Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Иностранные юридические лица в рф мчп


Юридические лица как субъекты международного частного права

«Национальность» юридического лица – это принадлежность юридического лица к определенному государству, право этого государства компетентно ответить на весь круг вопросов, связанных с правоспособностью юридического лица. Такое право получило название «личный закон» или «личный статут» юридического лица.

Для определения национальности в международном частном праве было разработано несколько доктрин:

1) доктрина оседлости – в ее основу положен критерий местонахождения (применяется в континентальных странах Западной Европы). Юридическое лицо принадлежит тому государству, где находится его правление или административный центр;

2) доктрина инкорпорации – применяется в России, Великобритании, США. Согласно данной доктрине юридическое лицо принадлежит тому государству, где оно создано;

3) доктрина центра эксплуатации – в основу данной доктрины положен критерий места деятельности (центр эксплуатации). Применяется в Индии. Смысл заключается в том, что юридическое лицо принадлежит тому государству, где осуществляется его основная деятельность;

4) теория контроля. Бывают ситуации (вооруженные конфликты), которые вызывают потребность появления «враждебных иностранцев», с которыми запрещается ведение общих дел. Вопрос о «враждебных иностранцах» или теории контроля впервые возник в английской судебной практике, в известном деле Дайнвера 1916 г.

Критерии, обоснованные доктриной, с целью определения принадлежности юридического лица к определенному государству превратились в коллизионные привязки, все они решают только один коллизионный вопрос: право какого государства подлежит применению для определения правового положения юридического лица.

Согласно ч. 3 Гражданского кодекса РФ на основе личного закона определяются:

  • правовой статус организации в качестве юридического лица;

  • организационно-правовая форма юридического лица;

  • вопросы создания, реорганизации, ликвидации юридического лица;

  • вопросы правопреемства;

  • содержание правоспособности юридического лица;

  • порядок приобретения юридическим лицом ряда прав и обязанностей;

  • отношения внутри юридического лица, включая отношения его участников;

  • способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

В соответствии с п. 1 ст. 1202 Гражданского кодекса РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено это юридическое лицо.

Гражданский кодекс выбирает тот критерий, который связывает юридическое лицо с местом его учреждения.

Если юридическое лицо, учрежденное российскими лицами со 100 %-ным российским капиталом, зарегистрировано в оффшорной зоне, например на Кипре, то возникает вопрос, по какому праву будет определяться его правоспособность, в данном случае – право страны, где учреждено юридическое лицо, будет всегда его личным законом независимо от его принадлежности.

Правила, касающиеся положения иностранных юридических лиц, содержатся в разных международных договорах, например о поощрении и защите капитала, правовой помощи, избежании двойного налогообложения.

27. Юридические лица в международном частном праве. «Национальность» и личный статут юридического лица

Юридические лица, находящиеся в пределах национальной юрисдикции подразделяются на отечественные и иностранные. На них одновременно воздействуют две правовые системы: права государства национальной принадлежности и система национального права государства, в котором осуществляется свою деятельность.

Государственная принадлежность (национальность) составляет основу его личного статута. Национальность определяется на основе формальных критериев, которые не всегда позволяют выявить истинную принадлежность юридического лица к конкретному государству.

Законодательство идет по пути отделения личного закона юридического лица от его национальности.

Личный статут юридического лица определяет только вопросы правового положения компании в сфере частноправовых отношений. В частности, отвечает на следующие вопросы:

1. Можно ли рассматривать конкретное объединение лиц в качестве юридического лица;

2. Какова его организационно-правовая форма;

3. Требования к наименованию как средству индивидуализации юридического лица;

4. Требования к порядку создания, реорганизации, ликвидации;

5. Содержание правоспособности юридического лица;

6. Порядок приобретения прав и принятия на себя обязанностей;

7. Отношения внутри организации, включая отношения юридического лица с его участниками;

8. Способность юридического лица нести ответственность по обязательствам;

9. Способность учредителей (участников) нести ответственность по обязательствам юридического лица.

Что касается национальности, то категория национальности шире личного статутаи затрагивает первую очередь публично-правовые институты, в частности правовой режим деятельности юридического лица на территории определенного государства, режим налогообложения, вопросы дипломатической защиты.

Национальность в более полном объеме затрагивает статус юридических лиц как участников трансграничных отношений.

Личный закон определяет статус компании только в объеме частного права и публично-правовую сферу не затрагивает.

28. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Виды правовых режимов

Деятельность иностранных юридических лиц в РФ регулирует­ся национальным российским законодательством (гражданским, та­моженным, валютным, банковским и налоговым) и международными договорами РФ.

В вопросе правового положения иностранных юридических лиц на территории России отечественный правопорядок исходит из закрепленного для иностранных инвесторов принципа национального режима: «Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами» (ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»).

Ануфриева пишет, что речь идет именно о фиксировании принципа национального режима, т.е. уравнивании в правах иностранных и отечественных субъектов права, а не режиме наибольшего благоприятствования, и, что, несмотря на чисто внешнюю схожесть формулировок с последним режимом, не следует заблуждаться в отношении квалификации. Наиболее адекватно юридическому содержанию национального режима этот принцип выражен в ст. 2 ГК РФ посредством использования следующей формулы: «Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом».

Ануфриева предлагает два критерия отнесения юридических лиц к иностранным:

1. Они организованы в соответствии с законами иного, нежели Российская Федерация, государства;

2. Они имеют свое местонахождение вне ее территории.

В общеправовом же плане все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятельность, заключать сделки, создавать с участием российских юридических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых новые образования в соответствии с предусмотренными законодательством Российской Федерации организационно-правовыми формами, открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы, в том числе для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица, совершать связанные с такими и другими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и другие операции.

При этом предусматривается, что иностранное юридическое лицо при совершении сделок на территории РФ не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.

Представительства и филиалы иностранных юридических лиц

Филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории РФ на основании решения иностранного юридического лица.

Государственный контроль за этими действиями осуществляется посредством их аккредитации. Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц осуществляется ФНС (в частности, межрайонной инспекцией №47 по г. Москве).

Подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный ФНС.

В течение года после принятия решения о создании, об открытии на территории РФ филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой РФ сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации.

Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица осуществляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) Непредставление необходимых документов или представление документов с нарушениями или недостоверной информацией;

б) Цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица противоречат Конституции, международным договорам и законодательству РФ, создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам Российской Федерации;

Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица осуществляется в срок не более чем 25 рабочих дней со дня представления соответствующих документов

Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается в связи с прекращением деятельности этих филиала, представительства на территории РФ на основании решения такого иностранного юридического лица, прекращением деятельности такого иностранного юридического лица или по решению ФНС.

21. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

21. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

Иностранные юридические лица могут осуществлять самые разные действия на территории РФ: заключать сделки на территории России с российскими лицами в отношении имущества, находящегося в России; заниматься хозяйственной деятельностью; открывать в России представительства и учреждать филиалы; создавать с участием или без участия российских лиц новые образования в соответствии с предусмотренными российским правом организационно-правовыми формами; заниматься инвестиционной деятельностью.

В определении вопросов правового положения иностранных юридических лиц российское право исходит из принципа национального режима. Он закреплен многими источниками правового регулирования: п. 1 ст. 2 ГК РФ, ст. 254 АПК РФ, ст. 4 ФЗ от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», а также в других нормативных правовых актах.

Таким образом, основой правового положения иностранных юридических лиц в РФ является уравнивание их прав с отечественными лицами. Вместе с тем не стоит забывать о применении к иностранным лицам специального режима, предусматривающего некоторые ограничения. Он действует в РФ в отношении как иностранных юридических, так и физических лиц. Все ограничения перечислить довольно затруднительно. Так или иначе, во всех областях правового регулирования можно найти особенности, связанные с принадлежностью юридического лица к иностранной юрисдикции.

Приведем ряд примеров. В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона РФ от 20.02.92 № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле» иностранные юридические и физические лица, не являющиеся членами бирж, могут участвовать в биржевой торговле исключительно через биржевых посредников. Согласно ст. 6 ФЗ от 06.05.99 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) могут принимать участие в конкурсе, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в РФ отсутствует или экономически нецелесообразно.

Специальный режим для иностранных юридических лиц не обязательно предусматривает ограничения их прав по сравнению с отечественными лицами и запреты на осуществление какой-либо деятельности. В соответствии с этим режимом для иностранных юридических лиц могут устанавливаться особые правила и требования, обусловленные национальностью этих лиц.

В соответствии с приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» филиалы и представительства иностранных юридических лиц, находящиеся на территории РФ, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранного юридического лица, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

Следующая глава

5. Международные организации как субъекты мчп

Международные организации вступают в гражданско-правовые отношения в двух видах:

1) для обеспечения своей повседневной деятельности (электро- и водоснабжение, приобретение мебели, канцелярских товаров и проч.)

2) для реализации своих уставных целей

Например: Международный банк реконструкции и развития в соответствии со своим уставом правомочен предоставлять кредиты, а также выдавать гарантии промышленным и коммерческим предприятиям, расположенным на территории государств–членов международной организации.

Можно выделить две особенности участия международных организаций в международных частно-правовых отношениях:

1. специфический круг источников, регулирующих такие отношения

Заключение международной организацией гражданско-правовых сделок, а также вопросы владения и пользования имуществом регламентируются следующими актами:

1) устав международной организации

В уставе международной организации

  • провозглашается юридическое лицо

  • наделяется правом приобретать имущество, предъявлять иски в судах, заключать договоры

2) дополнительные соглашения организации с государством места пребывания

3) внутренние правила самой организации

Например: Типовое положение о заключении контракта учреждениями ООН

При наличии пробела во всех вышеназванных источниках для регулирования международных частно-правовых отношений с участием международных организаций допустимо обращение к национальному законодательству.

Например: на территории Российской Федерации находится Объединённый институт ядерных исследований. Согласно его уставу Институт признаётся юридическим лицом. В 1995 году между Правительством России и Институтом было заключено Соглашение об условиях пребывания Института на территории РФ. В соответствии с данным соглашением в пределах района Института применяются внутренние правила Института (при этом законодательство РФ не применяется в части, противоречащей внутренним правилам Института).

2. международные организации обладают иммунитетом от гражданской юрисдикции на территории государств–их членов

Иммунитет предоставляется в силу международного договора.

Принцип иммунитета закрепляется в уставе международной организации и дополнительных соглашениях международной организации с государствами – её участниками.

Международная организация может отказаться от своего иммунитета. Такой отказ должен быть произведён уполномоченным лицом организации.

Действует принцип, согласно которому если организация сама выступает истцом в процессе, то считается, что она сама отказалась от своих иммунитетов.

Иммунитетом от гражданской юрисдикции пользуются также представители государств при международной организации, а также должностные лица самих международных организаций.

6. Правовое положение иностранных юридических лиц и их представительств и филиалов в Российской Федерации

В РФ иностранными юридическими лицами признаются те организации, которые учреждены за рубежом (принцип инкорпорации).

Участвуя в гражданском обороте на территории России, иностранная компания подчиняется одновременно двум правопорядкам:

1) с одной стороны – компания подчиняется нормам российского гражданского законодательства

Согласно ст.2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к соглашениям с участием иностранных юридических лиц

2) с другой стороны – ряд вопросов статуса иностранного юридического лица определяются его личным законом

В соответствии со ст.1202 ГК РФ личным законом определяются:

  • вопросы правоспособности организации

  • организационно-правовая форма организации

  • требования к наименованию организации

  • вопросы создания, реорганизации, ликвидации организации

  • внутренние отношения

  • способность организации нести ответственность по своим долгам.

Нормы права, которые регулируют данные вопросы, образуют так называемый «статут юридического лица». Статут юридического лица определяется его личным законом.

Правовой статус иностранной компании подтверждается выпиской из Торгового реестра соответствующей страны.

Согласно п.2 ст.1202 ГК РФ при совершении сделок в РФ иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, не известные российскому праву (за исключением случаев, когда другая сторона сделки знала или должна была знать об указанном ограничении).

Например: в учредительных документах одной из фирм было записано, что контракты от имени иностранной фирмы признаются действительными, только когда они подписаны двумя её коммерческими директорами. Однако президент фирмы единолично выдал доверенность на совершение контракта от имени данной фирмы.

Международный коммерческий арбитражный суд, рассмотрев данный спор, отметил, что даже если в учредительных документах иностранной фирмы установлены ограничения в полномочиях президента фирмы, иностранная фирма всё же не вправе ссылаться на указанные ограничения, т.к. такие ограничения неизвестны российскому праву.

Иностранное юридическое лицо вправе открывать свои представительства и филиалы.

Согласно ст.4 закона «Об иностранных инвестициях в РФ» филиал иностранного юридического лица создаётся в России для осуществления той деятельности, которую ведёт за пределами России её головная организация.

Закон предусматривает необходимость аккредитации филиала в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ. Для аккредитации филиала головная организация должна представить Положение о филиале.

В Положении должны быть указаны:

1) наименование филиала и его головной организации

2) организационно-правовая форма и юридический адрес головной организации

3) местонахождение филиала, цели и виды его деятельности

4) состав и сроки вложения капитала в основные фонды филиала

5) порядок управления филиалом.

С момента аккредитации филиалу выдаётся свидетельство на право осуществления своей деятельности в России.

Ответственность по долгам филиала несёт создавшая его головная организация.

Иностранное юридическое лицо вправе открывать в России свои представительства.

06.10.2004 г.

Представительства

иностранных юридических лиц

Иностранные юридические лица вправе открывать в России свои представительства.

Порядок регламентируется Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций (утверждено постановлением Совета министров СССР от 30 ноября 1989 года).

Для открытия представительства необходимо получить разрешение, которое выдаётся целым рядом ведомств в зависимости от характера деятельности иностранного юридического лица (в выдаче разрешений участвуют Центральный Банк, Министерство юстиции, Министерство торговли и соответствующее отраслевое министерство).

В разрешении указываются следующие сведения:

1) цель и условия открытия представительства

2) срок действия разрешения

3) количество сотрудников представительства из числа иностранных граждан.

Свою деятельность представительства осуществляют в соответствии с законодательством РФ.

В 1998 году Правительство России утвердило Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия представительств иностранных религиозных организаций. Их регистрация осуществляется Министерством юстиции РФ, а также Министерством юстиции субъектов РФ.

В результате регистрации представительствам выдаётся свидетельство на право осуществления деятельности в России.

Срок действия свидетельства составляет 3 года с возможностью его продления.

Представительство иностранной религиозной организации не может быть зарегистрировано, если цели его деятельности противоречат законодательству РФ.

Представительство не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, на него не может распространяться статус религиозного объединения.

Представительства иностранных религиозных организаций занимаются распространением литературы и информации о головной организации.

Представительства и филиалы иностранных юридических лиц являются лишь структурными подразделениями иностранных юридических лиц, ответственность по их долгам несут создавшие их юридические лица.

Равным образом недопустимо направление повестки о вызове на судебное заседание представительству или филиалу в случае, если иск предъявлен к головной организации.

Тема № 6

Право собственности в МЧП

1. Коллизионные вопросы права собственности

2. Национализация в МЧП

3. Правовой режим собственности РФ и российских лиц, находящихся за рубежом


Смотрите также