Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Государство предоставившее политическое убежище вправе


Правовое положение лиц, которым предоставлено политическое убежище

Детище Великой французской революции — Конституция 1793 г. провозгласила предоставление убежища иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы. Ныне право убежища закреплено во Всеобщей декларации прав человека, Декларации о территориальном убежище 1967 г., принятой ООН, в конституционных актах многих государств.

Всеобщая декларация прав человека (ст. 14) предусматривает: каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано “в случае преследования в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций”.

Предоставление политического убежища — суверенное право государства. Своим внутренним актом государство определяет основания предоставления убежища, статус лиц которым оно предоставлено, порядок предоставления и случаи утраты права на убежище. Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции РФ политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Политическое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. Указ от 21 июля 1997 г. распространяет предоставление политического убежища и на членов семьи лица, получившего убежище, если они согласны с ходатайством (согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется). Предоставление Российской Федерацией политического убежища и лишение политического убежища производятся указами Президента РФ.

Письменное ходатайство на имя Президента РФ о предоставлении политического убежища, с которым соответствующее лицо обращается лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания, направляется этим органом при наличии достаточных оснований в Федеральную миграционную службу России. Последняя, рассмотрев поступившее ходатайство, запрашивает заключения Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и затем направляет материалы со своим заключением в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Комиссия рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту РФ для принятия им решения. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Затем органы внутренних дел на основании письменного обращения Федеральной миграционной службы России и указанного свидетельства оформляют этому лицу вид на жительство.

Политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если:

  1. лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций,

  2. лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ,

  3. лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование,

  4. лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека,

  5. если лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации “О беженцах”,

  6. лицо представило заведомо ложные сведения,

  7. лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Указом устанавливаются также случаи, когда лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на убежище. Эти случаи:

  1. возврат в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства,

  2. выезд на жительство в третью страну,

  3. добровольный отказ от политического убежища на территории Российской Федерации,

  4. приобретение российского гражданства или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ в порядке, определяемом названным Указом. Решение Комиссии доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище. Лишение лица предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища может иметь место по соображениям государственной безопасности, а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него вынесен вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Лишь на основе федерального закона или международного договора РФ могут иметь место выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ).

Политическое убежище - как получить и кому предоставляется, как стать беженцем

Проблема политических беженцев существует в мире многие десятилетия. Раньше в западных странах стремились получить убежище граждане СССР и стран соцлагеря, несогласные с политической линией своих правительств (в Советском Союзе их называли диссидентами). Сегодня акцент в вопросе политических беженцев сместился в страны Востока. Ввиду крайне обострившейся политической ситуации в некоторых регионах мира, сегодня поток политических беженцев в благополучные страны мира не снижается. Основными поставщиками беженцев стали страны Ближнего Востока, Африки, латиноамериканские государства и Украина. На втором плане разместились Китай, Россия и некоторые дальневосточные страны. Основной целью вынужденных мигрантов стали ЕС, США, Австралия и Канада. Страны Евросоюза неоднократно пытались договориться о временном закрытии внутренних границ Шенгенской зоны для ограничения потока мигрантов. Также на повестке дня введение квот на принятие беженцев европейскими странами. Пока что особых сдвигов в этом направлении нет, потоки мигрантов продолжают штурмовать границы старушки Европы.

Что означает понятие «политический беженец» и в чём его отличие от обычного беженца

Основная нормативная база, регламентирующая статус беженца и его присвоение, была разработана в 1951 году. Она содержится в Женевской конвенции и нескольких дополнительных протоколах к ней. Согласно нормативной базе, беженцем может быть признано лицо, которое подвергалось на родине преследованиям по расовому или национальному признаку, за политическую деятельность или вероисповедание, за принадлежность к определённой социальной группе. При этом существовала реальная угроза для жизни и свободы человека, а действия, направленные против него, были системными и осуществлялись организованно представителями власти.

Статус политического беженца, кроме указанной Женевской конвенции, определён также Дублинским соглашением, подписанным в 1990 году большинством стран мира и ратифицированным в 1997. Политический беженец в некотором смысле отличается от обычного, поскольку основной причиной его миграции стали гонения и преследования именно за политическую деятельность, несогласие с действиями властей в его стране, вследствие чего возник конфликт. Процент политических беженцев по отношению к беженцам по другим причинам относительно невысок. Именно поэтому запрос политического убежища для иммиграции в более спокойные и благополучные страны вызывает особый интерес.

Политические беженцы: проблема существует много лет

«Azyl» – это слово известно многим. С ним отлично знакомы полицейские, пограничники, таможенники. Произнесённое иностранцем в обращении к представителю властей, оно означает запрос политического убежища.

Что такое политическое убежище

Предоставление политического убежища лицу иностранного гражданства, запросившему его, означает, в первую очередь, международную защиту. Страна, присвоившая статус политического беженца, обязуется предоставить ему условия для безопасного проживания, необходимое социальное обеспечение, возможность работы, обучения и свободного передвижения в пределах границ принявшего его государства. Если страна, из которой беженец вынужден был эмигрировать, даст запрос на его экстрадицию, то власти государства, присвоившего статус беженца, в ней откажут. Политический беженец имеет право перевезти к себе свою семью, члены которой тоже получат соответствующий статус.

Однако следует понимать разницу между понятиями «вынужденный мигрант» и «беженец». В обиходе беженцами называют всех, кто был вынужден покинуть свою родину в силу негативных обстоятельств. Но с юридической точки зрения, это неправильно. Беженцем может называться только тот человек, который официально получил этот статус в определённом государстве.

Реальны или вымышлены преследования, предстоит выяснить властям принимающей страны

Кто может рассчитывать на политическое убежище

Как уже было сказано, сам термин определяет, что политическим беженцем может стать лишь тот, кто покинул страну по политическим мотивам. Законодательство подавляющего большинства стран мира признаёт понятие «политический беженец», не ограничивая круг лиц, которые могут на него претендовать ни возрастом, ни расой или национальностью, ни религиозной принадлежностью. Это значит, что политическим беженцем в силу определённых обстоятельств может стать практически каждый. Следует сказать, что законы большинства стран мира в отношении беженцев имеют практически унифицированную нормативную базу, лишь в некоторых моментах отличаясь друг от друга.

Видео: политическая эмиграция из России

https://youtube.com/watch?v=fh-cGHcrrkI

Страны, предоставляющие политическое убежище

Предоставление статуса политического беженца в большинстве стран регламентировано Дублинским соглашением (конвенцией). Согласно ему, если иностранец въехал в страну легально и попросил политическое убежище, то ответственной за его предоставление автоматически стаёт та страна-подписант Дублинской конвенции, которая выдала ему визу на въезд.

Дублин. В этом городе когда-то решалась судьба политических беженцев

Если же человек попал в страну нелегально и просит политического убежища, то её иммиграционные власти должны выяснить, не было ли на пути данного лица другой страны-подписанта Дублинской конвенции. Если была, то он высылается в эту страну, и именно она становится ответственной за рассмотрение его дела. Если же в одном из государств, подписавших конвенцию, проживают несовершеннолетние дети или родственники запросившего политического убежища иностранца, то принимать его будет именно оно. В основе Дублинской конвенции лежит право безопасности третьей страны. Появление данного международного документа было вызвано наплывом политических беженцев в развитые страны мира, поэтому большинство из них старались ограничить поток вынужденных мигрантов.

Как получить политическое убежище

Ходатайство о предоставлении статуса политического беженца может быть подано непосредственно при пересечении границы страны, в которой мигрант намеревается попросить политическое убежище. Это можно сделать и находясь на её территории, обратившись к полицейским офицерам или представителям иммиграционной службы. В отдельных случаях допустима подача ходатайства в дипломатическом представительстве государства. Вся информация о подобных прошениях является строго конфиденциальной и ни при каких условиях не должна разглашаться сотрудниками диппредставительства.

Для запроса необязательно иметь визу. Прибыть на территорию государства, в котором есть намерение попросить политическое убежище, можно легально или нелегально. В первом случае, в ожидании решения по присвоению статуса беженца, можно проживать в гостинице, затраты на которую будут компенсированы принимающей стороной, и при этом свободно передвигаться по стране. Во втором есть возможность попасть в специальный центр по содержанию беженцев, где передвижение ограничено.

После подачи прошения о предоставлении статуса беженца лицом, которое прибыло легальным путём, ему, как правило, предоставляется гостиница сроком на один месяц, а затем будет предоставлено отдельное жильё, из расчёта одной комнаты площадью минимум 20 квадратных метров на человека. Через полгода можно рассчитывать на получение места в семейном общежитии. После присвоения статуса беженец вправе получить отдельную квартиру с двумя — тремя комнатами и платить за неё минимальную квартплату. При нахождении в специальном центре для беженцев, его жителю положено бесплатное питание и медицинская помощь, он может бесплатно изучать язык страны и получать предметы личной гигиены. Также государство компенсирует одноразовое приобретение одежды.

Такова процедура подачи ходатайства о присвоении статуса политического беженца в странах Евросоюза, США, Канаде и других государствах.

Память жертв политических репрессий увековечена в Москве

Какие необходимы подтверждающие документы

Необходимо чётко понимать, что любая программа иммиграции представляет собой, в первую очередь, юридическую процедуру. Поэтому для подтверждения реальности угроз жизни, здоровью и свободе вынужденного мигранта и преследований по политическим мотивам ему придётся предоставить необходимые документальные доказательства. Это могут быть неоднократные обращения в органы правопорядка с заявлениями об угрозах и преследованиях, материалы в СМИ, дискредитирующие данное лицо, обращения в прокуратуру, органы государственной безопасности. Также в качестве доказательной базы могут быть использованы аудио и видеоматериалы, подтверждающие указанные факты преследований. В принципе, в роли доказательства в данном случае можно использовать всё, что поможет в получении статуса политического беженца.

Далеко не все беженцы едут в Европу по политическим мотивам

Документы для идентификации личности

Кроме указанных выше, необходимо предоставить иммиграционным властям принимающего государства небольшой перечень документов, удостоверяющих личность мигранта. Предполагается, что в силу форс-мажорных обстоятельств их вообще может не оказаться. Но в этом случае процесс идентификации личности займёт немало времени, а самому аппликанту (заявителю) придётся ожидать его результатов в специальном центре для беженцев.

Пакет документов для предоставления статуса беженца минимален. Он включает в себя:

  • документ, удостоверяющий личность. Это может быть заграничный или внутренний паспорт, или даже водительские права, при отсутствии паспорта;
  • четыре цветные фотографии паспортного формата на матовой бумаге, без уголков, на светлом фоне;
  • документальное подтверждение наличия родственных отношений с прибывшими вместе с аппликантом членами его семьи;
  • заявление на получение статуса политического беженца;
  • корректно заполненную анкету.

Прохождение интервью и биометрии

После того как прозвучало слово «Azyl» и подано ходатайство о политическом убежище, аппликанту следует быть готовым к прохождению интервью с иммиграционным специалистом, занимающимся политическими беженцами. Результаты интервью иногда становятся решающими при вынесении резолюции властями страны. К проведению собеседования может быть подключён переводчик, если кандидат в политические беженцы не владеет языком принимающей его страны. Во время интервью иммиграционный специалист должен выяснить причины и мотивы, побудившие человека покинуть родину, его биографию, обстоятельства пересечения границы данного государства. Целью этой процедуры является определение уровня объективности и степени реальной или мнимой угрозы жизни и безопасности мигранта. Специалист иммиграционной службы впоследствии должен составить подробный отчёт о результатах интервью.

Несовершеннолетние, которым больше четырнадцати лет, тоже проходят небольшое собеседование. Им задаются несложные вопросы, ответы на которые сверяются с ответами родителей. Супруги могут присутствовать при прохождении друг другом интервью, при этом им запрещено дополнять или уточнять ответы. Во время интервью ведётся протокол, который должен быть тщательно прочитан интервьюируемым и специалистом иммиграционной службы, а затем подписан обеими сторонами. Также, как правило, присутствует адвокат, предоставленный государством бесплатно.

Сроки проведения интервью могут быть различными в каждой стране — от нескольких часов до нескольких дней.

Следует помнить, что собеседование проводят специалисты, прошедшие соответствующую подготовку, в том числе, психологическую. Поэтому во время интервью лучше говорить только правду. Любая, даже самая маленькая ложь, будет замечена и может породить большое недоверие иммиграционного офицера, что крайне нежелательно.

После подачи ходатайства о предоставлении политического убежища аппликант и члены его семьи, покинувшие родину вместе с ним, должны пройти медицинскую комиссию в государственной клинике. Также у них должны снять отпечатки пальцев. Результаты дактилоскопии будут проверены по существующей базе данных (в Евросоюзе она точно есть) на предмет совершения противоправных действий или повторного ходатайствования о предоставлении статуса беженца (при этом не обязательно политического).

Видео: как белорусам получить убежище в США

Принятие отрицательного решения: дальнейшие действия

Объективности ради стоит напомнить, что положительное решение иммиграционных властей, согласно статистике, принимается далеко не в каждом случае. Поэтому вероятность отказа довольно высока. В то же время значительное число мигрантов всё же добилось положительного решения через суд. При получении официального отказа от управления по делам беженцев иммиграционной службы принимающей страны, в первую очередь, следует постараться выяснить его причину.

Ни в одной из европейских стран, ни в США, ни в Канаде не следует предлагать вознаграждение иммиграционному специалисту, от резолюции которого очень многое зависит. Укоренившиеся привычки жителей стран СНГ могут оказать им в развитых странах медвежью услугу. Поэтому при попытке дачи взятки можно запросто оказаться не в лагере для беженцев, а в лагере для осуждённых, а мечта о получении статуса «беженца совести» развеется как дым.

Если прошение о предоставлении статуса будет отклонено, то оно переходит в юрисдикцию судебной власти, а именно — судьи, рассматривающего дела беженцев. Податель ходатайства о присвоении ему статуса беженца может обжаловать негативное решение иммиграционных властей. Для этого ему следует подать апелляцию в чётко оговоренные законодательством принимающей его страны сроки. В ней следует указать, какие именно иммиграционные законы данной страны были нарушены при принятии негативного решения, или констатировать факт нарушения установленной процедуры рассмотрения ходатайства. Если же суд вынесет решение об отказе в предоставлении статуса, то заявителю будет выдан депортационный ордер, согласно которого он должен будет покинуть территорию страны в двухнедельный срок.

Отказ в статусе политического беженца можно обжаловать в суде

Основными причинами отказа в выдаче статуса беженца могут быть:

  • несоответствие реальной угрозы жизни и безопасности аппликанта заявленной;
  • причины криминального или материального характера, побудившие его запросить статус политического беженца;
  • невозможность подтвердить данные о преследованиях и гонениях мигранта на его родине именно по политическим мотивам;
  • изменившиеся обстоятельства или ситуация в стране гражданства просителя политического убежища.

При запросе статуса политического беженца главными причинами иммиграции должны быть причины политического характера.

Можно ли повторно получить временное убежище

Страны Евросоюза имеют общую базу данных «ЕВРОДАК» для беженцев и мигрантов, запросивших убежище. Поэтому повторная подача прошения о предоставлении статуса ни политического, ни обычного беженца уже практически невозможна. Единственной причиной, по которой можно запросить политическое убежище вновь, могут стать кардинально изменившиеся обстоятельства и политическая ситуация на родине мигранта. Но это следует аргументировано доказать.

Соискателя политического убежища в ЕС обязательно проверяют по единой базе данных

Человек получил временное убежище, что дальше?

Если все этапы успешно пройдены, мигрант получит свидетельство о временном убежище и разрешение на пребывание в стране. Оно может иметь ограниченный или неограниченный срок действия. Вместе с разрешением на пребывание выдаётся право на трудоустройство в пределах данного государства.

Срочное разрешение на пребывание имеет различный срок действия в разных странах. В среднем, это 4–5 лет, после чего происходит пересмотр дела политического беженца. Иммиграционные власти выясняют, изменилась ли ситуация на родине беженца, которая вынудила её покинуть, сохранилась ли угроза жизни, свободе и безопасности. При отрицательном ответе у беженца появляется право на оформление статуса постоянного жителя данной страны и впоследствии получения её гражданства вместе со своей семьёй. Если же ответ будет утвердительным, то беженца и его семью попросят вернуться на родину или, по крайней мере, покинуть ту страну, которая предоставила убежище.

Бессрочное разрешение на пребывание не имеет ограничения по времени и может, спустя определённый срок, установленный иммиграционными законами данного государства, быть трансформировано в ПМЖ и дальнейшее гражданство.

Иммиграция через политическое убежище — задача довольно рискованная. В случае успеха она принесёт множество позитивных моментов:

  • быструю иммиграцию и перспективу получения гражданства искомой страны вместе с семьёй;
  • социальное пособие принимающего государства;
  • отсутствие необходимости прохождения тестов на знание языка страны и её национальных традиций;
  • бесплатные услуги по оформлению статуса, бесплатное жильё, обучение и медицину;
  • право на работу.

Сколько стоит стать беженцем

По сути, статус беженца государство предоставляет совершенно бесплатно. Но в интернете есть множество объявлений от различных посредников, гарантирующих на все сто процентов предоставление статуса беженца (неважно — политического или обыкновенного) в определённой стране. Свою уверенность и заоблачные цены на услуги они аргументируют отличным знанием иммиграционных законов, положительными результатами в получении статуса политического беженца их клиентами и своими практическими навыками в подготовке доказательной базы. Здесь решение должен принимать каждый сам за себя. Но любой настоящий специалист в области иммиграции скажет, что никто и никогда не сможет дать стопроцентной гарантии предоставления убежища. Поэтому те, кто её даёт — либо аферисты, либо просто некомпетентные люди.

Никто, кроме мошенников, не может стопроцентно гарантировать получение убежища

Если решение о подобном способе иммиграции принято, то первое, чем следует озаботиться, станет тщательный анализ ситуации. Каждый из мигрантов абсолютно правомерно задаётся вопросом о шансах получения политического убежища. Следует понимать возможные последствия отказа и последующего возвращения на родину. Поэтому к подобному шагу следует подготовиться очень тщательно, собрав все необходимые документы и доказательства, а также проанализировав свою биографию и биографии иммигрирующих членов семьи.

  • Автор: Сергей Крятченко
  • Распечатать

Международное право - Право политического убежища

Политическое убежище – это предоставление государством лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым он подвергся в стране своего гражданства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но и за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность. Согласно ст. 14 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем».

Выделяют территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

Дипломатическое убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В международном праве запрещается предоставление дипломатического убежища. Основание и порядок предоставления политического убежища тем или иным лицам зависят от внутреннего законодательства государства, предоставляющего политическое убежище. Государство может отказать в предоставлении убежища.

В случае предоставления политического убежища государство обязано не выдавать лицо, получившее политическое убежище. Лица, получившие политическое убежище, имеют на территории данного государства статус иностранцев, если им предоставлено гражданство данного государства. Государство, предоставившее какому-либо лицу политическое убежище, приобретает право на оказание правовой защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом, несет ответственность за его деятельность. Согласно положениям ст. 4 Декларации о территориальном убежище «государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций». Нормы международного права закрепляют право государства предоставлять определенным лицам политическое убежище и устанавливают обязанность других государств уважать данное право. Действие политического убежища прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили лицо искать убежище, или если лицо получило гражданство государства, предоставившего ему политическое убежище. В международном праве сложилось правило – убежище не должно предоставляться лицу, совершившему общеуголовное преступление.

Правовое положение лиц, которым предоставлено политическое убежище

Детище Великой французской революции — Конституция 1793 г. провозгласила предоставление убежища иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы. Ныне право убежища закреплено во Всеобщей декларации прав человека, Декларации о территориальном убежище 1967 г., принятой ООН, в конституционных актах многих государств.

Всеобщая декларация прав человека (ст. 14) предусматривает: каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано “в случае преследования в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций”.

Предоставление политического убежища — суверенное право государства. Своим внутренним актом государство определяет основания предоставления убежища, статус лиц которым оно предоставлено, порядок предоставления и случаи утраты права на убежище. Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции РФ политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Политическое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. Указ от 21 июля 1997 г. распространяет предоставление политического убежища и на членов семьи лица, получившего убежище, если они согласны с ходатайством (согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется). Предоставление Российской Федерацией политического убежища и лишение политического убежища производятся указами Президента РФ.

Письменное ходатайство на имя Президента РФ о предоставлении политического убежища, с которым соответствующее лицо обращается лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания, направляется этим органом при наличии достаточных оснований в Федеральную миграционную службу России. Последняя, рассмотрев поступившее ходатайство, запрашивает заключения Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и затем направляет материалы со своим заключением в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Комиссия рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту РФ для принятия им решения. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Затем органы внутренних дел на основании письменного обращения Федеральной миграционной службы России и указанного свидетельства оформляют этому лицу вид на жительство.

Политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если:

1) лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций,

2) лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ,

3) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование,

4) лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека,

5) если лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации “О беженцах”,

6) лицо представило заведомо ложные сведения,

7) лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Указом устанавливаются также случаи, когда лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на убежище. Эти случаи:

1) возврат в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства,

2) выезд на жительство в третью страну,

3) добровольный отказ от политического убежища на территории Российской Федерации,

4) приобретение российского гражданства или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ в порядке, определяемом названным Указом. Решение Комиссии доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище. Лишение лица предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища может иметь место по соображениям государственной безопасности, а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него вынесен вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Лишь на основе федерального закона или международного договора РФ могут иметь место выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ).


Смотрите также