глаза, в которых светиться вопрос, кдуа и нахуя? Кто-то подходит, спрашивает что там и т.п. В общем, так проходит какое-то время, и потихоньку начинаем движение. В это время замечаю грузинскую маршрутку! Был удивлён очень! Но расстроился, глядя на то, как он нагло лез и резал своих кавказских и славянских братьев. В общем, жуй с ним. У меня бенза на «0». На спусках просто качусь, не хочется встать где-то на полпути до бензоколонки. Фух. Заправляюсь. Прошу лить до полного, оставляю в залог карту, иду на улицу, дышу осенним воздухом и бензином. После заправки иду расплачиваться и тут меня ждет сюрприз. Говорят, что мы не заправились! Я говорю как так? у меня там где то на 1700 рублей. А мне вторят, что вашу машину наш компьютер не заправлял. Но я-то совестливый человек. Стараюсь разобраться и объяснить, что бензин я заливал из вашей колонки номер 7. В общем, там какой-то консилиум, но все будто бы работают вторые сутки без сна, тупят в смысле. В итоге отдают мне карту и говорят, что ничего сделать не могут. Вот это, я думаю, подарочек. Сажусь в машину, отъезжаю метров 30 и останавливаюсь в сомнениях. Что же делать дальше. Расценивать как подарок судьбы безработной молодой семье? Или же проверка совести? Пока думал об этом, жена уломала передремать чутка и потом поехать. Все одно — ещё месяц впереди. Легли спать.
Утро началось утром, под лучи солнца. Умылись, прополоскались, двинулись в путь. Где-то остановились на утренний завтрак. Похавали тоже вкусно, яичница, кофе, супчег. На подлёте к Минеральным Водам, решено было сделать крюк и заехать попить настоящих Ессентуков, которые я очень полюбляю, особенно если заболевает горло. Хотя, ясен пень, с источника совершенно другой вкус нежели из бутылки.
В общем, спонтанность взяла верх и мы двинулись в Ессентуки. В городе малость поплутали. Но мир не без добрых людей, путь-дорогу нашли быстро. И погуляли чуток по парку, купили поилки на сувениры, напились воды. И поехали дальше. В Ессентуках много народу, видать все ездят туда на лечение водами. От того, что народу много, можно подумать что вода действительно помогает.
Дороги по Кавказу везде отличные, отчего хочется гнать, но делать этого совсем не стоит. Потому как добрых местных полицейских очень много встречается на пути. По дороге, как обычно по рации, упал на хвоста осетинскому дальнобою, с которым ехал особо не парясь за то что там впереди происходит. Ездят там шустро, так что меня все устраивало. При въезде в Осетию, я как обычно знал что меня остановят и что-нибудь да попросят. Так, собственно, и случилось. Но я к этому уже привык. И к тому, что местные ездят как в Москве. Откуда собственно и возникает вопрос, кто же тогда ездит в Москве.. Ну да ладно. Всем уже давно известно про горячие головы Кавказа. Не только сердца. Отвлёкся. На посту в Осетии, по совету дальнобоя я вложил в документы 100 рублей и передал их якобы для регистрации моего въезда в республику. Соточка упала, документы отдали. Добрый путь!
Владикавказ, как всегда, заставил поплутать малость, хотя дорога проще простого. Всё время прямо! Но в поисках газпромовской бензоколонки мы слегка покружили. Зато заправили машину недорогим ещё пока бензином и даже залили канистру пятилитровую. Чего категорически делать нельзя перед таможней.
В общем около 18 нуль-нуль мы были на Российской таможне. Где, несмотря на то, что пятница, было не так много машин. Но, как всегда, присутствовала местная наглость, которая лезла без очереди. Конечно, не просто так, они же ТОРОПЯТЬСЯ!!! Ну а мы стоим тихо-мирно, соблюдаем ПДД и не жужжим.
На таможню, несмотря на небольшой хаос, попали быстро. Нас почему-то выдернули из очереди и отправили на рентген. Машину загнали в бокс, просветили, потом начали устраивать допрос. Что у кого лежит. Все сразу палятся, рассказывают, у кого конина, у кого водка. Когда дошла очередь до меня, я сказал, что везу много всего. Что именно вас интересует? Думал, может за канистру хотят спросить, или за ракетницу. А мне и вторят, мол что везёте, я говорю много всего везу, палатку, спальники везу, туплю страшно за несколько дней пути, это мне и помогло не спалиться. Не выдал я канистру бензина. Их в общем интересовала моя туристическая мебель. Отпустили нас, но с кого-то пришлось брать взятку в виде водки).
Отпустили, да поставили в конец очереди, т.е. в общий поток, который ещё не прошел досмотр. Получилась небольшая потеря времени, а так хотелось засветло подняться на Крестовый.
На выезде с таможни была пробка, собственно, как и на въезд. А всё из за того, что хитрожопые аборигены лезли без очереди на таможню, а кто там был, вспомнит что дорога там ппц какая узкая, только для двух потоков. Но нет, хитрюги лезли на встречку и втискивались перед другими машинами, которые стояли и ждали своей очереди. Наверное, найдется рано или поздно тот человек, который будет им судья. Пидорасы, честное слово!
Что приятно удивило — положили асфальт до первого тоннеля, кто знает там и участок пошире. И тут начались гонки!!! Торопыги, стоявшие позади меня и других автомашин, начали совершать обгоны, чтобы прибыть к грузинской стороне первым. И быть на 3 минуты шустрее. Лично моё мировоззрение не позволяет мне смотреть на сей факт как на нормальное поведение людей. Поэтому я малость их осуждаю.
За гонками было ещё одно удивление. На грузинской стороне работало два коридора на въезд в страну, что и создало естественную помеху для всякого рода «опаздывающих» упырей. Нас очень важный грузин определил в одну из очередей, а пассажира выгнал для пропуска через пешеходный канала. Очередь еле-еле двигалась, наверное минут 40 пропускали около 6 машин. Причем, если машина передо мной подвигалась на 50 см. вперёд, ко мне побегал нервный грузин и просил встать в жопу к автомобилю. Дабы я смачно вдыхал его выхлопные газы. Но я его послал точно так же, как и он меня просил подвинуться вперёд, нервно махая руками.
В общем, с горем пополам к тому времени как уже стемнело, мы проехали грузинскую границу. И, естественно, преодолевали перевал уже в глубочайшей темноте. Возможно, даже шёл дождь.
Перевал был весь перерыт и присутствовало много техники для строительства дорог. Что наводило на мысли, собственно, о строительстве дороги. Ближе к Гудаури мы уже въехали на асфальт, что малость нас порадовало. Ещё 200 км — и мы В Тбилиси! И упомяну кое-что для тех, кто, возможно, это читает перед первой поездкой в Грузию. У Грузинов есть одна особенность — им похуй, какой у тебя включен свет — ближний или дальний. Они всё равно, двигаясь на встречу, обязательно включат тебе в лицо дальник. Поэтому стоит перетерпеть этот бзик.
Ну и в принципе в последнее время я натыкался всё на менее радостные отчёты о Грузии, нежели это было в начале туристического наплыва. Возможно, и мой отзыв о посещении Грузии частично будет именно таким…
В принципе, как и что происходило дальше, в подробностях писать смысла нет, это полюбасу было интересно и весело местами. Поэтому буду писать то, что вспомню интересного.
В Тбилиси пробыли несколько дней, занимаясь разнообразными делами с нашими родичами и переодически споря о моих взглядах на грузин. В одном из прошлых отчетов я называл их свиньями, в плане их культурного поведения относительно чистоты окружающей среды. Ну не приучены они не мусорить, что я могу поделать! Как мне называть таких людей? Я не хочу сейчас обсуждать это, все нации, наверное, таковые, но сейчас склад о Грузии. И вот это мы и обсуждали. Мол неприятно. Согласен, мне бы тоже было бы неприятно и прошу прощения, кого это обижает. Но давайте чуточку последим за собой, ведь у вас такая прекрасная страна, и такая богатая своей природой.
В Грузии в этот раз нового мы увидели не так много, как в первый раз, несмотря на то что было времени аж целый месяц. То ли какая-то вселенская хандра на нас опустилась то ли частые дожди, всё это не давало нам развернуться:). Поэтому из новых мест мы увидели только Боржом, Бакуриани и Вардзию. Ну и всё, что было по пути к этим пунктам.
Боржоми не зацепил ничем. Вообще тухлое место, ну хотя кто-то говорит, что вода, воздух тру ля ля. Для того чтоб попить воды из 3 краников на весь Боржом, нужно постоять в очереди нехилой. Причём, два крана — это теплый боржоми, а один холодный. Боржомский парк — просто обычный густой лес, в конце которого типа серный бассейн 5на3 метра, в котором куча народу, и за вход на территорию поляны, где бассейн ещё и надо заплатить. Ну пиздец, я никогда не понимал такой херни. Думал, только в Краснодарском крае такое может быть, да в Крыму. Но нет, видать Грузия — Мать городов Русских:))). Короче, в Боржоме делать нечего, если вы конечно не бесконечно больной человек и на боржомский воздух и воду у вас последняя надежда, так лучше езжайте Бахмаро!.
Лесопарк Боржоми Боржоми Боржоми. Девушки в Боржоми Смотровая в БоржомиВ тот же день мы уехали в Вардзию.
Какие же виды по пути интересные! Дорога после Боржоми все время идет среди гор. Причем, горы имеют свой цвет отличный от запада Грузии. В общем, своего рода пустыня. Вардзия — интересное место, куда стоит съездить, причем желательно дней на несколько, так как в округе есть где погулять и что посмотреть. Но мы, к сожалению, этого не сделали. Лишь побывали в «городе» царицы Тамары. Отужинав в местном ресторане, очень вкусно и весьма недорого, мы двинулись обратно в Боржом. К сожалению, уломать супругу так и не удалось на ночлег в горах, где было видно ахулиард звезд, а у меня с собою ведь телескоп…
Короче, оказались снова в Боржоми. Наверное, часов 12 ночи было. И даже тогда была очередь к крану с холодной водой.)))
Прогулявшись по пыльному и строящемуся Боржоми, порассуждали о дальнейшем развитии курорта с новым пафосным размахом и, плюнув на все это, отправились в Бакуриани.
Ночью в Бакуриани делать нечего и, поплутав малость по ночному городу, поставили машину под чьим-то забором и улеглись спать. В ту ночь температура опускалась до 0 градусов. Горы, хуле. Утром мы поездили по городу посмотрели на его окрестности и канатки. Остановившись у новой канатной дороги, думали может откроется для туристов… Но нет. Работают там, видать, только в сезон или по знакомству.
Пока ждали, кормили котика.
грузинокот грузинокот грузинокотВ общем, уехали мы оттудуава. Хотя виды, наверное, там очень красивые на верхотуре-то.
Побыли недельку в Батуми, нам повезло — застали хорошую погоду. В этом году вообще погоды хорошей мало было. Так нам поведали местные. А также поведали о многокилометровых пробках из-за наплыва туристов.
Закат в Батуми Закат в Батуми Закат в Батуми Батуми, башня алфавит Батуми колесо обозрения Башня грузинского алфавита Буржуйский шератон кажется М+Ж Батумский бульвар вечером Кафе на Батумском бульваре Фонтан в Батуме Кафе на бульваре в Батуме Пирамиды в Батуми Пирамиды в Батуми Пирамиды в Батуми Пирамиды в Батуми Батуми вид сверху Батуми и его окрестности церковь на горе в Батуме Небо Люди на смотровой площадке в Батуме ночной старый Батуми ночной Батуми ночной Батуми ночной Батуми ночной Батуми ночной Батуми ночной Батуми в мореЗатем поездили по родичам, дальним и близким. В общем, проводили время по-всякому.
Из запоминающегося и яркого, стоит отметить поездку в Бахмаро, к сожалению очень короткую, почему-то мы все время куда-то собирались, а по факту — просто проебывали время.
Так вот. Решено было как-то утром отправиться в Бахмаро, так как в гости нас никто не звал особо, просто в один момент мы оказались в Грузии с нашими родственниками из Орла, которые были в гостях у своих родственников, а мы уж больно соскучились по тусовкам. Короче, отправились в горные горы. А уж потом получили приглашение. Короче о горах. Бахмарошка, так мы её ласково прозвали, одно из ярких и добрых мест, которые я встречал в Грузии за всё время пребывания. Вот и в это раз, зарулив туда 16-го сентября, когда там уже почти никого не осталось (на лето там много народу), мы с жинкой было начали штурмовать гору на автомобиле. Но проклятый автомат и здравый смысл не дали нам поехать дальше. Так что мы всё-таки взяли рюкзак, одежду, рации и двинулись просто по дороге, посмотреть куда приведёт.
В итоге заползли на гору, с которой было видно весь Бахмаро и всякие окрестности, типа Махарадзе. Тут нас на горе звонком обрадовали наши московские парни, что сегодня мы будем бухать уже вместе, они скоро будут у нас. Ух как мы обрадовались, но потом малость расстроились. Грузинское гостеприимство отказалось принимать наших друзей не у себя дома. Этому у принимающей стороны было множество причин. Нас, двух славян, это малость удивило. Мы привыкли немного по-другому. А тут в Грузии такой поворот… В общем, решено было спускаться с горы, перехватывать парней и снова двигаться в Бахмаро.
По пути я присмотрел полянку для ночлега, на случай если будет поздно и не успеем в само Бахмаро. В последствии мы на ней и остановились.
Дорога по которой мы пытались проехать на ситроене Горная лаванда:) Горна речка в Бахмаро Горна речка в Бахмаро Если бы я там ехал, я бы наклал керпичей Зил в Бахмаро виндовс валикоша Жильё в БахмароНо вернусь к Бахморошке походной, горы там красивые, хоть и не скалистые. Зато, при стечении некоторых обстоятельств, можно увидеть Северный Кавказ, Эльбрус. Воздух замечательный, люди доброжелательные. Мы причем были не в самом Бахмаро, а дальше. Подъём на гору открывает все больше интересных видов, к которым хочется оказаться поближе.
Вилка в горах Бахмаро На привале. Воздух отменный! Валикоша на привале. Бахмаро Бахмаро Тяжелый подъем Валикоша архар Вилка на вершине Валикоша на вершине коровки на вершинеИ ещё малость фоток с видами в Бахмаро.
В Грузии повсеместно стоят кресты. Виды захватывают дух Суровые скалистые горы кавказа Суровые скалистые горы кавказаС парнями встретились в Озургети и, закупившись самым необходимым, снова двинулись в сторону Бахмаро, через Набеглави. Набеглави, как известно, обладает всяческими целебными свойствами, вот этих свойств мы и напились.
Дальше было Бахмаро, алкоголь, костер, музыка, рассвет. Все весело и по-компанейски. Тут думаю всем понятно, что такое компания друзей. Нам несказанно повезло с погодой, ночью было около 12 градусов тепла и это на высоте свыше 1000 метров в сентябре. В общем, очень и очень круто было! Так что, кто будет в Грузии — обязательно побывайте в Бахмарошке. Будьте, конечно, внимательны, потому что там есть дикие звери. Хотя сейчас, думаю, звери уже боятся людей и по доброй воле не подойдут:) Ночь была беззвездной, и телескопом воспользоваться не удалось. Уж который раз вожу его с собой, а толку 0, хотя возможность была… Но что уж махать телескопом, сидя в туманной Москве, после горного неба.
Встреча на Бахмаро:) тусячим, мусор весь убрали за собой. Решили поджечь»пень» Тусячим:) всем мир! Светает. Место ночлега Рассвет утречко раннее утроВ общем, ребят на утро на гору поднять не удалось. Максимум, на что нас хватило, доехать до самого селения Бахмаро. Там купили мацони, у деда. Литра 2, из которых съели-выпили лишь грамм 500 на 4-х. Похавали доширака, подышали запахом горного воздуха вперемежку с коровьим говном, и поехали в сторону Батуми.
Наверняка вопрос стоит о вреде курения Тусячим, уже отошли от ночи:) В.В.В Батуми мы задержались дней на 5, наверное. Всё как обычно — море, кафе, вино, бульвар. Тут все как везде, как в обычном курортном городе. На море лучше ездить в Сарпи, море там значительно чище, чем в Батуми, питаться лучше где-то дома или же, если это кафе — в городе, а не в курортной зоне. Но это мои личные предпочтения за несколькоразовое пребывание в Батуми. И стоит отметить пендосский макдак — он там необычайно вкусный. Продукты что ль свежее, а может просто не испоганились ещё.
Чистота воды в Сарпии (canon 7d) Вода в Сарпии снято на canon 7d Сарпи Чёрное море Сарпи Чёрное море Сарпи Чёрное мореВ Батуми также есть знаменитый Бульвар, на котором можно убить время перед сном. В начале его, у гостиниц буржуйских, есть «парк развлечений» с колесом обозрения. При желании, дня на два можно растянуть радости Батумского бульвара. Но такое ощущение, что он скоро развалиться. Мишку прогнали, и складывается впечатление, будто бульвар этот нахуй никому не нужен. Ещё несколько лет постоит, а потом будь что будет. Поживем — увидим…
Есть в Батуми и ночная жизнь. Но, как это ни печально, большинство людей (местных) сейчас говорит о повальной проституции в Батуми. Продают себя все нации бывшего СНГ. Но что ещё более печально, ярые противники туретчины — грузинки, тоже торгуют своим телом. К счастью, удостовериться в этом у меня не было возможности. Но таковы слова местных.
Итак, к чему это я. Забрели мы как-то в ночной клуб, что крутиться на хую у самой высокой башни в Батуми, точнее жилого дома, под названием VOX, кажется так. Короче, зелёный хер такой, посреди двух-пяти этажек. Пожрать нечего особо, нам как гостям «предложили» на выбор, одну, самую дорогую водку из меню, потому что другой не было. В общем, похер что делать, отдыхать пришли. Танцевать оказалось там тоже надо по правилам, нас было хотели выставить за слишком громкое поведение и сильнотопанье по полу. В общем московских пьяных танцев там особо не поняли, тем более после того, как я «разговорился» с ди-джеем, который сука оказался несдержанным мудаком и захотел было начистить мне лицо, но благодаря моей бухой выдержке и вовремя подоспевшей охране, которая в общем-то следила только за нами, конфликт был быстро исчерпан. Я, честно говоря, до сих пор понять не могу что там случилось. Ну говорил я с ним о профессиональном, а он то ли объёбаный наркотой со сломанной нервной системой, то ли просто я его заебал, алкаш хуев, уже не мог терпеть пьяной русской речи и кинулся на меня. В какие-то доли секунды он вылетел из своей окопы диджейской и начал было трясти меня. Спасибо моим парням и охране, конфликта не произошло. Я потом ещё минут 20 сидел разговаривал с одним из охранников о жизни.:)
Ах да, чуть не забыл, ухтыжёб!!! Там же были ещё народ кроме нас, разный — разнообразный. Но больше всего меня удивило хуйло с Украины, а именно с её запада, вот честно не помню откуда именно, в голове осталось только Львов и Ивано-Франковск. В каком именно из них живет это мерзопакостная нацистская хуйня, я не помню. Но блядь, какого хрена мне говорить, что я москаль и типа я его голодом морил, и делал ещё кучу всякой хуйни. Так как в этот день я был очень толерантным и спокойным, я просто тупо смотрел на вечерний Батуми и слушал всяческую херь про то, какие же падлы эти москали и русичи или черт знает как мы там у них называемся. Ему, блядь, даже моя родня с Украины москалявчиной отдавала. Но так как было только начало вечера, я не обращал на этого хуя никакого внимания. Я не нацист — я пацифист, но таких хуев не люблю. К Украине отношусь с большой любовью. Это для всяческих человечков, которые могли бы подумать что я тут всех украинцев полил грязью. Я люблю Украину и часто там бываю. Ну да ладно, забыли про этого хуя, они везде есть. Но я не подозревал, что столька негатива мне придеться встретить в этом ахуенном батумском модном клубе под названием зелёный хуй, т.е. ВОКС, кажется так.
Кстати, стоит отметить ужасное состояние самого здания, оно ещё очень молодое, но выглядит плохо, трещины, обшарпанность как внешне, так и в недрах. Но это так — наблюдения.
Вот так проводили мы свое время в Грузии.
В какой-то из дней мы разъехались с парнями по своим уголкам Грузии, дабы попрощаться со своими близкими. Встретились в Кутаиси. Кстати, вспомнился один случай из зимней поездки в Грузиюю. Двигаясь в сторону Озургети, минуя Кутаиси, встретилась мне там одна машинка — лендровер какой-то, на красивых московских номерах типа 199 199, ну что-то в этом духе. Так мало того, что этот джиппер был просто наглухо тонирован, так он ещё и хуярил по встречке, объезжая те несчастные 5 машин, которые стояли перед ним на светофоре. А говорят, в Грузии нет корупции.
К чему я это вспомнил, потому что понятно и дебилу, что за рулем той машины сидел какой-то явно непростой жуй, который имеет связи в верхах как здесь, так и там. Так к чему это всё я вспоминаю. Каждый раз, въезжая в Кутаиси, я вспоминаю одну присказку: Кутаиси — криминальная столица СССР. А мы её дети блять, в смысле — дети СССР. Слава Богу и слава Аллаху, я не дитё кутаисских, сухумских и прочих верхов нынешней власти:) Хотя на данный момент в Росси власть малость другого складу. Но не о политике здесь.
В общем, спустя сколько-то дней мы оказались в Кутаиси, где побывали на обряде в честь здоровья нашего близкого человека и его семьи, я не помню как это называется. Но суть в том, что там режут барашка и потом его кушают и чуток выпивают. Это скорее религиозный обряд, нежели Новый Год в моем понимании праздника. Затем, когда все уже подпили, нас кто-то из местных хотел оставить у себя и повозить по окрестностям ещё пару деньков. Но гостеприимство не позволило этого сделать… В общем, не все то золото, что блестит. И заглянув в Сатаплию, мы отправились в Тбилиси к нашим родичам, налив в Грузинский бокал ещё немного горечи. А тут ещё этот недоделанный ситроен что-то мозга трахал по пути. Настроение паршивенькое, в общем.
По Тбилиси проболтались ещё почти неделю, съездив ещё и в Кахетию, а именно — в город влюблённых, как его прозвали. Кахетия тоже особо не зацепила. Во всяком случае, видели мы мало и сделать какой-либо вывод сложно. Но первое впечатление: ни рыба ни мясцо.
Сигнахи Сигнахи Сигнахи Сигнахи СигнахиДальше закупились на рынке и двинули в путь в Москву.
Подъем в Гудаури По пути в Гудаури Снято с Арки дружбы Снято с Арки дружбы Финита.На российской таможне ребята отдали 1000 рублей за то, что везли литров 15 вина и сыра головок 10. Мне тоже вынес мозги какой-то жуй в пальто, но потом отпустил когда узнал что ребята заплатили. Логики я так и не понял.
Доехали с одной остановкой часа на 2.
Из приятного, дорогу на крестовом перевале полностью заасфальтировали. Теперь и без того шумахерные грузины, будут шумахерить по перевалу.
«Вот такое вот хуёвое лето»
Выводы: делайте их сами, я лишь поделился своими мыслями. А на мир мы можем смотреть по-разному. Однозначно, зла я никому не желаю, всем лишь добра.
Ах да, по прошлым отчётам и видео, мне часто пишут какие-то хуи, всякую хуйню, про то кого бы они выебали и прочую юренду, не соответствующую моральным принципам. Я вам заранее говорю — идите нахуй.
А всем остальным, желаю добра!
Больше фото из этой поездки на сайте foto.kzmz.ru
И напоследок видос:
В Грузию и Армению на машине из Москвы – краткие итоги
Понравился материал? Поделитесь с друзьями!
Итоги нашего путешествия в Грузию и Армению на автомобиле из Москвы в Августе 2017. Почему Грузия и Армения? Как обстоят дела с дорогами, безопасностью и отношением к русским? Каков бюджет поездки? Вообще, стоит ли оно того?
Итак, мы вернулись из нашего очередного путешествия, время подводить основные итоги.
О некоторых аспектах подготовки поездки, я уже писал в этой статье. Хотя, безусловно, подготовка подобного путешествия – дело относительно трудоёмкое и заслуживает отдельного материала. Обязательно напишу подробнее – подписывайтесь на обновления, используя многочисленные кнопки на сайте, в том числе вот эти внизу 🙂
Подписка в Facebook Подписка в VK Подписка в Telegram Подписка по E-mail
Про маршрут (6000 км от МКАД до МКАД), обо всех отелях, где мы останавливались и о посещенных местах я подробно написал в этой статье.
Здесь же мы обсудим общие вопросы и впечатления, а так же бюджет нашего путешествия в Грузию и Армению.
Почему Грузия и Армения?
Куда поехать в Августе, чтобы было недорого, и чтобы море было, и чтобы посмотреть было на что? Да и ещё чтобы народу было поменьше. Вариантов, на самом деле, при ключевом слове “недорого” – совсем немного. Почти все без исключения “пляжные” направления в самый пик сезона выливаются в очень приличный бюджет, для большинства попросту неподъемный. Даже наши “юга” (Кавказ, Крым) при приличных условиях (жизнь в палатке без нормальных “удобств” и готовку пойманной рыбы на костре я в расчёт не беру, хотя для кого-то это тоже вариант), бюджетными никак в сезон не назовёшь.
Грузия показалась (и, в итоге, оказалась) как раз таким вариантом. Море – есть, для Черного достаточно чистое и без медуз. Огромное количество интересных мест по всей стране (а страна относительно небольшая). Цены на еду и проживание – в 3-4 раза ниже Европейских (при сравнимом или лучшем качестве), да и с нашим югом сравнение примерно такое же.
Армения же очень удачно вписывается в маршрут при посещении Грузии, ибо от Тбилиси до границы с Арменией – меньше 100 километров пути. При этом, Армения отличается от Грузии по многим параметрам: природа, люди, достопримечательности. Но в Армении нету моря (зато, есть замечательное озеро Севан), поэтому скомбинировать отдых на море с посещением интересных мест в рамках одной страны не получится. Кроме того, единственный способ попасть в Армению “по земле” – опять-таки через Грузию. Ну или через Иран (но это уже чересчур экзотическое путешествие получается). Границы других близлежащик стран (Азербайджан, Турция) с Арменией закрыты.
Прекрасный Севан (меня Виталием зовут, если что) Севанаванк Прекрасный Севан В горах Аджарии Арарат и мы Свет! Ахпат
Из Москвы в Грузию на машине
Грузия – удивительная горная страна, где живут гостеприимные люди, которые принимают туристов и путешественников с радушием и стараются окружить их заботой. Из Москвы в Грузию многие ездят на своем автомобиле. Если вы собираетесь проделать этот путь в первый раз, то информация, изложенная в данном материале, вам наверняка пригодится.
Дорога от Москвы до грузинской границы
Самым кратчайшим маршрутом из столицы России в Грузию станет дорога через Ростов-на-Дону, Владикавказ и контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс». Не спеша ее можно преодолеть в течение трехдневного путешествия. Первый день посвятите поездке в Ростов-на-Дону. Москва находится от этого южного российского города на расстоянии 1,1 тысяча километров. В Ростове советуем заночевать в одной из местных гостиниц. На следующий день вы отправитесь во Владикавказ. Этот участок дороги составляет семьсот километров. В городе вы переночуете, а утром желательно пораньше выдвигаться в сторону «Верхнего Ларса», так как на этом контрольно-пропускном пункте вы можете задержаться надолго.
Почти весь участок дороги от российской столицы до границы с Грузией не вызывает никаких нареканий. Из Москвы в Ростов-на-Дону вы можете попасть по федеральной трассе М4 «Дон». Участок между Ростовом и Владикавказом вам придется преодолевать по дороге Е115/Е117. В любом случае во время поездки не съезжайте с главной дороги и двигайтесь по указателям в сторону Владикавказа. Обратный путь лучше всего проделать через приграничный городок Казбеги. Из Тбилиси к нему вы будете ехать по живописной Военно-грузинской дороге. В Казбеги можно заночевать, а с утра преодолеть КПП и спокойно двигаться в сторону Москвы.
По пути советуем остаться на ночь в Пятигорске, который находится приблизительно в 200 км от российско-грузинской границы. До Владикавказа вы доедете довольно быстро. В нем можно заночевать, направляясь в Грузию. А до Ростова-на-Дону расстояние от границы составляет приблизительно восемьсот километров. Не везде на этом участке оборудована прямая и скоростная дорога. Если вы решите остаться на ночь в Пятигорске, то советуем выбрать одну из прекрасных гостиниц, которая находится на территории городской окраины, немного в сторону от трассы из Владикавказа в сторону Ростова-на-Дону. Именно здесь любят останавливаться автомобилисты, которые едут домой после посещения Грузии. В этом случае вам не придется долго петлять по самому Пятигорску. Сверните с автотрассы и спокойно отдохните в уютном отеле.
Дорога Москва-Воронеж обладает семью платными участками. На проезд по ним вы потратите приблизительно семьсот рублей. За Воронежем платных участков уже нет, но дорожное покрытие оставляет желать лучшего. Трасса Ростов-на-Дону-Владикавказ тоже бесплатная, но дорога здесь более качественная.
Видео:
Ростов-на-Дону–Владикавказ
Об этом участке дороги стоит рассказать отдельно. Расстояние между Ростовом-на-Дону и Владикавказом составляет семьсот километров. Но показатели некоторых навигаторов приводят к путанице, в результате которой автомобилист сбивается с дороги. Например, выезжая из Ростова, навигатор может показать не простой путь по роскошной автотрассе Е115/Е117 с посещением Минеральных вод, Пятигорска и Нальчика, а скоординировать вас на север в сторону Зернограда, колхозных полей, семейных ферм, степей Ставрополья, казачьих станиц и глухих горных аулов.
В результате в Северной Осетии вы окажетесь не с западной стороны, а с северной, через Моздок. Дорога от этого города до Владикавказа оборудована 7 постами дорожно-патрульной службы, которые построены в виде армейских блок-постов. Здесь есть шанс, что без взятки постовому вы проехать не сможете. Особенно злостные гаишники находятся на приграничном участке Ставропольский край-Северная Осетия. В любом случае, двигаясь по этой дороге, вы потеряете время и вам могут испортить настроение.
Советуем перед поездкой в Грузию на автомобиле взять с собой в дорогу сторублевые купюры для нормального передвижения по территориям северокавказских республик. В этом случае вы «ускорите» проверки местных гаишников. Стоит отметить, что постов дорожно-патрульной службы на дорогах Северного Кавказа установлено довольно много. Если выбрать неправильный маршрут на Владикавказ, то вы будете ехать по редким аулам, оврагам и сопкам. Если вы заблудились, то лучше не надеяться на показатели навигатора, а обратиться за подсказкой к местным полицейским или даже простым прохожим, иначе можно серьезно заплутать и потерять много времени.
Оказавшись в северной части Осетии, вы покинете цветущие и возделанные поля Ставропольского края. После проезда КПП ситуация резко меняется. Дорога в сторону грузинской границы окружена редкими полями и бедными полузаброшенными селениями. Данная местность характеризуется угнетающей и неблагополучной атмосферой. Оптимально преодолеть участок дороги Ростов-на-Дону-Владикавказ можно за 10 часов, но если вы поедете не в том направлении, то готовьтесь провести в пути на пять или шесть часов больше времени. После Владикавказа вас будет ждать российско-грузинская граница и контрольно-пропускные пункты «Верхний Ларс» и «Дариали».
Заправки по трассе до Грузии
По дороге до Грузии с российской стороны находится большое количество приличных заправок известных отечественных брендов «Лукойл», «Роснефть», «ТНК» и так далее. Самым дешевым бензином на пути до Владикавказа славится Тульская область, а дороже всего за топливо вам придется заплатить в Ставропольском крае и Северной Осетии. Советуем позаботиться о полном баке и добавочной канистре в Тульской области. Тогда дозаправка автомобиля до самого Владикавказа вам не понадобится.
В этом южном городе лучше всего заправляться на знакомых российских АЗС, например, «Роснефти» или «ТНК». Ни в коем случае не заливайте в свою машину бензин, который предлагают частники. В принципе, это касается не только Владикавказа, но и других мест, которые вы будете проезжать. На вашем пути могут встретиться заправки незнакомых брендов, к примеру, «Томскнефти», логотип которых очень напоминает торговый знак «Лукойла», «Роснефти» или «ТНК». Объезжайте такие места стороной, иначе в баке вашей машины может оказаться не бензин, а «ослиная моча».
Где можно перекусить?
По автотрассе М4 «Дон» расположено много заведений общественного питания. Здесь открыты пирожковые, чебуречные, шашлычные и рестораны при отелях. Стоит отметить, что не все из них предлагают качественную еду. Конечно же, лучше всего взять что-то перекусить с собой в дорогу из дома. Также советуем обратить внимание на кафешки, которые расположены на заправках известных брендов, типа «Роснефти». Воспользовавшись их услугами, вы сможете сэкономить на времени: «покормите» свой автомобиль и перекусите сами.
Поездка по Грузии
После того как вы пересечете границу Грузии, вас сразу порадует живописная горная местность. Вы будете ехать по Военно-Грузинской дороге в окружении красивой природы и преодолеете знаменитый Крестовый перевал, который расположен на высоте почти 2,4 тысячи метров над уровнем моря. Это единственная автомобильная трасса, которая ведет от границы по Грузии. По ней же едут путешественники, направляющиеся на своих машинах в сторону Армении. Эта дорога относится к самым опасным в Грузии. В зимний период здесь нередко сходят лавины, а во время сильных дождей и снегопадов по Военно-Грузинской дороге проехать просто невозможно.
Участок Ростов-на-Дону-грузинская граница можно преодолеть за половину суток. Далее некоторые автомобилисты останавливаются на ночлег в Степанцминде – это красивый горный поселок с многочисленными гостевыми домами, который расположен рядом с Казбеком. Граница находится от него в одиннадцати километрах. Здесь можно произвести обмен валюты и посетить церковь Св. Троицы в Гергети на высоте почти 2,2 километра. Эти места запоминаются живописными видами Казбека. По утрам здесь бывает пасмурно, идут дожди, а из-за густых облаков не видны горные вершины. В этом случае посетить церковь можно на обратном пути при ясной погоде. Не забудьте захватить с собой в Грузию теплую одежду. Она вам наверняка пригодится.
К храму можно проехать по узкой дороге, которую сопровождают обрывы. Советуем вам опасаться встречных автомобилей. Лучше спокойно их пропустите. Дорога покрыта острыми камнями, которые представляют угрозу для колес. Для проезда к церкви можно воспользоваться услугами местных водителей: сесть в один из их минивэнов и добраться на гору, заплатив от пятидесяти до семидесяти лари. Правда, в дороге будьте готовы к ужасной тряске, но поднявшись наверх, вы о ней забудете, а станете любоваться великолепными видами.
Далее советуем отправиться в Боржоми. Степанцминда расположена от этого знаменитого курорта в 255 километрах. Половина дороги туда представляет собой горный серпантин. Готовьтесь к увеличению потребления топлива вашим автомобилем. По пути в Боржоми можно сделать небольшую остановку в Пасанаури. В местных ресторанах и кафе готовят очень вкусный кофе по-турецки. Также вы получите море удовольствия от приготовленной на гриле речной форели. Здесь же можно заняться дегустацией настоящих хинкали. Основная часть заведений общепита в Пасанаури находится по трассе. Затем вы окажетесь в тихом, чистом и уютном курортном городке Боржоми. Выделите на знакомство с ним один полноценный день. Его вам вполне хватит, чтобы осмотреть все местные достопримечательности, покупаться в серных ваннах и посетить местный парк. Также в Боржоми есть канатная дорога и знаменитая минералка, которая течет из горячих и холодных источников.
Здесь можно остановиться на ночь в гостевом доме, отеле или съемной квартире. Во всех грузинских городах и на курортах предлагается большой выбор вариантов жилья на любой вкус и кошелек.
Поездка в Батуми
Затем можно направиться в сторону моря и посетить главный черноморский курорт Грузии – Батуми, расстояние до которого от Боржоми составляет 277 километров. Но есть другая дорога к этому городу, протяженностью 218 километров. Ею пользуются в основном местные жители, так как она имеет свои особенности. Если вы выберете этот маршрут, то сначала будете ехать на своем автомобиле по дороге, которая проложена в северном направлении, в сторону Кутаиси. По пути вас будет ждать деревня Хуло.
За ней асфальтированная трасса закончится и вы станете ехать по грунтовке вверх. На этом участке протяженностью девяносто километров готовьтесь к серьезным испытаниям на прочность вашего авто и характера. Вы будете ехать со скоростью от пяти до сорока километров в час. Дорога ведет только вверх. В результате вы окажетесь на высоте 2,1 километра. Если вначале ваше путешествие будет проходить в окружении водопадов, цветов и зеленых деревьев, то на вершине вы увидите впечатляющие взор снежные тоннели, черные ели и лужи. Здесь очень холодно, так что теплые вещи вам точно пригодятся.
Преодолевать снежный тоннель в весенний период довольно опасно. 4-метровые стены усыпаны снегом. Когда он тает, то огромные глыбы падают на участки дороги. Во время передвижения по ним лучше не останавливаться.
Этот путь довольно труден для поездки, но зато вы сможете увидеть высокогорную Грузию во всей своей красе. Когда снежные тоннели останутся позади, вы начнете спускаться вниз и проедите через жилые поселения с гуляющими по их улицам коровами. Получится, что на поездку по короткому маршруту вы потратите больше времени, чем по обыкновенной дороге. Правда, невероятные впечатления стоят того, чтобы отправиться в Батуми по сложному маршруту. В любом случае вы выедете на асфальтированную дорогу, которая приведет вас на знаменитый грузинский курорт, где вы сможете разместиться в одной из гостиниц прямо у моря. Кроме того, местные жители предлагают гостям Батуми уютные квартиры и комнаты в своих домах.
Город внешне напоминает популярный европейский курорт, но местами разбавленный для аутентичности типичными грузинскими подворотнями, а также высокими новостройками. В Батуми есть морской порт. Советуем побаловать себя вкусными хачапури по-аджарски и побывать на местном рыбном рынке. Закупитесь на нем свежими морепродуктами и отнесите их в соседний ресторан, где опытный повар приготовит вам из них вкусные блюда.
Особенности дорожного движения в Грузии
Местные водители обладают особой манерой езды на авто. Они буквально игнорируют принятые правила дорожного движения. В отличие от Батуми в грузинской столице с этим дела обстоят получше, но хаос на дорогах все же местами наблюдается. Улицы городов в Грузии всегда шумные из-за автомобильных сигналов и словесных перепалок водителей, каждый из которых на 100% уверен в своей правоте. Грузины-водители больше уважают тех сограждан, которые ездят на дорогих машинах. Претензий к ним предъявляется меньше.
Пешеходы относятся к более рискованной категории участников дорожного движения. Иногда их не пропускают даже на зеленый свет, поэтому они привыкли при переходе улицы не обращать внимания на светофоры.
Грузия известна как страна с правосторонним дорожным движением. По городу автомобили здесь могут двигаться с максимальной скоростью шестьдесят километров в час, между населенными пунктами – семьдесят километров в час, а на автотрассах – девяносто километров в час. Состояние грузинских дорог лучше, чем соседних армянских, но в стране есть отдельные «убитые» направления. Крупные города соединены дорогами, построенными на высоком европейском уровне.
Дорожные знаки обладают английскими и грузинскими надписями. Знаки, которые указывают направление к интересным туристическим объектам и достопримечательностям, имеют коричневый цвет. Важно знать, что на них указывается не километраж до достопримечательности, а только до поворота к ней с основной трассы. Например, если ехать в Сигнахи из столицы Грузии с намерением побывать в монастыре Гареджи, то можно увидеть знак с надписью «Гареджи» и расстоянием пять километров только до поворота. Затем от трассы к монастырю необходимо ехать еще порядка девяносто минут. Грузинские автомобилисты довольно рискованно ведут себя на дорогах, а об их мастерстве в большинстве случаев говорить не приходится. Когда приедете в Грузию на своей машине, постоянно помните об осторожности, которую необходимо проявлять как на улицах городов, так и во время поездок по автотрассам.
Сами грузины в личных беседах рассказывают, что в дневное время полицейские внимательно следят, чтобы водители не ездили выпившими за рулем, а вот вечером такой контроль ослабевает, так как большинство жителей страны не прочь выпить после работы бокал-другой вина, после чего они спокойно садятся в авто и отправляются по своим делам. В особенности этим грешат сельские районы. Если вас в Грузии остановил полицейский, то не надо с ним пререкаться или предлагать взятку. Этим вы можете только ухудшить ситуацию. Реформирование полиции в стране прошло на достойном уровне. Конечно же, временами и среди представителей правопорядка встречаются коррупционеры, но их в разы меньше, чем было в девяностых годах минувшего века.
Путешествовать на собственном или арендованном автомобиле по Грузии в целом довольно комфортно и это несмотря на небольшие неудобства, связанные с поездками. Местные полицейские стараются без лишней надобности не останавливать машины с иностранными номерами. Своих же соотечественников они могут жестоко покарать за самое невинное нарушение правил дорожного движения.
Немного о штрафах в Грузии. Если вы едите без пристегнутого ремня безопасности, вас могут оштрафовать на 20 лари (600 рублей). Если вы превысили скорость – готовьтесь выложить от 50 лари (1500 рублей), а если во время езды водитель разговаривает по телефону, ему могут выписать штраф на 10 лари (300 рублей). За проезд на красный свет вы будете оштрафованы на 50 лари. В странах Европы такие суммы штрафов могут вызвать разве что смех, но жители Грузии иного мнения на этот счет. Они считают уровень штрафов в своей стране довольно высоким.
Грузинский бензин
Бензин в этой гостеприимной кавказской стране имеет высокое качество, по сравнению даже с расположенной рядом Арменией. Здесь работают национальные и международные топливные бренды, которые предлагают местным и иностранным автомобилистам только высококачественную продукцию. Стоимость литра 95-го бензина в Грузии составляет приблизительно 2,15 лари (50 рублей), а дизельного топлива – 2,10 лари. Мотор машины после посещения заправки работает как часы, а вот соседи-армяне часто жалуются на качество бензина, который продают в их стране. Они рассказывают, что под 95-м у них подразумевают неразбавленный 92-й.
Грузия для туристов-автомобилистов полна сюрпризов, в основном приятных. Во время своего путешествия по стране обязательно посетите древнюю Мцхету, насладитесь многообразной грузинской столицей и изучите Кахетию. Алазанская долина – прекрасное место для любителей хорошего вина. Тбилиси – довольно изменчивый город. Здесь постоянно открывают новые культурные и развлекательные объекты, а также реставрируют старинные достопримечательности. Местные кафе и рестораны не предназначены для курящих посетителей. За это их очень любят продвинутые европейцы. По Тбилиси лучше ходить пешком, а чтобы добраться в отдаленную часть города – воспользуйтесь общественным транспортом и такси, которое обойдется вам в 80-150 рублей.
В течение двух недель на своем автомобиле можно объехать всю страну – это приблизительно пять тысяч километров. Вы побываете во всех знаковых местах Грузии. Если ваша машина работает на дизельном топливе, то на него вы потратите за все путешествие примерно девятнадцать тысяч рублей. В итоге если разделить общие расходы на пребывание небольшой компании в Грузии во время автомобильного путешествия, то получится, что на одного человека оно обойдется от пятидесяти до шестидесяти тысяч рублей, зато впечатлений останется море.
Видео:
Поездка на автомобиле из Москвы в Грузию
Алексей НеведровДавно и терпеливо собирались поехать на автомобиле в Грузию, чтобы после более чем 25-летнего перерыва посмотреть на эту нашу бывшую Советскую республику, а ныне страну, с которой у нас нет дипломатических отношений, но при этом есть (и в этом большой дипломатический парадокс) в настоящее время возможность посетить без визы эту ставшей далекой политически и экономически страну. Перед поездкой мы почитали про Грузию различные отзывы на туристических сайтах в интернете, что только подогрело наш интерес к поездке, но, тем не менее, было понятно, что Грузия никого не оставила равнодушным! Четкого плана маршрута у нас не было, но так как вся поезда была запланирована дней на десять, то собственно в самой Грузии мы хотели провести около недели и основной акцент сделать на винные маршруты Кахетии — главного винодельческого района страны. Так как мы решили вести достаточно подробный дневник нашего путешествия, то включили в него и все наши финансовые расходы.
В поездке участвовало три взрослых человека, двое из которых были семейной парой и, соответственно, это увеличило расходы на проживание, так как мы снимали или два номера в гостинице или квартиру с двумя спальнями. Перед поездкой мы изучили возможности по аренде частного жилья по маршруту нашего движения и поняли, что при наличии доступа к интернету это не является проблемой, так, как и в РФ, так и в самой Грузии этих предложений множество. Сайты, на которые мы обратили внимание были посуточно.ру и airbnb.com Маршрут, который по навигатору оказался ровно 2000 километров, мы рассчитывали преодолеть за два дня, поэтому первую ночевку по пути запланировали в Ростове на Дону, где собирались снять двухкомнатную квартиру за 1500 -2000 рублей в центре.
Итак мы стартовали 25 апреля в 4.30 утра с севера Москвы, заправив полный бак на автомобиле Субару Аутбэк и въехав на трассу М4 – ДОН в начале шестого. Погода была прекрасная, в 5 часов утра взошло солнце, было сухо и дорожные условия позволяли поддерживать высокую скорость. Трасса М4 уже несколько месяцев является платной, но плата за проезд делится на дневной ( с 9.00 до 21.00) и ночной тарифы ( соответственно с 21.00 до 9.00) различающимися по стоимости почти в три раза. Так как мы больший отрезок платного участка проехали по ночному тарифу, то соответственно всего заплатили на пяти пунктах оплаты 240 рублей. При этом последний пункт сбора оплаты находится в 520 км от МКАД.По ходу движения обратили внимание на хорошее место отдыха на берегу Воронежского моря под названием «Багратиони» (что показалось нам первым предвестником Грузии – известным названием грузинского шампанского) и песчаным пляжем на 508 км от МКАД и хотя мы там не останавливались, но визуально оно нам очень понравилось. Кроме этого мы обратили внимание на Воронежский магазин МЕТРО, находящийся на 520 км от МКАД. По маршруту движения расположено много заправок известных компаний, но мы заправлялись только на ЛУКОЙЛе. Свободное движение на дороге и качественно покрытие позволило нам поддерживать среднюю скорость на трассе около 100 км/час и поэтому мы подъехали к Ростову около 17 часов и, так как солнце было еще высоко и все располагало к дальнейшему движению, то мы решили проехать Ростов транзитом, а ночевку искать уже далее по маршруту. В итоге мы проехали еще 250 км и случайно остановились в милом и чистом городке под названием Кропоткин в гостинице «советского» типа «Кавказ» в центре города, заплатив за ночевку 1600 р за двухместный и 1100 р за одноместные номера. Гостиница скромная, но тихая и чистая и нам понравилась.Эта фотография сделана утром перед гостиницей в г. Кропоткин и на ней видно, насколько это ухоженный городок.Таким образом за первый день мы преодолели 1350 км от Москвы, но я считаю, что на эту цифру нельзя ориентироваться, так мы выехали рано, нас было два водителя, были великолепные дорожные условия и мы тратили мало времени на отдых и остановки. Мне кажется 1100 км от Москвы до Ростова за первый день – этого достаточно.На следующий день мы выехали в 8 утра и продолжили свое движение по трассе М29 – дороге хорошего качества и позволяющей двигаться со скоростью 100 – 140 км/час. По пути мы проехали Краснодарский и Ставропольский края, Кабардино-Балкарию и Северную Осетию соответственно через города Армавир, Невинномыск, Минеральные Воды и Владикавказ. На участках Кабардино-Балкарии и Северной Осетии нам встречалось достаточно много «засад» ДПС, но нам удалось проехать их все «без потерь». От г. Кропоткин до границы с Грузией дорога заняла у нас около 7 часов, а общий пробег от Москвы составил 1875 км. Пограничный переход у РФ с Грузией только один – «Казбеги –Верхний Ларс» и работает он с 6.00 до 22.00. Переход границы у нас занял не более получаса и приятно удивил отсутствием обилия бюрократических формальностей. Машину у нас не досматривали ни с Российской, ни с Грузинской сторон. После въезда в Грузию нас ждал «неприятный сюрприз» — около 10 км разбитой и узкой дороги, вдоль которой стояло в очереди достаточно много «фур», загораживавших чуть ли не половину проезжей части. Тем не менее проскочив плохой кусок дороги мы выехали на участок значительно лучшего качества и проехав около 50 км от границы въехали в известный грузинский горнолыжный курорт Гудаури. Так как сезон уже закончился, то выглядел он пустынно, но по ходу движения через перевал снега было еще очень много ( см. фото). Затем проехав еще несколько километров, мы остановились у горного источника и пункта продажи местных грузинских сувениров, где решили и перекусить. На период нашего пребывания в Грузии курс местной валюты – лари был около 23 рублей за один лари, но так как лари у нас собой не было, то хозяин кафе с удовольствием взял у нас рубли по этому курсу. Съев 1 большой сочный шашлык, 1 хачапури и 10 штук хинкали (большой грузинский пельмень из рубленного мяса) мы заплатили 500 рублей. Оставшиеся 100 км до Тбилиси мы одолели за два часа и приехали на проспект Руставели – центральную улицу города к метро «Проспект Руставели», где предварительно созвонившись, должны были встретиться с хозяйкой квартиры по соседству. В итоге мы сняли практически в центре трехэтажную квартиру в частном доме с ремонтом прошлого века, но приемлемую для краткосрочного пребывания за 40 долларов на троих в сутки у гостеприимных хозяев, прекрасно говоривших на русском языке и готовых нам помочь в любом вопросе. Кстати, по стечению обстоятельств, мы расположились рядом с известным своими хинкали рестораном «Хинкали Хауз», где и отужинали вдвоем, заплатив по московским меркам скромные 30 лари или 700 рублей в пересчете. Вообще первое впечатление от цен на ресторанную кухню – это то , что она дешевле, чем в Москве как минимум 2.5 – 3 раза, а вкуснее точно ! Кстати бутылка 0,5 литра в стекле знаменитого «Боржоми» в магазине стоит 0,8 лари, т.е. 18 рублей ! Первое впечатление от вечернего Тбилиси – город большой, динамичный, с большим количеством автомобилей и людей на улицах (правда это был воскресный вечер). 27 апреля или наш первый полновесный день пребывания в Тбилиси мы решили посвятить прогулке по туристическому маршруту в сторону старого города. Погода стояла прекрасная – солнечная и теплая с температурой воздуха около 20 С. Город произвел приятное впечатление своей чистотой. Двигаясь по проспекту Руставели в сторону площади Свободы, мы встречали большое количество рекламы на русском и английском языках, предлагающей различные туристические маршруты по Грузии, в том числе и с гидом на автобусе или на машине, так что потратив определенное время можно на месте выбрать то, что интересно и по своему кошельку. Одним из пунктов нашего интереса были знаменитые Тифлисские бани, расположенные по адресу ул. Горгасали, 3. Сейчас этот комплекс в центре Тбилиси разбит на несколько отдельных коммерческих предприятий, каждое из которых владеет своим «куском трубы» — источником подземных вод температурой около 50 градусов по Цельсию с большим содержанием серы. Особенность этих вод, как говорят, благотворно влиять на суставы и лечение кожного покрова. Мы попали в бани под названием #5, где за 50 лари за час мы получили на троих отдельное помещение с комнатой отдыха и бассейном наполняемым водой из подземного источника. Первое, на что обращаешь внимание, это неприятный серный запах и высокую температуру воды, которая кажется обжигающей, но в которой надо попытаться высидеть хотя бы два раза по 10 минут, что нам с трудом удалось. Кроме этого из дополнительной услуги, которой мы воспользовались, была мойка специальной мочалкой банщиком, которая продолжалась около 10 минут и стоила по 10 лари на человека. Процедура стоящая и приятная, но «сдирающая» с тебя толстый слой старой кожи. В общем одного часа, как оказалось, было вполне достаточно и мы вышли из бани бодрые и помолодевшие! На этой фотографии представлен вход одну из бань с пышным названием «Royal Bath”). Вокруг бань расположен очень красивый парк, который, кстати, назван в честь бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева. Далее проследовав по улице Коте Апхази, заполненной многочисленными магазинчиками, лавками и заведениями общепита мы забрели на дегустацию в симпатичный винный магазин VINTAGE (Kote Aphkhazi Str. #11), где познакомились с хозяином – приятным молодым человеком Леваном Пагхавой, который уделил нам много времени рассказав об особенностях виноделия Грузии, отметил лучшие грузинские марки дав нам продегустировать несколько из меющихся вин, в том числе элитное Усахелоури ( см. фото.) Хочу отметить, что сам Леван рекомендовал нам вина следующих производителей: Mаrani, Wine Man, Winiveria. Лично я позднее видел Кинзмараули Марани в «Перекрестке» в Москве по цене 1200 рублей за бутылку. У Левана это вино стоит 20 лари или 460 рублей. Те же грузинские марки, которые массово продаются у нас в России, а прежде всего «АСТ» и «Старый Тбилиси» и другие относятся к категории вин эконом класса и, естественно, не могут претендовать на высокий уровень качества. К большому сожалению! Что же касается улицы Коте Абхази вообще, то это замечательная Тбилисская улочка, состоящая из сплошной череды разного рода магазинчиков, лавок, кафе и винных магазинов. Гулять по ней – одно удовольствие и она, как мне кажется, особенно отчетливо передает грузинский дух во всех его проявлениях ! С улицы Коте Абхази мы вышли на площадь с полюбившимся нам рестораном грузинской кухни «САМИКИТНО» (SAMIKITNO). Меню я пересказывать не буду, но все, что мы там дегустировали, нам очень нравилось, в особенности грузинские традиционные блюда: хинкали, хачапури и т.д и т.п. Ну а какие цены в хорошем ресторане в центре Тбилиси судите по голым фактам: обед на троих «на убой» около 1500 рублей.Кстати в 200 метрах от этого ресторана на улице Горгасали, дом 1 находится небольшой винный магазин с дегустационным залом и разливным вином крупной грузинской винодельческой компании ХАРЕБА ( KHAREBA ). Там мы обнаружили потрясающее разливное КИНДЗМАРАУЛИ по цене 9,35 лари за литр, т.е. 210 рублей за литр. Хочу сказать, забегая вперед, что после окончания нашего трехдневного винного тура по Кахетии, мы поняли, что лучше разливного Киндзмараули, чем у Харебы нам не попалось! Хотя, конечно, это субъективная оценка, но эта оценка была единодушной всех трех участников нашей поездки. Вы, наверное, спросите сколько мы привезли этого вина в Москву и какую оценку дали наши друзья? Так вот ответ простой — это вино привезти в Москву практически нельзя по причине того, что если не везти его в холодильнике, то оно скисает меньше, чем за сутки. Так что берите в автомобильное путешествие в Грузию автомобильный холодильник! Дело в том, что разливное полусладкое вино хранится в охлаждаемых емкостях и в него не добавляется винный консервант – диоксид серы (SO2), поэтому при увеличении температуры вина до 20 и более градусов оно очень быстро превращается в уксус! Поэтому планируя наш винный маршрут в Кахетию первым пунктом остановки нашего путешествия, мы наметили подвалы – вино хранилища компании «ХАРЕБА» по адресу: Кахетия, туннель Кварели. Кроме того, когда мы посетили этот магазин, то там была акция на некоторые вина производства Харебы, например розовое сухое Khareba по 7.5 лари, Tsitska – 5.5 лари, Manavi Mstvane по 5 лари, Tsinandali по 5 лари за бутылку ! ! Далее мы гуляли вдоль реки, опоясывающей серные бани, где в 2012 году оборудовали набережную, ведущую к водопаду с живописными пейзажами. Кто ранее бывал в Грузии знает, что из напитков она известна не только вином и «Боржоми», но и знаменитыми сладкими водами Лагидзе. В эту поездку мы не попали в дегустационный павильон вод Лагидзе, но попробовали их подвальном кафе по адресу проспект Руставели, д. 24. Впечатление, конечно, уже не то, что было 25 лет назад, но в целом вода понравилась. Готовится она просто – из конусообразного стеклянного сосуда «советских» времен в стакан наливается сироп и разбавляется водой по цене 1 лари за 0.25 л. Сиропов предлагается немного – 5-6 видов, но есть необычные, такие, как сливочный и шоколадный. Там же можно отведать свежеиспеченное вкусное хачапури по цене 2.5 лари. По количеству людей мы поняли, что это популярное место у местной публики.Тбилиси город «живой» и динамичный и даже для нас – москвичей, привыкших к насыщенному и плотному автомобильному движению, езда по городу, особенно в вечернее время, показалась «экстремальной» из-за резких маневров других водителей, частых сигналов, «подпираний» в задний бампер и вообще, в целом, достаточно агрессивного и хаотичного движения, активными и многочисленными участницами которого за последние годы стали грузинские женщины. Вообще это какой-то парадокс: грузины люди неторопливые, спокойные и доброжелательные, но за рулем с ними что-то происходит, и они превращаются в нетерпеливых забияк!Гуляя по Тбилиси, мы подошли к двум полицейским, похвалив их заправский вид и задав вопрос относительно нормы алкоголя в крови, с которым можно садиться за руль. Один из них дружелюбно и на прекрасном русском языке ответил нам, что норма составляет 0,3 промилле, но можно и 0,5 !? После этого мы разговорились о росийско-грузинских отношениях, а под конец я попросил одеть на меня наручники для фотографии, на что он вежливо, но категорично отказался, но сфотографироваться согласился с удовольствием. Вообще про Тбилиси можно рассказывать долго и много, но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем не менее добавляю еще несколько характерных пейзажей города центрального района: И вот, после двухдневного знакомства с Тбилиси, мы отправляемся в Кахетию взяв с собой в качестве водителя и помощника Николая, которого нам «сосватали» хозяева квартиры, которую мы снимали. Мы исходили из того, что если мы едем на винный тур, то тогда нужен кто-то третий, кто не будет участвовать в дегустациях и будет вести машину и, возможно, помогать решать возникающие в процессе поездки проблемы.Утром 29.04.15 мы выехали в Кахетию в сторону городка Сигнахи, до которого мы доехали по хорошей дороге за 1,5 часа преодолев около 155 км. Вдоль дороги местные жители продавали домашний сыр и другие с/х продукты. По дороге мы также купили «чурчхелу» — грузинскую сладость, которая изготавливается из нанизанного на нитку ореха, покрытого сладкой кашей, сваренной из виноградного сока. Очень вкусная штука! Сигнахи – это симпатичный городок, лежащий на холмах перед Алазанской долиной за которой гигантской стеной расположен Кавказский хребет. Место красивое, но одновременно туристическое и поэтому не самое удачное для покупок. А вот и вид на Алазанскую долину с одной из возвышенностей города: Погуляв по городу около часа, мы выдвинулись в город Кварели в те самые, уже упомянутые мной, подвалы компании Хареба. Купив билеты по 12 лари на человека, мы в ожидании начала экскурсии погуляли по замечательному ухоженному парку с цветниками и клумбами:В национальном масштабе в Кахетии расположено 65% виноградников, что составляет около 80% производства вина в Грузии, а городок Кварели является центром виноделия Кахетии. Хранилище вина Хареба — тоннель, который расположен в скальном массиве Кавказского хребта. Он был открыт в 1962 году, где в течение нескольких десятилетий хранились лучшие вина Кахетии. В нем в течение всего года сохраняется естественная температура 12 – 14 градусов при влажности около 70%, что создает идеальные условия для хранения и выдержки вин. В тоннеле представлены два главных и 13 связывающих их 500- метровых тоннелей, общая протяженность которых составляет 7,7 км. Здесь же находится хранилище бутылочных вин, где хранится более 25000 бутылок вин «Виноделие Хареба».В 2011 году вокруг вино хранилища Хареба был создан туристический комплекс: большой парк отдыха с образцами «квеври» — традиционными глиняными емкостями для хранения вина, древнегрузинской водяной мельницей, традиционной грузинской хлебопекарней – «тонэ», аппаратом для перегонки чачи, большим винным погребом с давильней и бочками, водоемами для разведения форели. В туристический комплекс также входит ресторан «Саперави». Каждый год в период сбора урожая комплекс Хареба дает возможность гостям самим собрать виноград на виноградниках компании и отжать его в специально устроенных для гостей давильнях. Но вернусь к дегустации, которая проходила в одном из погребов -тоннелей, специально оборудованном для гостей и не таким холодным. На столах были выставлены легкие закуски в виде кусочков хлеба, сыра и орехов. Разочарованием явилось то, что из большого количества представленных на обозрение вин нам в купленный билет входила дегустация только двух видов вин. Да, мы были настроены на большее…………Вина мы здесь не покупали, но купили виноградное масло, которое производится из виноградных косточек и которое широко применяется в косметике и в кулинарии. Оно имеет приятный вкус и аромат и особенно хорошо в салатах.Выйдя с дегустации, мы выяснили, что практически по соседству находится еще одно винодельческое предприятие – «ГРАНЕЛИ», производящее известную продукцию под маркой «MARANI», куда мы и отправились «попытать» счастья там: И мы были вознаграждены !!!! Нас встретили Георгий и Нугзар, которые на отличном русском языке провели нам экскурсию по производственным цехам завода, пригласили приехать в сентябре на сбор урожая и провели в небольшой зал с бесплатной дегустацией вина. Рассказав об истории предприятия, производимых винах и многом другом мы, соответственно, дегустировали их вина. Наша дегустация затянулась за разговорами, наверное, часа на два, причем попробовав около 8 – 10 видов вина, мы перешли на коньяк, а «залакировали» нашу встречу – чачей. Ну а в дорогу мы закупили в расположенном при заводе магазине 10 бутылок вина и 3 бутылки коньяка заплатив за все 280 лари или 6500 рублей. Так что мы смело рекомендуем при посещении Кахетии заехать в Кварели – не пожалеете !На ночевку мы остановились в частном доме на улице Kote Marjanishvili 53 у гостеприимных хозяев по цене 50 лари за двухместный номер. Телефон хозяина – Иосифа -995 593173425.
На следующее утро мы поехали на завод JSC KINDZMARAULI CORPORATION , расположенном в самом городе – крупнейшего производителя и землевладельца ( около 70 %) территорий в Кахетии, где выращивается виноград для производства Киндзмараули по адресу: 65 Chavchavadze Street. Вебсайт – kindzmaraulicorporation.ge
На территории завода находятся две крепости, одна из которых отреставрированная старая, а другая – новая. Гид провел нам экскурсию по производственным цехам, а затем мы были приглашены на бесплатную дегустацию, которая включала в себя 5 видов вина на выбор из представленных и один коньяк. Дегустация нам понравилась. Хочется особо отметить, что современное производство вина в Грузии делится на два вида – европейское, т.е. когда после отжима винограда на ферментацию идет только сок и классическая или, как говорят грузины, кахетинская, когда на брожение идет и мезга. На наш взгляд классическая технология делает вино значительно более насыщенным, ароматным и густым, когда лучшие образцы которого стекают по стенкам бокалов как вишневый сироп ! Полусладкие вина созревают в среднем за 7 дней при температуре около 25С, а сухими становятся после трех недель. Грузинские полусладкие вина «натурально полусладкие», что означает, что оставшиеся после прекращения ферментации сахара остаются только те, которые остались в вине после разложения части из них в спирт! Прекращается ферментация у полусладких вин путем охлаждения до 8 – 10 градусов и хранении, соответственно, в охлаждаемых емкостях без доступа «главного врага» — воздуха. Но, кстати, при всей известности и популярности полусладких вин, мы узнали, что сами грузины пьют его мало. Это объясняется просто – полусладкие вина «тяжелые». Если вы возьмете в руки бутылку полусладкого вина, то увидите, что содержание сахаров там от 30 до 50 грамм на литр. А грузины пьют много (по 3 – 5 литров на человека за хорошим застольем), поэтому следят за здоровьем и сладкого не «перепивают» !! А что в основном пьют, спросите Вы? Оказывается, в основном, белое сухое Ркацители. Так что езжайте в магазин, попробуйте найти хорошего грузинского Ркацители, добавьте сыра «сулугуни» и лаваш, а дальше и так понятно……. Потому что за настоящими хинкали и хачапури надо ехать в Грузию!Выйдя во двор завода после дегустации, мы познакомились с приятным мужчиной, который поинтересовался нашими впечатлениями от посещения и который, как оказалось, являлся директором этого завода. Его имя Нугзар Ксоврели и он пригласил нас на чашку кофе в находящуюся по соседству гостиницу. Из его рассказа дополнительно мы узнали, что предприятие выпускает около 2 000 000 бутылок в год и только 60 000 из них идет в настоящее время идет в Россию. Капля в море!Далее мы поехали на озеро Кварели, где на полуострове, окруженном рекой и озером, находится ресторан с панорамными окнами и потрясающими пейзажами по кругу. Место было пустынное и кроме нас никого не было, но в ресторане с названием «Элегия» нас вкусно накормили и мило обслужили. Наш путь в дальнейшем пролегал через поселок Греми, где находится завод Енисели ( Eniseli ). Нам провели небольшую экскурсию по крытым хранилищам предприятия, рассказали о технологии производства и далее провели в дегустационный зал. И хотя дегустация тут должна была быть платной, но наш гид – Николай сумел убедить «хозяев», что она должна быть бесплатной. Нас угощали сыром, а пробовали мы белое сухое Цинандали, красное полусладкое Пиросмани и наше любимое Киндзмараули. В магазине при заводе почему-то все марки белых вин продавались по одной цене в 16 лари, а красные по 18 лари, т.е. 350 и 400 рублей соответственно.Ниже представлен снимок одного из помещений хранилищ вина, где в землю закопаны глиняные сосуды – «квеври» с отверстиями на уровне пола, закрываемыми герметично крышками:
Кстати при заводе имеется достаточно современный отель, который предлагает ночлег по 50 долларов за ночь на двоих. А для тех, кто захочет более подробную информацию об этом заводе предлагаю обратиться на сайт eniselibagrationi.ge После посещения завода Енисели, где мы провели около 3-х часов, мы отправились на поиски ночлега в Телави, где с помощью нашего гида нашли с виду абсолютно неприметное и даже невзрачное место, которое внутри оказалось очень богато обставленным гостевом домом с очень хорошим и дорогим ремонтом 20-летней давности. Хозяйку звали Асмат, а найти это место можно по адресу: г. Телави, ул. 9 апреля, дом 83. Проживание у Асмат стоило нам по 50 лари на двоих, что того стоило !
Кстати, в доме у Асмат, как и у многих грузин старшего поколения, имелась большая книжная библиотека на русском языке, а в киосках на улицах продается немало прессы на русском языке !А это зал, где мы ужинали: Прекрасно выспавшись, чему кроме всего прочего способствовало домашнее вино Саперави, которым нас подчевала за ужином хозяйка, мы утром выехали из Телави в Тбилиси и по дороге случайно заели в очень красивое место под названием СПА комплекс «Lopota Lake», находящееся по адресу: Napareuli 2211 Telavi, тел. + 995 700 777 и +995 322 400 400.Комплекс расположен вокруг озера, окруженного холмами и буйной растительностью и представляет собой современный центр отдыха европейского уровня с европейскими ценами. Так двухместное проживание в небольших домиках стоит порядка 135 долларов США за двоих с завтраком или 160 долларов за полный пансион в сутки. На территории комплекса имеется бассейн, предлагается рыбалка в озере, велосипедные прогулки, винные туры, катание на лошадях и т.д и т.п. Еще раз отмечу, что место дивной красоты, но по грузинским меркам очень дорогое и рассчитано на богатых европейцев ( или русских ).Погуляв и половив рыбу, мы медленно двинулись дальше, а по дороге Телави — Тбилиси остановились пообедать в ресторане «Telauri», где нас очень вкусно покормили нашими любимыми грузинскими блюдами.Вернувшись в Тбилиси, мы поняли, что за три дня путешествия по Кахетии мы получили массу впечатлений и удовольствия и с сожалением констатировали, что все хорошее очень быстро заканчивается!Следующий — последний день нашего пребывания в Грузии мы провели, гуляя по большому рынку на набережной, где продается все, что только можно представить: от антиквариата до откровенного хлама и большого количества изделий национального творчества: картин, горшков, скульптур, нард, шахмат, разнообразных сувениров и поделок и прочее, и прочее………. При чем подавляющее большинство торговцев улыбчивы и доброжелательны и прекрасно говорят по-русски! По этому рынку можно без устали бродить целый день, потому что, если ты останавливаешься и проявляешь интерес, то хозяин или автор, начинает подробно рассказывать о своей продукции, а дальше разговор заходит и о политике и российско-грузинских отношениях. Да, грузинский дух и атмосферу нельзя передать – ее можно только почувствовать воочию!Об обратном пути в Москву расскажу совсем кратко. Выехали мы рано – в 5.30 утра, погода была дождливая и туманная, но до границы доехали без проблем. Мои опасения не оправдались и никакой очереди перед границей не было вообще. Процесс перехода границы и паспортного контроля занял не более 10 минут и вот мы в России. Ночевку мы запланировали и осуществили в Ростове на Дону, где сняли двухкомнатную квартиру за 2000 рублей. На следующий день мы преодолели 1100 км до Москвы без особых проблем.Въехали мы в Москву с одним желанием – вернуться в Грузию осенью на сбор винограда и молодое вино !!!