Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Фз о беженцах и вынужденных переселенцах


Изменения и дополнения в Федеральном законе «О вынужденных переселенцах»

Политика большинства стран предполагает предоставление убежища отдельным лицам. Однако нередки ситуации, когда граждане России также нуждаются в получении определенного статуса, несмотря на наличие гражданства Российской Федерации. ФЗ «О вынужденных переселенцах» издан в 1993 году совместно с актом, регулирующим положение беженцев. Указанный НПА закрепляет порядок оформления звания переселенца, условия прекращения его действия, а также субъектов, которые могут его носить.

Субъекты оформления

ФЗ о беженцах и вынужденных переселенцах представляют собой акты федерального законодательства и не предполагают сопутствующего принятия региональных законов в целях установления правил нахождения в пределах конкретных территорий указанных категорий лиц.

По статье первой Закона РФ «О вынужденных переселенцах», рассматриваемое звание присваивается лицу, имеющему гражданство РФ и нуждающемуся в переезде, поскольку выявлена угроза причинения вреда этому человек или его близким, либо указанных лиц подвергли гонениям по расовым, национальным, религиозным или иным причинам.

В указанных выше ситуациях считать лицо субъектом действия ФЗ о переселенцах можно при следующих обстоятельствах:

  1. Человек, проживающий за пределами России, на территории иностранного государства, вынужден вернуться на родину.
  2. Лицо вынуждено осуществить переезд с территории одного субъекта страны в другой.

Факт установления российского гражданства на момент перемены места проживания позволяет разграничить законы о беженцах и вынужденных переселенцах.

Закон о переселенцах распространяет свое действие и на близких людей. Члены семьи, проживающие с переселенцем, не получают статус официально, но пользуются теми же возможностями ввиду совместного проживания. Последняя редакция закона на 2019 год позволяет признать родство с переселенцем в судебном порядке.

Также действующий закон предусматривает основания, не разрешающие человеку оформить рассматриваемый статус:

  • совершение претендентом преступления, опасного для человечества и мира, признаваемого тяжким согласно положениям Уголовного кодекса;
  • нарушение срочности подачи заявления, которая составляет один год с момента убытия с предыдущего места проживания;
  • отъезд из-за голодания, эпидемий, чрезвычайных ситуаций и по иным экономическим причинам.

При таких условиях не допускается использовать привилегии, но право на смену места жительства сохраняется.

Процедура оформления

Согласно ФЗ «О вынужденных переселенцах», последняя редакция которого закрепляет подробный порядок действий для нуждающихся лиц, оформление статуса потребует прохождения нескольких этапов. Первый из них — выбор уполномоченного органа. Вопросами переселения занимается ФМС — федеральная миграционная служба, управление которой для обращения выбирается согласно месту нахождения лица.

Следующий шаг — подготовка бумаг. Статья 3 закона предлагает подробный перечень необходимых сведений:

  • паспорт, подтверждающий статус гражданина России;
  • свидетельство о факте рождения, если беженцы и вынужденные переселенцы несовершеннолетние и им нет четырнадцати лет;
  • документ о регистрации брака;
  • фотографии претендента, а также совершеннолетних членов семьи в двух экземплярах;
  • данные, подтверждающие наличие родственных отношений.

Скачать образец ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем.

Также возможно предоставление доверенности, если заявление подается при участии поверенного.

ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года за последние пятнадцать лет претерпел немало изменений. Новый текст закона, который будет действовать в 2019 году, в первую очередь уделяет большое внимание способам направления сведений. Допускается личное обращение в УФМС или многофункциональный центр, привлечение представителя и использование портала «Госуслуги».

Также ФЗ четко определяет сроки рассмотрения ходатайства. Когда решение положительное, миграционной службе дается три дня на то, чтобы зарегистрировать заявку и направить письменное сообщение гражданину. После этого выдается справка переселенца. Если лицу отказывают, то на письменный ответ с обоснованием причин отказа УФМС получает пять дней. При этом обязательно обозначается, что лицо имеет возможность обжаловать такое решение.

Права и обязанности

Закон «О вынужденных переселенцах» предусматривает список возможностей для представителей данной категории. Мигрант, ввиду своего особого статуса на территории страны, даже имея соответствующее гражданство, наделяется правом на некоторые привилегии и льготы.

Согласно четвертой статье указанного НПА, лица, вынужденные переехать, обладают правом на:

  1. Выплаты переселенцам одноразового характера, которые предоставляются всей семье. Размер поощрения составляет не меньше ста рублей.
  2. Направление на проживание в специальные центры временного нахождения. Оно может быть оформлено в письменном или электронном варианте.
  3. Получение помощи при необходимости переезда, а также перемещения багажа.
  4. Проживание, получение питания и иных необходимых средств для жизни.
  5. Медицинскую помощь, предоставление лекарств.

Данным лицам должна оказываться максимальная помощь в размещении и организации условий для жизни.

Помимо возможностей, предлагаемых рассматриваемой категории граждан, определяются их обязанности:

  1. Соблюдение порядка, предусмотренного в конкретном центре проживания. Потребуется подписать документ о том, что человек ознакомился с правилами.
  2. Прохождение обязательных комиссий в медицинских учреждениях.
  3. Передавать требуемые сведения доступным способом, полностью достоверные.

Любые новости относительно изменений процедуры, условий и сроков ее проведения можно отследить в правовых системах «Гарант» и «Консультант Плюс».

Отдельно следует сказать о жилье для переселенцев, которое обязательно предоставляется всем гражданам, вставшим на учет в службе миграции. В порядке очереди орган власти должен принять решение о направлении гражданина в конкретное место для проживания. Отношения регулируются договором о социальном найме. Как только соглашение расторгается, лицу следует съехать не позднее, чем через месяц.

Прекращение статуса

Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» предусматривает не только порядок приобретения статуса, но и его прекращение, которое возможно как в добровольном и договорном порядке, так и за счет принудительных мер ввиду установления нарушений правил.

Для прекращения действия рассматриваемого статуса необходимо наличие одного из оснований:

  • изменение гражданства;
  • отъезд гражданина за границу или возврат в ранее покинутый субъект;
  • окончание периода действия статуса.

Принудительное лишение такого звания может быть реализовано территориальным органом ФМС при обнаружении факта предоставления гражданином ложных сведений.

О решении прекратить действие статуса необходимо сообщить гражданину письменным уведомлением в течение пяти дней. Текст уведомления может быть направлен по почте, либо в электронном формате. После снятия лица с учета в миграционном органе все меры соцпомощи прекращают действие, а жилье освобождается в течение одного месяца.

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос

Теги:

Загрузка...

Пользователь задает вопрос на сайте

Вопрос поступает дежурному юристу

Вопрос обрабатывается: определяется его тематика,

анализ вопроса, поиск ответа

Решение проблем пользователя - это ответ на

его вопрос

Юрист связывается с пользователем и предоставляет ему

консультацию

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 350-81-93

4528 — 1 ФЗ «О беженцах» с последними изменениями

Лица, которые в своей стране являются жертвами преследования по расовым, вероисповедальным, национальным, гражданским и социальным признакам и не могут воспользоваться защитой своей отчизны или не желают этого делать, имеют право запросить у другого государства временного убежища. В Российской Федерации порядок принятия подобных лиц и предоставления им соответствующего статуса беженца регулируется федеральным законом № 4528-1.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 4528-1 “О беженцах” был принят 19 февраля 1993 года. С момента вступления в силу он регулярно редактировался и дополнялся. Последние поправки законодательства были внесены 22 декабря 2014 года.

ФЗ-4528-1 устанавливает основания присвоения статуса беженца на территории Российской Федерации, регулирует их правовой статус, а также предоставляет им гарантии на экономическом, социальном и правовом уровнях, с целью защиты их прав и интересов в соответствии с конституционными требованиями.

Закон о статусе беженцев состоит из 19 статей, регулирующих следующие аспекты:

  • Ст. 1 приводит определения основных терминов, используемых в законодательном документе;
  • Ст. 2 устанавливает сферу действия закона;
  • Ст. 3 предусматривает порядок предоставления лицу статуса беженца;
  • Ст. 4 описывает особенности направления ходатайства о признании лица беженцем, а также правила предварительного рассмотрения прошения;
  • Ст. 5 определяет перечень оснований при которых может быть отклонено рассмотрение ходатайства;
  • Ст. 6 устанавливает права и обязанности лица, которому было выдано свидетельство о рассмотрении его прошения о беженстве;
  • Ст. 7 предусматривает порядок рассмотрения по существу прошения о присвоении статуса эмигранта;
  • Ст. 8 определяет права и обязанности лиц, которые были признаны беженцами;
  • Ст. 8.1 описывает правила предоставления эмигрантам проездного документа, особенности его использования, а также необходимость контроля миграционной службой;
  • Ст. 9 устанавливает перечень оснований по которым лицо лишается статуса беженца;
  • Ст. 10 предусматривает гарантии соблюдения прав эмигрантов, получивших соответствующий статус;
  • Ст. 11 определяет порядок формирования фонда для предоставления беженцам временного жилья;
  • Ст. 12 описывает порядок обеспечения эмигрантов временными убежищами;
  • Ст. 13 устанавливает правила депортации;
  • Ст. 14 предусматривает порядок распределения беженцев на территории Российской Федерации, а также особенности их принятия в случае массового наплыва;
  • Ст. 15 определяет правила финансирования мероприятий связанных с приёмом, размещением, расположением, а также депортацией эмигрирующих лиц.
  • Ст. 16 была признана утратившей силу;
  • Ст. 17 устанавливает полномочия государственных органов при реализации требования настоящего законодательства;
  • Ст. 18 описывает особенности международного сотрудничество в области решения проблем беженцев;
  • Ст. 19 предусматривает ответственность за нарушение положений настоящего федерального закона.

Признание лица беженцем осуществляется в следующем порядке:

  • человек обращается с ходатайством о присвоении ему статуса беженца в таможенную миграционную службу;
  • прошение проходит стадию первичного рассмотрения;
  • лицу выдаётся свидетельство о рассмотрении по существу его ходатайства или уведомление об отказе в данной процедуре;
  • прошение рассматривается по существу;
  • принимается решение о присвоении статуса беженца человеку или об отказе ему в данном действии;
  • лицу, направившему ходатайство, выдаётся документ, удостверяющий его как беженца или уведомлении об отклонении его просьбы.

При принятии решения о признании эмигрировавшего лица беженцем, оно должно пройти следующий ряд процедур:

  • оформление индивидуальной анкеты;
  • заполнение специального опросного листа;
  • проведение индивидуального собеседования;
  • проверка достоверности полученной информации;
  • установление объективных обстоятельств прибытия.

После всестороннего изучения полученных сведений, а также прохождения процедуры идентификации личности и регистрации дактилоскопических данных, принимается соответствующее решение. Если приёмной комиссии недостаточно полученных сведений, она может назначить дополнительные собеседования.

В случае признания беженцами членов одной семьи, процедура принятия решения о присвоении соответствующего статуса проводятся для каждого совершеннолетнего представителя семьи отдельно.

Лицо, которое было признано беженцем в соответствии с положениями настоящего законодательства обладает следующими правами:

  • предоставление информации о своих правах и обязанностях, а также услуги переводчика;
  • содействие при оформлении необходимых для въезда на территорию Российской Федерации документов;
  • помощь в осуществлении переезда и транспортировки багажа в установленное место;
  • предоставление питания и коммунальных услуг в месте временного размещения;
  • охрана прав и интересов, а также безопасность имущества;
  • использование жилого помещение, которое предоставляется в месте временного пребывания;
  • медицинская помощь;
  • помощь в получении направление на профобучение и трудоустройство;
  • работа по найму и занятие предпринимательской деятельностью;
  • социальная защита, включая соцобеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получение помощи при определении детей в образовательные учреждения;
  • получение проездного документа. позволяющего пересекать границу Российского государства;
  • обращаться за получением права постоянного проживания на территории Российской Федерации и получение российского гражданства;
  • принимать участие в общественной деятельности;
  • добровольно вернуться в страну прежнего проживания.

Также беженцы должны выполнять следующий ряд обязательств:

  • соблюдать положения Конституции РФ, настоящего законодательства, а также других федеральных законов и правовых документов Российской Федерации;
  • соблюдать сроки прибытия в центр временного размещения;
  • следовать установленному порядку проживания и санитарно-эпидемиологическим требованиям в месте временного пребывания;
  • в семидневный срок уведомить соответствующие миграционные органы об изменении документов, приобретении гражданства или получения разрешения на постоянное проживание;
  • предупреждать о желании изменить место пребывания или покинуть территорию государства;
  • при смене места пребывания в семидневный срок сняться с учёта в контролирующем миграционном органе и по приезду на новое место встать на соответствующий учёт;

Также беженцы обязаны ежегодно производить переучёт в миграционной службе или другом уполномоченным органом, который осуществляет функции по надзору за эмигрантами.

Последние поправки, внесенные в 4528-1 ФЗ

Последние изменения законодательства о предоставлении статуса беженцев были внесены 31 декабря 2017 года при принятии закона № 498-ФЗ. В ходе последней редакции была переизложен второй абзац части 3 статьи 3. В новом изложении уточняется возможность проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации за пределами Российской Федерации по месту подачи ходатайства о получении беженства.

Статья 12 настоящего законодательства описывает порядок предоставления беженцам временного убежища.

Решение о выделении эмигрировавшему лицу временного места для проживания принимается местным федеральным органом, который уполномочен выполнять контролирующие функции в миграционной сфере.

Пункт 2 ст. 12 предусматривает следующие основания для предоставления временного убежища для иностранных лиц:

  • человек обладает основаниями для получения статуса беженца, но ограничивается письменным прошением о временном пребывании на территории Российской Федерации;
  • человек не может получить статус беженца, однако в соответствии с принципами гуманизма, его нельзя депортировать.

Лицо, которому было выделено место для временного пребывания, должно пройти обязательную медицинскую проверку и получить соответствующий сертификат о состоянии здоровья, после чего миграционная служба выдаёт ему свидетельство, которое подтверждает законное пребывания на территории Российской Федерации.

Пункт 5 статьи 12 предусматривает следующие основания для утраты права на временное убежище:

  • устранение обстоятельств, которые являлись причиной предоставления данного жилья;
  • получения российского гражданства или разрешения на постоянное проживание;
  • выезд из страны на своё предыдущее место жительства.

Пункт 6 ст. 12 устанавливает основания для лишения лица временного жилища миграционными службами:

  • осуждение за совершение преступления на территории РФ и вступление приговора в силу;
  • намеренное предоставление ложной информации и фальшивых документов для получения разрешения на пребывание;
  • привлечение к административной ответственности за оборот наркотических и психотропных веществ.

Лицо, которое было лишено разрешения на временное убежище, должно по требованию миграционной службы покинуть территорию Российской Федерации в течение месяца.

Скачать закон о беженцах в последней редакции

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 4528-1 от 19.02.1993 “О беженцах” рекомендуется скачать актуальный текст документа по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Закон РФ «О беженцах» 4528-1-ФЗ – кто из иностранцев может воспользоваться?

Проблема беженцев, обострившаяся в последние годы в европейских странах, актуальна и для России. Соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью каждого государства, в том числе и в отношении лиц без гражданства. Взаимодействие с лицами, оказавшихся на территории РФ в положении вынужденных мигрантов, регулируется соответствующим Федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.

Определение понятия «беженец» было дано в женевской Конвенции, принятой в 1951 году. В соответствии с этим документом беженцем считают человека, который покинул страну своего гражданства из-за опасений подвергнуться преследованиям. Они могут возникнуть по разным причинам, например, из-за политических или религиозных взглядов человека, его расы, взаимодействия с какой-либо социальной группой и т. д. При этом он не может или не хочет находиться под защитой этого государства, боится вернуться на родину. Конвенция устанавливает права, обязанности и социальные гарантии для подобной категории лиц.

Документ считается общеупотребительным в международном праве. По данным на 2015 год участниками Конвенции стали уже 145 государств и 195 членов ООН. Россия присоединилась к этим соглашениям в ноябре 1992 года. Поэтому возникла необходимость в принятии законодательных норм, которые определяли бы правовой статус и основания для признания человека беженцем на территории РФ. Принятый в 1993 году федеральный закон о беженцах стал первым документом, устанавливающим эти правила, права и обязанности вынужденных мигрантов.

Кратко о законе РФ «О беженцах»

Первая редакция 4528-1-ФЗ РФ от 19.02.1993 закрепила в российском законодательстве основные положения Конвенции ООН. Этот документ регламентирует следующие понятия и взаимоотношения.

  • Дано определение статуса беженца и лица, ходатайствующего о признании его беженцем. Сформулировано понятие временного убежища и места временного содержания.
  • Перечислены категории лиц, на которых не распространяется действие Закона. Это лица, совершившие тяжкие преступления неполитического характера, военные преступления.
  • Установлен порядок признания вынужденного мигранта беженцем и выдачи свидетельства ему и членам его семьи.
  • Приведены основания, по которым могут отказать в признании беженцем, определено правовое положение ребенка, рожденного от вынужденных мигрантов.
  • Сформулированы права и обязанности этой категории лиц. Они должны соблюдать законы РФ и порядок проживания в центре временного размещения, пройти медицинское освидетельствование. Беженцы имеют возможность обратиться с заявлением о предоставлении гражданства РФ, могут добровольно вернуться в свою страну либо переехать на жительство в другое иностранное государство.
  • Перечислены причины утери статуса беженца. Это возможно при получении гражданства другого государства, обращении за защитой к стране своего гражданства либо устранении причин, по которым оно покинуло свою страну. Статуса беженца лишаются лица, совершившие преступление на территории РФ, представившие ложные сведения или фальшивые документы.
  • Регламентирована процедура депортации вынужденного мигранта с территории РФ. Выдворение применяется к лицам, лишенным положения беженца или получившим отказ в предоставлении этого статуса.
  • Установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в рамках данного Закона.

В Законе зафиксированы социальные гарантии для вынужденных мигрантов. Им и членам их семей оформляют проездные документы для передвижения по территории РФ, выделяют жилье из специального фонда.

Получивших свидетельство лиц обеспечивают бесплатным питанием и коммунальными услугами, оказывают медицинскую помощь, направляют на профессиональное обучение, помогают трудоустроиться.

Если лицо признано безработным в установленном законом порядке, оно имеет право на получение соответствующего пособия. Связанные с этими гарантиями расходы берет на себя орган государственной власти субъекта РФ, в котором находятся беженцы.

Где скачать документ

Для изучения текста Закона лучше всего обратиться к справочно-правовым системам.

В системе Консультант Плюс можно скачать документ по ссылке http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340. Некоммерческая версия системы доступна с 20:00 до 24:00 по московскому времени в рабочие дни, в выходные и праздничные дни доступ открыт в любое время.

В системе Гарант Закон можно скачать по ссылке http://base.garant.ru/10105682 без временных ограничений.

Документ доступен в системе Техэксперт по ссылке http://docs.cntd.ru/document/9004237 в любое время.

Последняя редакция

Применение положений документа на практике выявило некоторые его недостатки, поэтому Законом 95-ФЗ текст был изложен в новой редакции, предыдущий акт отменен. Новый документ вступил в силу в июле 1997 года. Последние изменения в него внесены 22.12.2014, они касаются органов пограничного контроля.

В 2018 году подготовлена новая редакция Закона, которая вступит в силу с июля этого года. Изменения, внесенные в нее, касаются обязательной дактилоскопической регистрации.

Лица, обратившиеся с ходатайством о признании беженцем не на территории РФ, должны проходить регистрацию по месту получения удостоверения.

Иные законодательные акты

Кроме 4528-1-ФЗ РФ были приняты дополнительные нормативные акты, регулирующие отношения между беженцами и органами власти в различных сферах.

  • Постановление № 275 от 09.04.2001 утвердило Положение о фонде жилья для временного размещения беженцев и членов их семей. Документ установил порядок учета нуждающихся в размещении лиц и выделения им жилых помещений.
  • Постановление № 448, принятое 07.07.2001, регламентирует получение вынужденными мигрантами питания и пользования коммунальными услугами в центрах временного размещения.
  • Постановление № 356 от 10.05.2011 устанавливает порядок оформления, выдачи и обмена удостоверения беженца, форму бланка, правила его заполнения, срок рассмотрения заявления.
  • Приказом МВД № 731 утверждена форма проездного документа для беженцев.

Одновременно с ФЗ о беженцах был принят действующий в настоящее время Закон о вынужденных переселенцах для разделения этих понятий. В отличие от беженцев вынужденные переселенцы уезжают из страны не из-за угрозы какого-либо преследования, а по причине совершенного в отношении них насилия или реального преследования по различным мотивам.

Согласно статье 19.15 КоАП РФ штраф за отсутствие прописки налагается в таких размерах: для граждан, в паспорте которых отсутствует прописка, — от 2000 до 3000 рублей.

Разница между пропиской и регистрацией заключается в продолжительности их действия. Временная регистрация выдается максимум на 5 лет. Прописка дает право бессрочного проживания на той или иной территории.

Срок оформления прописки через портал «Госуслуг» 3 календарных дня с момента принятия системой документов на оформление.

Размер госпошлины за прописку иностранного гражданина по месту жительства составляет 350 рублей.

Услуга смены прописки по месту жительства предоставляется бесплатно. Для этого необходимо обратиться в районный отдел ФМС или в МФЦ.

Получив отказ в оформлении на работу без прописки, соискатель вправе обратиться в соответствующую судебную инстанцию с претензией на работодателя с четким обоснованием неправомерности действий последнего.

Для прописки в частном доме нужны такие документы: заявление, паспорт, договор аренды дома, а также заявление собственника.

Разница между пропиской и регистрацией также заключается в продолжительности их действия.

Поделитесь вашим мнением!


Смотрите также