Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Иностранный инвестор обязан передать свои права и обязанности другому лицу


Гарантии прав иностранных инвесторов.

Для привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику в государстве создается особый благоприятствующий правовой режим обращения инвестиционных средств. Ведущим институтом данного правового режима являются государственные гарантии прав иностранных инвесторов.

В РФ действует ряд нормативных актов, обеспечивающих защиту зарубежных инвестиций на ее территории. Основы правового положения иностранных инвесторов в России определены Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 года (далее — Закон об иностранных инвестициях).

Помимо национального законодательства государственные гарантии иностранным инвесторам устанавливаются и многосторонними международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.

Дополнительную защиту иностранных инвестиций предоставляют двусторонние международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с иностранными государствами. После распада СССР Россия стала его правопреемником по 13 ратифицированным соглашениям (с Австрией, Бельгией и Люксембургом, Великобританией, Германией, Италией, Канадой, Китайской Народной Республикой, Республикой Корея, Нидерландами, Финляндией, Францией, Швейцарией). Впоследствии сама Российская Федерация заключила свыше 30 подобных соглашений уже как независимое государство.

Гарантии (160-ФЗ «Об иностранных инвестициях»):

    1. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6)

    2. Гарантии перехода прав и обязанностей ИИ другому лицу (ст. 7)

    3. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8)

    4. Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (стабилизационная оговорка) (ст. 9)

    5. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10)

    6. Гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11)

    7. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12)

    8. Гарантия права ИИ на приобретение ценных бумаг (ст. 13)

    9. Гарантия участия ИИ в приватизации (ст. 14)

    10. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15)

Неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров кем-либо из участников ВЭД может являться основанием возникновения спора. Разрешение таких споров имеет свои особенности, связанные с характером ВЭД, а также выработанной на этот счет международной практикой. Эти особенности характеризуются тем, что договаривающиеся стороны, основываясь на законодательстве, как правило, сами определяют, какие органы должны рассматривать споры, возникающие в связи с неисполнением договоров.

Российское законодательство, регулирующее порядок разрешения споров между участниками ВЭД, учитывает эти особенности. Основными законодательными актами являются Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР, законы “Об арбитражном суде”, “Арбитражный процессуальный кодекс” и “О международном коммерческом арбитраже”.

Как следует из положений названных актов, споры между участниками ВЭД разрешаются в основном арбитражными органами. Однако не все споры могут решаться в арбитражном порядке. Так, в соответствии со ст. 25 ГПК дела по спорам, возникающим из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном сообщении, рассматриваются только судебными органами.

Арбитражные органы, создаваемые в соответствии с российским законодательством, состоят из:

1) Государственных арбитражных судов;

2.) специальных арбитражных органов, действующих при Торгово-промышленной палате РФ;

3) арбитражей, создаваемых сторонами для разрешения только конкретного спора.

Государственные арбитражные суды, деятельность которых основана на законе “Об арбитражном суде” и Арбитражном процессуальном кодексе, могут, как это указывается в ст. 20 АПК, рассматривать споры между организациями, гражданами-предпринимателями, когда одна из сторон находится на территории другого государства, если это предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон.

Названные в законе споры включают, несомненно, и споры, которые возникают между участниками ВЭД. Специальными арбитражными органами в России являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате России.

Создание специальных арбитражных органов обусловлено особенностями ВЭД, имеющей международный характер, а также принадлежностью субъектов этой деятельности к правовым системам различных государств.

При решении возникающих между ними споров нередко применяется право иностранных государств, что требует в свою очередь особой квалификации арбитров.

Российское законодательство, как и законодательство многих государств, признает, что субъекты ВЭД могут по договоренности между собой определять, каким арбитражным органом в каком государстве будет рассматриваться возможный спор. Достигнутая договоренность должна быть зафиксирована либо путем включения отдельного положения в договор (контракт), либо путем заключения специального соглашения о рассмотрении спора в конкретном арбитражном органе. Положение, включенное в договор (контракт), носит наименование арбитражной оговорки.

В том случае, если стороны не предусмотрели в договоре порядок разрешения спора либо не заключили на этот счет отдельного арбитражного соглашения, и между сторонами возник спор, они могут заключить для разрешения возникшего спора соглашение об арбитражном разбирательстве. Такое соглашение носит наименование третейской записи или компромисса.

В соответствии со ст. 7 Закона “О Международном коммерческом арбитражном суде” арбитражная оговорка (арбитражное соглашение) должна заключаться только в письменной форме.

В арбитражной оговорке (арбитражном соглашении) может быть указан и российский государственный арбитражный суд. Однако необходимо иметь в виду, что при передаче дел в эти суды стороны спора не обладают правом выбора арбитров. Между тем деятельность. Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии, как и подобных арбитражных органов в других государствах, характеризуется тем, что спорящие стороны вправе выбирать арбитров и определять число арбитров.

Как показывает практика, обычно споры решаются тремя арбитрами. Спорящие стороны, как следует из ст. 11 Закона “О Международном коммерческом арбитражном суде”, назначают по одному арбитру, которые в свою очередь назначают третьего арбитра. В том случае, если одна из сторон в течение 30 дней не назначит арбитра или два назначенных спорящими сторонами арбитра не договорятся в течение 30 дней о третьем арбитре, то по просьбе любой из сторон назначение таких арбитров производится президентом Торгово-промышленной палаты России (ст. ст. 6 и 11).

По соглашению между сторонами спор может быть рассмотрен и одним арбитром. Если же стороны возникшего спора не договорятся об арбитре, то по просьбе любой из сторон назначение арбитра также производится президентом Торгово-промышленной палаты (ст. ст. 6 и 11).

В арбитражной оговорке (арбитражном соглашении) может быть указан арбитражный орган любого государства. Наиболее часто в качестве этих органов называются арбитраж при Торговой палате г. Стокгольма, Арбитражный суд при Международной торговой палате (г. Париж), Лондонский международный третейский суд.

В связи с этим возникает вопрос об исполнении решений, вынесенных арбитражными органами. В соответствии со ст. 35 Закона “О Международном коммерческом арбитражном суде” арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным в России. Если сторона не выполняет арбитражного решения, то для приведения решения в исполнение необходимо представить в компетентный суд письменное ходатайство. Данное положение относится и к решениям, выносимым Международным коммерческим арбитражным судом и Морской арбитражной комиссией.

Решения российских арбитражных органов подлежат исполнению на территории иностранных государств в силу двусторонних договоров, заключенных Россией с такими государствами и на основании Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. на территории ее участников (Россия является участницей этой конвенции).

Акционерные общества и иностранные инвестиции

В соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентам доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования (осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций) пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законодательством.

Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников – в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные законодательствами.

Указанным инвесторам по приведенному выше закону предоставляются следующие гарантии:

• свободное использование доходов и прибыли для реинвестирования и беспрепятственный перевод их за пределы Российской Федерации (после уплаты соответствующих налогов) в связи с ранее осуществленными инвестициями;

• беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации (в документальной форме или в форме записи на машинных носителях), первоначально ввезенных в РФ в качестве иностранной инвестиции;

• запрет на принудительное изъятие имущества;

• право на приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;

• право на приобретение земельных участков, других природных ресурсов, недвижимого имущества в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ, право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах, если иное не предусмотрено законодательством;

• передача прав ( уступка требования) и обязанностей (перевод долга), на основании закона или решения суда иностранный инвестор обязан передать свои права и обязанности другому лицу в соответствии с законодательством РФ;

• возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий ( бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;

• участие в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности на условиях и в порядке, определенном законодательством;

• о приватизации сохранения правового режима (защита от неблагоприятного изменения законодательства).

• Иностранный инвестор может создать юридическое лицо, как путем учреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с российским партнером), так и приобрести доли (акции) в уже действующей российской фирме.

• Создание и деятельность предприятия со 100% иностранными инвестициями, зарегистрированного на территории РФ, определяется законодательством РФ, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, уровень налогообложения, ограничения по приобретению пакетов акций в отдельных отраслях, порядок перевода прибылей, подчинение трудовому законодательству.

• Организационно-правовые формы компаний с иностранными инвестициями (как с долевым участием иностранного капитала, так и со 100% иностранными инвестициями) могут быть различны. В России никаких ограничений для иностранных инвесторов с точки зрения организационно-правовых форм не существует, компании могут быть зарегистрированы в любых формах, предусмотренных законодательством. При этом следует отметить, что наиболее распространенными организационно-правовыми формами предприятий с иностранными инвестициями являются хозяйственные товарищества и общества. Выбор организационно-правовой формы осуществляется в зависимости от того, какие цели преследуются при создании компании, какой вид бизнеса интересен для инвестора, от числа учредителей, размера уставного капитала и так далее.

• В России общество признается дочерним, если другая (основная) компания в силу преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо другим образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом (то есть в случае, когда основной компании принадлежит большинство голосов для принятия решения в дочерней компании).

• Зависимое общество отличается от дочернего тем, что находится под более слабым контролем материнской фирмы, поскольку последней принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев). В России общество признается зависимым, если другая (преобладающая) компания имеет более 20% голосующих акций компании.

54. Акционерные общества за рубежом: способы организации и защиты.часто имеют место компании с ограниченной ответственностью – ее учредителями являются несколько членов, вступивших в пай и имеющих ответственность только в пределах этого пая. Компании с ограниченной ответственностью могут быть как частными, так и публичными.

В частных компаниях с ограниченной ответственностью число пайщиков строго ограничено, для них характерен заранее оговоренный минимальный уставной капитал, а также выставлен срок ограничения работы компании. В публичных компаниях с ограниченной ответственностью участниками может являться неограниченное количество лиц, а весь капитал компании может быть выражен в виде выпущенных акций на предъявителя, которые свободно распространяются среди всех желающих. Еще одно их отличие – возможность размещать облигационные займы. Правда, и требования к ведению отчетности у публичных компаний намного более строгие. Так, ежегодно они обязаны предоставлять в проверяющие органы баланс доходов и расходов и полный отчет о годовой деятельности. Эти данные отправляются на проверку независимым аудиторам, а результаты проверки должны быть подтверждены на собрании акционеров.

В Швейцарии: SA, или AG (акционерное общество, уставной капитал от 100 000 SFr (из которых 50 000 SFr должны быть оплачены до регистрации фирмы) , от 3х учредителей, директор или совет директоров (со большинством директоров-резидентов). Типы: Акционерное общество / корпорация, Холдинговая компания, Домицильная компания (Domiciliary Company), Обслуживающая компания (Service Company), Смешанная компания (Mixed Company).

Для учреждения Акционерного общества необходимо как минимум трое акционеров, которые могут быть и юридическими, и физическими лицами. Учреждение физическим лицом-иностранцем возможно. Учредительный договор подлежит государственному засвидетельствованию. Также компания заносится в Торговый реестр.

Особенности компаний:

• Минимальное число акционеров для основания общества – трое.

• Разрешены номинальные акционеры и номинальные подписчики.

• Большинство директоров, входящих в совет директоров, должны быть швейцарцами по национальности и проживать в стране.

• Минимальный уставный капитал для регистрации - 100.000 CHf, на момент регистрации предприятия должно быть оплачено, как минимум, 20% акций (но не менее 50.000 CHf).

• Акционерный капитал не может быть увеличен за один раз более чем на 50% от суммы уставного капитала.

• Акции могут быть следующих типов: обычные акции, привилегированные акции, акции с правом голоса, акции без права голоса и могут быть выпущены с номинальной стоимостью. Разрешены к выпуску.акции на предъявителя.

• Ответственность акционеров по обязательствам общества ограничивается их вкладом в уставный капитал; лица, чьи имена фигурируют в уставе, подписываются от имени компании.

• Все директора должны быть акционерами в независимости от того, являются ли они бенефициарными владельцами данных акций или номинальными (чтобы Удовлетворять данные требования, достаточно номинально владеть одной акцией).

• Компания должна иметь аудитора и зарегистрированный офис.

В Германии наблюдательный совет является обязательным элементом структуры управления АО. В его задачи входит контроль оперативного управления АО и проверка документации (в том числе бухгалтерской) и имущества; при необходимости, выявленной по результатам контроля, он должен созывать общее собрание акционеров. Само оперативное управление не относится к его функциям, но определением устава или собственным решением наблюдательный совет может быть наделен правом вето на совершение определенных видов сделок.

В наблюдательный совет входят, как правило, только акционеры, избираемые общим собранием; в отдельных случаях, определенных законодательством ФРГ, в него включаются также работники предприятия. Отметим, что законодательство предусматривает также возможность создания наблюдательного совета в 000, фиксируемую в договоре.

В целом многие вопросы организации управления АО решаются в разных странах по-разному, причем способ решения, как отмечает К. Мейер, в значительной мере определяется структурой собственности. Так, если в Великобритании и США акционерный капитал в значительной мере распылен, то и проблема привлечения акционеров к участию в управлении компанией там оказывается намного ощутимее, чем в большинстве развитых стран (ФРГ, Франция, Италия, Испания, Япония, Корея и др.), где концентрация собственности намного выше.

Вместе с тем существуют глубинные различия, характеризующие разные философские подходы к корпоративному управлению, принятые в этих странах. Распространенное в США представление о тождественности корпорации и ее акционеров приводит к отсутствию необходимости в защите каких-то особых интересов отдельных групп акционеров и, как следствие, к развитию системы унитарных советов директоров. Напротив, признание необходимости для АО учитывать интересы не только своих акционеров, но и других субъектов, имеющих отношение к его деятельности (поставщики, потребители, работники, местное население), служит основной причиной обособления в фирмах, создаваемых в континентальной Европе, исполнительного органа (правления) и наблюдательного совета (совета директоров), представляющего указанные интересы.



Гарантии иностранных инвестиций согласно законодательству РФ

Государственные гарантии иностранным инвесторам в действующем законодательстве поставлены на первое место. Как отмечают исследователи, действующий закон смело можно было бы назвать «О государственных гарантиях иностранными инвесторам», т.к. фактически половина статей Закона «Об иностранных инвестициях…» посвящена именно гарантиям.

Заметим, что Закон «Об иностранных инвестициях…» регулирует не все виды иностранных инвестиций. Поэтому вопрос о предоставлении гарантий по другим видам инвестиций, не входящим в предмет регулирования данного Закона, должен решаться в соответствии с международными договорами.

Согласно п.1 ст.5 Закона «Об иностранных инвестициях…» иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст.5 Закона).

Рассматриваемая гарантия включает также право на защиту своих интересов в суде, в том числе иностранные инвесторы вправе защищать свои экономические интересы в качестве третьих лиц в деле, рассматриваемом арбитражным судом Российской Федерации.

Данная гарантия подразумевает и гарантию возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Акцентируем внимание на том, что Российская Федерации является участников Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.). Таким образом, инвестиционные споры могут быть рассмотрены в порядке установленном названной конвенцией в арбитражном суде при Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (создан при Международном банке реконструкции и развития).

В рамках СНГ действует еще одна конвенция - Конвенция о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.)[2]. В ст.11 названной Конвенции закреплено, что споры по осуществлению инвестиций в рамках настоящей Конвенции рассматриваются судами или арбитражными судами стран - участников споров, Экономическим Судом Содружества Независимых Государств и/или иными международными судами или международными арбитражными судами.

Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст.6 Закона)

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Анализ международных соглашений РФ с зарубежными государствами, показывает, что как правило в число форм инвестиций включены:

а) движимое и недвижимое имущество, а также соответствующие ему имущественные права;

б) акции, вклады и другие формы участия в предприятиях или компаниях;

в) права требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, связанных с капиталовложениями;

г) авторские права, права на промышленную собственность (такие как изобретения, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные образцы и модели), технологию и ноу-хау;

д) права на осуществление экономической деятельности, включая коммерческую деятельность, предоставляемые на основе закона или договора, в частности, касающиеся разведки, разработки, добычи и эксплуатации природных ресурсов.

Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст.7 Закона).

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст.12 Закона).

Иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации.


Смотрите также