Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

4585353@mail.ru

Финская система образования


Основные плюсы и минусы финской системы образования

Финское образование – одно из самых широко обсуждаемых в мире. Это некий феномен, поскольку школьники проводят в учебных заведениях чрезвычайно мало времени, занимая лидирующие позиции среди читающих и эрудированных подростков мира. Но стали они таковыми далеко не путём долгой зубрёжки и часовыми занятиями за партой.

Что представляет собой финская система образования?

Для того, чтобы иметь малейшее представление о школе в Финляндии, стоит знать, что учебный год в ней длится 10 месяцев, с августа по май. Занятия проводятся по будним дням, с некоторым сокращением по пятницам, в дневные часы. Каникулами служат 4-5 дней в осенний период, пара недель на Рождество и одна неделя на Пасху.

На первый взгляд кажется, что расписание достаточно укомплектованное и свободного времени не должно оставаться много. Но это совершенно ошибочно. Рассматривая план учебных занятий ближе, можно заметить, что они насыщены спортивными тренировками, кружками по мастерству и рукоделию и прочим другим, интересующим подростка.

Основные плюсы

Как и любая система образования, финская имеет собственный ряд недостатков и преимуществ. Главными из плюсов являются:

  • Равенство между школами. Это означает, что если учреждения государственного типа, то они спонсируются все одинаково и не существует классового разделения на учреждения «богатые» и «бедные». До некоторых пор в Финляндии существовал закон, запрещающий родителям выбирать заведение для ребёнка. Нужно было отдавать его в ближайшую по месту жительства. С недавних пор запрет был снят, но большинство мам и пап всё еще отдает своё чадо в ту школу, которая поблизости, так как это удобнее, а уровень образования не будет отличаться от той, другом конце города. Это не значит, что не существует школ частного типа, но чаще всего они не востребованы. В них нуждаются те дети, которые сознательно делают уклон в какую- либо специальность, будь он языковой или математический.
  • Равенство между учениками. Финское управление не классифицирует детей на сильных и слабых, здоровых и больных, позволяя им учиться в одном классе. Поэтому часто можно встретить за одной партой ученика на инвалидной коляске и отстающего подростка. Все они свободно адаптируются в социуме и, общаясь со сверстниками, интегрируются в общество. Разница между одаренными детьми и с замедленным развитием в этой стране чрезвычайно мала.
  • Равенство между родителями. Во всех учебных заведениях категорически запрещены всяческие анкеты и программы, позволяющие узнать место работы родителя ребёнка. На это руководство смотрит в последнюю очередь, отдавая приоритетное значение самому ученику.
  • Отсутствие денежных сборов. Государственная школа предоставляет ребёнку всё: от ручки для письма до проезда в школьном автобусе. Родители при этом не платят ни копейки за учебные пособия, ноутбуки, обеды, внеклассные мероприятия, среди которых экскурсии и музеи, транспорт, подвозящий ребёнка до школы и дома, если он живет дальше двух километров от места обучения.
  • Индивидуальный подход к каждому ученику. Учителя в Финляндии не оценивают класс как единый организм, где все, как клетки, подобны друг другу. Наоборот, педагог готовит каждого ребёнка в силу его способностей. Так, каждый получает на проверочных работах разноуровневые задания, соответствующие его знаниям. Это касается и домашних заданий.
  • К тому же, финский учитель свободно может остаться с отстающим после занятий для дополнительного объяснения материала. То, что у нас чаще всего называется репетиторством и проводится за отдельную плату, там ведётся бесплатно и даже поощряется.
  • Применимость к реальной жизни. В классах учат тому, что действительно важно: то, как высчитывать банковский процент, составлять резюме или портфолио для работы, уметь платить по квартирным счетам или создать план местности. Ненужные вещи отсеиваются, а остается то, что важно во взрослой жизни.
  • Самовоспитание и добровольность. Педагоги уверены, что получать знания будет тот, кто хочет их получать. Своеобразная русская поговорка «насильно мил не будешь» действует безотказно и ненужные для подростка предметы убираются из расписания.
  • Остаться на второй год в школе также не позорно. Никто ученика не торопит с выбором профессии, а дополнительный год поможет повысить уровень знаний и оценок.

Основные минусы

Кроме ряда положительных сторон, финское образование, естественно, имеет негативные стороны:

  • Некоторые считают, что такой метод обучения не даёт развиваться отстающим ученикам. Ведь если ты не справился с заданием, чуть сложнее твоего обычного – ничего страшного, завтра вернёшься к старому. Это не дает шансов попробовать сделать это лучше и подняться на больший уровень.
  • Отсутствие субординации между учеником и учителем может быть некомфортным для некоторых педагогов, так как подростковый возраст и юношеский максимализм даёт о себе знать в виде необдуманных оскорблений в сторону взрослого.
  • Контракт с педагогами заключается всего на один год, поэтому иногда могут попасться разношерстные кадры. Некоторые могут быть недостаточно квалифицированными или неумеющими обучать детей должным способом.

Как бы то ни было, итогами образования могут служить только факты. Финские подростки не тратят множество часов на зубрёжку, свои нервы и нервы близких на подготовку к экзаменам, а наслаждаются неповторимым временем детства, успевая при этом качественно учиться. Хорошо это или плохо каждый решает для себя, но всё же поучиться у финской системы образования несомненно есть чему.

plusiminusi.ru

Финская система образования - психология

Финская система образования — лучшая в Европе. При этом и в школах, и в ВУЗах финны учатся бесплатно. Один из основных лозунгов правительства Финляндии — общедоступность образования. Это касается и иностранцев…

Во времена Лютера и Кальвина грамотным считался человек, который умел читать Библию.

В 1948 году требования к грамотеям расширились до десяти пунктов — среди них были, например, навыки оказания первой помощи и ухода за пожилыми людьми. Сейчас в Европе понятие грамотности заменили компетентностью.

Это способность человека выполнять свою работу, предоставлять те услуги, которые требует рынок, а также с пользой для души использовать свободное время и реализовывать свои гражданские права и обязанности.

Большая часть выпускников школ постсоветского пространства безграмотна в повседневной жизни. Молодые люди не могут разобраться в инструкции к пылесосу, заполнить квитанцию по оплате за свет, подать исковое заявление в суд, не понимают, куда обращаться, если обманул работодатель…

Миф о лучшем в мире советском образовании еще жив, однако согласно итогам последнего международного смотра знаний PISA, наши дети сильно отстают от своих европейских сверстников в функциональной грамоте. Понятно почему. В российских и украинских школах, загруженных программами, учат, прежде всего, знать и совершенно не обучают жить.

Почему финские школьники признаны самыми умными в Европе

Совсем по-другому дело обстоит в Финляндии. Финские школьники признаны самыми умными в Европе.

В Суоми педагоги проверяют у своих учащихся не объем заученных дат и понятий, а умение пользоваться «текстами слов» (словарями, веб-сетью, справочниками), то есть привлекать все нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Не удивительно, что финские девятиклассники дважды признавались самими функционально грамотными, оставив позади себя ровесников из 42 развитых стран.

Этот успех имеет несколько составляющих. В частности, небольшое количество учеников на каждого учителя, достойная зарплата школьного педагога. Кроме того, в Финляндии нет ни одного школьного инспектора. Их уволили на всех уровнях — от муниципального до федерального, ликвидировав таким образом порочную практику посещения школ с целью инспекции.

За планирование, координацию, качество обучения отвечает Министерство образования Финляндии и Высший аттестационный совет по образованию. Подобная система управления опирается на доверие к знаниям учителя, не запуганного набегами ревизоров и инспекторов.

Время, необходимое нашим учителям для написания различных отчетов, финскими педагогами полностью отдается детям.

В последние годы у нас все больше развивается система сортировки классов, школ по уровню способностей детей, возможности родителей платить за образовательные услуги и т.д. В Финляндии это категорически запрещено.

Все учащиеся, включая детей с ограниченными природными возможностями, занимаются вместе, в общем потоке.

И, конечно, согласно принятым нормам, учитель не вправе исключить подопечного из школы или направить его в другое учебное заведение.

Педагоги прикладывают огромные усилия, чтобы интегрировать в коллектив детей эмигрантов. Той же цели служат индивидуальные обучающие программы. По статистике, каждый четвертый школьник Финляндии нуждается в персональной поддержке педагога. И получает ее в среднем по два-три раза в неделю.

Какой вид помощи предпочтительнее для медлительного ребенка, как наладить сотрудничество и взаимное доверие, как распознать тех, кто нуждается в особой поддержке, какие приемы наиболее эффективны при работе с детьми разных вероисповеданий, национальных, ментальных особенностей и физического здоровья, как переключить детскую активность в полезную плоскость? Эти и другие головоломки ежедневно занимают финских педагогов. Интересный факт — на домашние задания ученики тратят в среднем один-два часа в день, но объем работы зависит от предмета.

Среди 120 тысяч школьных преподавателей нет ни одного, кто не обладал бы степенью мастера наук или ученым званием профессора по своему предмету.

В одной из финских школ уживаются дети 22 народов. В такой поликультурной школе учителя демонстрируют чудеса общения, объясняя материал, им приходится быть полиглотами, социальными дирижерами и трудоголиками.

Здания школ, учебные кабинеты

Одно из ценных финских изобретений — сами здания школ. По большей части, это уникальные строения, куда просто приятно прийти. В одной из школ стены из прозрачного стекла: солнца и неба в избытке.

Красиво и для зрения полезно. Мебель беззвучна: ножки стульев, тумбочек, шкафов подбиты мягкими нашлепками из ткани, либо снабжены спортивными роликами для езды по классу.

Умиротворяющая тишина сопровождает весь учебный процесс.

По мнению специалистов, уровень финских школ очень высок. Здесь нет плохих и хороших, первосортных и второсортных. Все образовательные учреждения одинаково важны, и разница между ними невелика. Это действительно система, все звенья которой хорошо продуманы, тщательно спланированы и внедрены.

В финских школах во всех учебных кабинетах на видном месте висит карта единой Европы или Финляндии, где крупно обозначен адрес самой школы. Смысл очень глубокий: дети должны соизмерять свою судьбу с жизнью далеких и близких сограждан, ощущать свой школьный дом географической точкой на глобусе.

Профессиональное и высшее образование в Финляндии

В целом, не только школьное, но и профессиональное и высшее образование в Финляндии — одно из лучших в Европе. Вот еще немного фактов.

Школьники и ученики профтехучилищ находятся на полном государственном обеспечении: их бесплатно кормят, снабжают учебниками, оплачивают проезд до дома. Студенты вузов получают от государства денежное пособие (стипендия и доплата за жилье).

Кроме того, они могут брать в банках льготные кредиты, и в течение трех лет после окончания учебы проценты по ним платит государство. На образование расходуется более 10 процентов госбюджета (в России — менее 5 процентов, и пределом мечтаний педагогического сообщества считается 9 процентов).

Чтобы позволить себе такие расходы, финское государство отбирает у граждан значительную часть их доходов: шкала подоходного налога — от 5 до 40 процентов.

Частных учебных заведений в стране очень мало, и помимо взносов студентов они также исправно получают государственное финансирование.

В отличие, скажем, от британцев финны не пытаются сделать образовательные программы для иностранцев статьей национального дохода.

Учебные заведения в Финляндии не берут денег за учебу с иностранных граждан, знающих финский. А платное образование на английском языке развито крайне слабо.

После основной школы-«девятилетки» около 60 процентов детей в Финляндии идут в лицеи (учеба длится три года, и нагрузка на порядок выше, чем в основной школе), остальные 40 процентов — в профессиональные колледжи, куда, как правило, берут всех желающих. Учеба в колледжах длится три года.

Высшее образование делится на университетское и техническое. В университетах акцент делается на подготовку исследователей по фундаментальным и гуманитарным наукам, высшие технические школы («политехи») готовят специалистов по прикладным специальностям.

В университеты поступают после лицеев, а в «политехах» продолжают учебу около 30 процентов выпускников профессиональных колледжей.

Современная система прикладного образования в Финляндии сформировалась в середине 90-х годов в ответ на растущий спрос на высшее образование.

Главным пунктом реформы было создание во всех регионах страны больших «политехов», под крышей которых стали работать и многие профессиональные колледжи. Это вызвано не только необходимостью укрупнять учебные заведения.

Цель обеих ступеней профессионального образования — получить навыки практической работы. В трехлетней программе «профтеха» полгода отведено на производственную практику.

В профессиональных колледжах и «политехах» учатся люди разного возраста. Во всех колледжах есть программы переподготовки взрослых — финны убеждены, что учиться никогда не поздно.

Источник:

Финская система обучения. Как устроены лучшие школы в мире. Рецензия на книгу

Когда система школьного образования в Финляндии была признана самой лучшей по результатам теста PISA, педагоги со всего мира принялись изучать опыт финских коллег, пытаясь понять, в чем же заключается их секрет.

Финская система образования является отражением идей позитивной психологии, поэтому когда я узнала, что в издательстве “Альпина” вышла книга о финской система школьного образования, я сразу решила её прочитать и написать рецензию.

Огромным плюсом этой книги является то, что её написал американский преподаватель, который сначала несколько лет проработал в США, а затем  в хельсинкской школе. По его мнению, в основе всех достижений финских школьников лежит простой принцип: учебный процесс должен приносить радость.

Короткий учебный день, минимум домашних заданий и тестирования — и при всем при этом результаты обучения школьников признаются одними из лучших в мире. Обо всем об этом более подробно вы узнаете из моего поста-рецензии и книги Тимоти Уокера “Финская система обучения. Как устроены лучшие школы в мире”.

Ритмичный учебный день

Думаю, ни для одного российского школьника ритм 45 минут урока и 15 минут паузы не является чем-то новым. Абсолютно правильным является построение учебного ритма с учетом того, что мы не компьютеры и наш мозг лучше всего работает, если мы даем ему отдыхать. Детям нужно отдыхать, и это все понимают.

Но вот, что такой же ритм необходим учителям — это тоже понять можно, но вот реализовать — это уже сложнее. Для финских учителей — это приоритет, поэтому у них получается. Чем более отдохнувшими они придут к следующему уроку, тем лучше они смогут преподать материал. Поэтому система работы и отдыха здесь поддерживается всеми.

Учителя во время перемены общаются друг с другом, пьют чай, делают всё, что угодно, но только не занимаются учебой, даже не готовятся к следующему уроку.

Наиболее эффективным в Финляндии считается отдых в форме двигательной активности.

Этот способ всячески поддерживается (есть даже государственная программа “Финские школы в движении”), причем делают это не учителя, а старшеклассники: они организуют игры, выдают на переменах мячи, скакалки.

Здесь тренируются не только физические навыки, но и самостоятельность, организаторские способности и независимость детей.

Лучше меньше, да лучше

Есть исследование, которое показывает, что по-настоящему продуктивно человек работает четыре — четыре с половиной часа в день, включая небольшие перерывы каждые 90 минут. В остальное время можно тоже работать, но качество результатов будет значительно ниже, чем в эти четыре часа.

Финские школьники и учителя проводят в школе 4-5 часов, чтобы успевать до следующего дня восстановиться, насладиться другими любимыми делами и соскучиться по учебе:)Тимоти Уокер пишет: “Хотя в Хельсинки я работал на полную ставку, это составляло лишь 24 часа в неделю.

А если вычесть отсюда регулярные 15-минутные перемены, то у меня получалось всего-навсего 18 часов учебной нагрузки. В Финляндии это норма, тогда как в США мы с коллегами обычно проводили с учениками на 50% больше времени.

Согласно статистике, у американских преподавателей этот показатель в среднем составляет 26,8 часа в неделю, и здесь они обходят всех своих коллег из стран — участниц ОЭСР”.

Интересно, сколько проводит в школе среднестатистический российский учитель?

Отсутствие стресса

Учителя в Финляндии очень хорошо понимают, что при наличии стресса учебный процесс не идет так эффективно, как в расслабленной и дружелюбной обстановке.

Отношения с учителями строятся на дружественной основе.

 «Успешной учебе должны способствовать доброжелательная рабочая обстановка, а также спокойный, миролюбивый настрой», — говорится в последней директиве Национального совета Финляндии по образованию.

Поэтому делается всё для того, чтобы ученики и учителя чувствовали себя хорошо в школе. Учителя здесь свободны в средствах достижения этого состояния. Некоторые даже применяют техники осознанности.

Радость и счастье — приоритет

Я когда-то смотрела фильм о финской системе обучения, и меня поразил тот факт, что учитель математики назвал своим приоритетом научить детей не математике, а как найти свое место в жизни и быть счастливыми людьми. Это замечательный посыл для всех учителей. Особенно, если учитывать то, что такой подход совсем не мешает высоким результатам, а даже им способствует.

Читайте также:  Свобода выбора - психология

Более подробно об этих и других методах (всего автор насчитал 33 метода)  вы можете прочитать в книге Тимоти Уокера “Финская система обучения. Как устроены лучшие школы в мире”. Очень рекомендую всем, кто интересуется позитивной психологией в сфере образовании, учителям и родителям.

Купить книгу вы можете здесь

Ну а тем, кто хочет научиться методам позитивной психологии для применения их в работе или для себя, добро пожаловать в  Школу позитивной психологии! В июне-июле я буду в Москве и планирую провести несколько тренингов по позитивной психологии, поэтому подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить анонсы!

С уважением,

Мария Хайнц

Источник:

Принципы воспитания детей в Финляндии

Скорее всего, загадочные финны станут казаться вам чуть более понятными, если вы узнаете, как в детстве их воспитывают родители, чему их учат школе, что строго запрещено для финских малышей, а что – они могут делать без всяких нареканий со стороны родителей.

Когда в следующий раз вы будете в Финляндии, например, присядете выпить чашечку кофе в небольшом семейном кафе, или будете прогуливаться в одном из парков Хельсинки, Котки или Лаппеенранты, понаблюдайте, как финские родители обращаются со своими детьми. Скорее всего, вы откроете для себя много интересного. А кое-что, возможно, даже с удовольствием примените на практике!

Доброта

Доброта — главное в воспитании детейВ Финляндии вы никогда не увидите родителей, которые шлепают своего ребенка, раздраженно кричат на него или куда-то тащат зареванного малыша за руку. Во-первых, такое «суровое воспитание» считается сейчас в Суоми непедагогичным и неэффективным.

Во-вторых, в Финляндии физические наказания (к каковым относятся не только шлепки и подзатыльники, но также грубые окрики и бранные слова) запрещены законом.

Если о таких вещах становится известно финским социальным службам, сначала они выносят родителям строгое предупреждение, а в случае повторного нарушения, могут даже временно изолировать ребенка от родителей, передав его в приемную семью.

Все поровну

Более 80% финских семей − полные, то есть детей воспитывают и мама, и папа.

И в Суоми родители действительно делают это вместе – независимо от пола, оба родителя играют с детьми, готовят для малышей завтраки и обеды, гуляют с ними в парках, посещают родительские собрания в школе.

Отпуск по уходу за ребенком после рождения могут взять и отец и мать, и обычно дома с малышом остается тот родитель, который зарабатывает меньше или занимает менее ответственную должность.

Собственное мнение

Самостоятельный ребенокФинские родители поощряют детей иметь свое собственное мнение и уметь отстаивать его. Если ребенок в выходной хочет смотреть мультфильм в кино, а не гулять в парке, родители, скорее всего, прислушаются к его мнению.

Если малыш отказывается есть на завтрак овсяную кашу, родители просто приготовят ему омлет или сэндвич.

Исключение составляет, пожалуй, только один вопрос: детям до 18 лет в Суоми строго-настрого запрещено употреблять алкоголь и сигареты, и финские мамы и папы следят за соблюдением этого запрета очень строго.

Вместе веселей

Если вы приглядитесь к финским семьям, то непременно заметите, что рядом с мамами и папами часто семенят дети-погодки. И это не случайность! Еще 15 лет назад финские семьи часто ограничивались одни ребенком.

Сегодня ситуация изменилась − все больше молодых пар заводят или планируют завести 2-3 детей. Считается, что расти вместе с братом или сестрой ребенку психологически комфортнее, чем быть одному в семье.

Правда, для этого разница в возрасте с детьми должна быть не более 2-3 лет – иначе им будет скучно друг с другом.

Социальная поддержка

Финские родители никогда не остаются один на один с проблемами, связанными с воспитанием детей.

Бесплатный социальный психолог всегда готов помочь советом в ситуации, если ребенок слишком гиперактивный и непослушный, или, наоборот, слишком застенчивый и замкнутый.

Особенно часто к социальным психологами в Суоми обращаются родители, у которых есть дети–подростки, что, впрочем, вполне понятно.

Тесный контакт со школой

Учитель проводит индивидуальные консультации для родителейТакого, чтобы финские папа и мама не знали, как выглядит учителя ребенка и по каким предметам и как он успевает, в Суоми не бывает.

Раз в неделю финские родители непременно посещают школьное собрание.

Плюс к этому раз в две-три недели учитель встречается с мамой и папой каждого ребенка индивидуально, чтобы обсудить проблемы и успехи их отпрыска.

Не в деньгах счастье

Большинство финских родителей считают, что главное для ребенка – это родительские любовь и внимание, а вовсе не материальное благополучие. В Суоми даже обеспеченные люди часто покупают детскую одежду и игрушки в финских секонд-хендах.

В школе

Возможно, финская система школьного образования с первого взгляда покажется вам странной, причудливой и непонятной. Но учтите, последние исследования доказали ее эффективность: финские школьники продемонстрировали самый высокий уровень знаний в Европе.

Знакомство с реальностью

Источник:

Финская система образования, принципы финского образования

В статье «Финская система образования, принципы финского образования» я хочу рассказать вам о системе и принципах финского образования и поделилась своим мнением, почему финская система образования считается одним из лучших в мире.

Финская система образования

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний.

Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество.

Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:

— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;

— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

Принципы финского образования

Школ.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных.

Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

Учеников.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах.

При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями одна русская мама.

Учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип финского образования «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем.

Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

Кроме самого обучения бесплатны:

  • обеды;
  • экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
  • транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
  • учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

Учитывая этот принцип финского образования, для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемогоматериала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя.

Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта.

Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

Читайте также:  Цивилизованные отношения - психология

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, методистов, обучающих как обучать и прочих. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают.

Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

https://www.youtube.com/watch?v=fv5PvJYFAhA

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Вот такая она, финская система образования. Принципы финского образования, описанные в статье, дают право называть эту систему одной из лучших в мире.

Источником информации для статьи послужил сайт http://vk.com

Источник:

Уокер Т.: Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире

ЦитатаЯ всегда считал, что лучшие преподаватели — те, кто работает больше всех, даже если это подразумевает недосып и отказ от обеда в пользу подготовки к урокам, а также полное отсутствие времени на общение с коллегами.

Большинство учителей, которыми я восхищался в США, были такими же трудоголиками и вечно балансировали на грани выгорания. Но в Хельсинки я ни разу не видел, чтобы мои финские коллеги работали в обеденный перерыв или торчали в классах в течение всего учебного дня.

Складывалось впечатление, что по сравнению с американскими педагогами они почти не испытывают стресса. И, что, в общем-то, вполне логично, то же самое можно было сказать и об их учениках.Тимоти Уокер

О чем книга

Когда система школьного образования в Финляндии была признана самой лучшей по результатам теста PISA, педагоги со всего мира принялись изучать опыт финских коллег, пытаясь понять, в чем же заключается их секрет.

Американский преподаватель Тимоти Уокер, который два года проработал учителем в хельсинкской школе, утверждает, что в основе всех достижений финских школьников лежит простой принцип: учебный процесс должен приносить радость. Короткий учебный день, минимум домашних заданий и тестирования — это только внешние составляющие успешного обучения.

В своей книге Уокер рассказывает, как устроена финская система обучения, почему важно обсуждать с учениками их оценки, как предоставление школьникам выбора и совместное планирование помогут им стать более независимыми, почему обилие наглядных материалов на стенах приводит к снижению успеваемости и зачем учителю нужно играть с детьми на переменах.

Он предлагает 33 стратегии, которые возможно применить и в наших, российских, школах.

Почему книга достойна прочтения

Предложенные автором стратегии — простые и эффективные приемы, которые могут пригодиться в любом классе, — охватывают как организацию учебного процесса, так и взаимодействие с коллегами, руководством, детьми и родителями.

Автор увлекательно, на примере своей работы рассказывает о том, как бороться с профессиональным выгоранием, попасть в состояние «потока» и управлять самым главным и самым ограниченным ресурсом у учителей — временем.

Для кого эта книга

Классные руководители, учителя-предметники, чиновники от образования, директора школ, методисты, а также родители, которые могут многое почерпнуть из книги и предложить некоторые приемы руководству школы для улучшения учебного процесса.

Кто автор

Тимоти Уокер — американский учитель, живет в Финляндии. Два года работал в государственной школе Ressu в Хельсинки. С 2015 года ведет блог Taught by Finland, в котором делится своим опытом преподавания. Пишет статьи для Education Week Teacher, Educational Leadership и The Atlantic.

Ключевые слова

Школьное образование, Финляндия, организация учебного процесса, методики обучения, стратегии и приемы.

Источник:

10 фактов о финской системе образования — что в ней особенного, почему считается лучшей в мире

Практически невозможно сказать, школы каких стран являются лучшими в мире.

Однако есть такая страна, школьники которой отлично выполняют Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), включающую в себя экзамены по математике, чтению и естественным наукам.

Это может стать неожиданностью для многих, но Финляндия, страна с населением 5,5 миллионов человек, последовательно входит в топ 5 лучших образовательных систем в мире, уступая только азиатским странам.

Стабильно высокие показатели сподвигли многих преподавателей изучить школы Финляндии, чтобы попытаться узнать «секрет фирмы».

Многие люди во всём выражают удивление, интерес и даже зависть по отношению к высокой производительности финских студентов, спрашивая: «Почему страна размером с Нью-Мексико лучше США в академической успеваемости?» Ниже мы приводим 10 причин, почему финская школьная система образования производит такие отличные результаты.

Школьная система образования даёт детям мощный старт

Финское правительство оказывает мощную поддержку молодым семьям

Одна из причин, почему финские школы способны показывать высокие результаты, заключается в том, что дети в Финляндии приходят в школу с сильным фундаментом.

Финское правительство очень сильно помогает семьям, начиная с их знаменитых «бэби боксов», содержащих одежду, книги и другие предметы необходимости для младенцев в течение первого года, который предоставляется бесплатно для каждой будущей матери в Финляндии.

Молодым родителям дают широкие возможности, чтобы контактировать со своими детьми; матери получают 4 месяца оплачиваемого отпуска по беременности и родам, а также имеется дополнительный 6-месячный отпуск для одного из родителей, также с полной оплатой.

Если родители решили отправить ребенка в детский сад, правительство выделяет средства на высококвалифицированный персонал (преподаватели имеют степень бакалавра); максимальная стоимость за ребенка составляет $ 4000 в год.

Все дошкольные воспитательные учреждения абсолютно бесплатны, чем активно пользуется большинство финских родителей, а это означает, что когда дети начинают ходить в школу в возрасте 7 лет, они приходят туда уже с неплохими знаниями.

Как объясняют представители финского министерства образования: «Мы рассматриваем этот комплекс мероприятий как право каждого ребёнка на детский сад. Это не место, где вы бросаете дитё, в то время как сами работаете. Это место для ребёнка, чтобы играть, учиться и заводить друзей».

Высококлассные преподаватели

В Финляндии профессия учителя очень почитаема

В Финляндии очень многие хотят стать преподавателями; учителя рассматриваются наравне с другими специалистами, такими как юристы и врачи.

Степень магистра (полностью оплачиваемая правительством Финляндии) является необходимым условием для должности преподавателя, соответственно конкуренция в этой специальности очень высока.

Один из членов приёмной комиссии сообщает, что в 2012 году в Университет Хельсинки поступило более 2300 заявок на 120 мест в начальной программе педагогического образования.

Требование степени магистра означает, что финские учителя, как правило, имеют от 5 до 7,5 лет образовательной подготовки к своей профессии, прежде чем они будут самостоятельно вести занятия.

Поскольку преподаватели провели долгое обучение, они более склонны рассматривать преподавание как пожизненную профессию, и финское общество уделяет учителям особое внимание, которое, в свою очередь, дает им возможность ещё более эффективно выполнять свою работу.

Особенная свобода преподавания

В Финляндии приветствуются инновации в процессе обучения

Имея преподавательский состав, состоящий из лучших и самых ярких личностей, широко образованных для своей работы, правительство Финляндии свободно предоставляет учителям большую автономию в своих классах. Преподавателям дают свободу для тестирования инновационных подходов к обучению, таких как уроки математики «на открытом воздухе».

По сравнению с учителями в других странах, таких как США, финские преподаватели, как правило, проводят меньше времени в классе, чем их зарубежные коллеги.

В то время как средний школьный учитель в США может потратить 1,080 часов преподавания в течение учебного года из 180 дней, финский учитель средней школы потратит около 600 учебных часов за тот же период.

Это дополнительное время дает финским учителям больше возможностей для разработки новых стратегий обучения и индивидуальной оценки, изучения потребностей своих учеников.

В Финляндии очень ёмкая национальная система образования, например: математические задачи для 1–9 классов занимают только 10 страниц.

Большинство решений по учебным программам принимаются на местном уровне, учителями и директорами школ, а преподаватели и студенты оцениваются своими коллегами и руководителями.

Финским преподавателям, как правило, предоставляется больше свободы в процессе обучения, и этим они отличаются от других учителей по всему миру.

Равные возможности для каждого

В Финляндии одинаково уделяют внимание всем ученикам

Некоторые критики широкой применимости образовательных стратегий Финляндии указывают на относительно однородное население Финляндии и отсутствие других проблем студентов в её школах.

В некотором смысле они правы; щедрая социальная защита в Финляндии означает, что даже самые бедные дети имеют доступ к достаточному питанию, жилью и здравоохранению.

Тем не менее население Финляндии становится всё более разнообразным (4% иностранцев с 2011 года), при этом некоторые школы обучали более 50% детей-иммигрантов. Причём финские школы опережают своих северных соседей со сходным составом населения.

Одним из факторов, помогающим образовательным учреждениям показывать высокие результаты, является общенациональный приоритет на достижение равенства, как среди школ, так и среди студентов.

Если ученик начинает отставать, государство быстро выделяет средства, чтобы помочь ему достигнуть цели, которую ему поставил учитель.

В качестве примера приведём вам слова одного финского учителя, в чьей школе в основном учатся дети иммигрантов: «Детей из богатых семей с большим количеством знаний можно обучить глупыми учителями. Мы пытаемся помогать слабым ученикам. Это глубоко в нашем сознании».

Цель заключается в том, чтобы обучить всех детей, в том числе с особыми потребностями, в тех же самых обычных классах.

Классы формируются по уровню способностей, гарантируя высокие ожидания от всех учеников, а учителя, в свою очередь, всегда готовы помочь ученикам догнать своих одноклассников.

Этот акцент на равенстве окупается; Недавнее исследование показало, что в Финляндии наименьшее различие между самыми слабыми и сильными учениками, чем в любой стране мира.

Читайте также:  Проблема критической ситуации - психология

Преподаватели не орентированы на подготовку к тестам

В Финляндии нет ориентации на подготовку к тестам

Несмотря на то, что финские дети обычно показывают лучшие результаты на международных тестах по математике и чтению, стандартизированное тестирование не является частью финской системы образования.

Есть только обязательный государственный тест для финских учеников в конце последнего года средней школы.

До этого могут быть дополнительные тесты на районном уровне, но результаты не обнародуются, и им не уделяют особого внимания ни учителя, ни школы, ни даже родители или средства массовой информации.

Отсутствие акцента на стандартизированных тестах означает, что финские преподаватели имеют большую гибкость в том, как они структурируют свои уроки, а также свободу оценки прогресса своих учеников с использованием более индивидуализированных показателей.

При обсуждении использования стандартизированных результатов испытаний в американском стиле для оценки учителей один из финских директоров описывает, насколько эта идея является неприемлемой для финской системы образования, сказав: «Если вы будете следить только за статистикой, вы упустите человеческий аспект.

» Чиновник из Министерства образования Финляндии также преуменьшает успех финских студентов на международных тестах, говоря: «Мы не очень заинтересованы [в результатах испытаний]. Это не то, что мы собираемся делать».

Дети начинают ходить в школу в более позднем возрасте

Детей в Финляндии отправляют в школу позже обычного

Очевидно, что высококачественные субсидированные дневные детские и дошкольные варианты означают, что даже если финские дети начинают ходить в школу в позднем возрасте, неформально обучаться и проходить подготовку к школе они начинают гораздо раньше.

Тем не менее, в возрасте до 7 лет, основной упор делается на практическое обучение, в процессе игры и движения. Если дети не проявляют интереса и желания, от них не ждут, что они научаться читать в детском саду.

Данный подход подкреплён исследованиями, показывающими отсутствие долгосрочных преимуществ для детей, которые учатся читать в детском саду.

Директор финской школы утверждает, что такой расслабленный подход к обучению лучше подходит для нужд и способностей самых юных учеников, говоря: «У нас не торопятся. Дети учатся лучше, когда они к этому готовы. Зачем их подгонять? «Дети счастливы, потому что все финские школы разделяют эту философию, родители не беспокоятся, что их дети отстают от своих сверстников.

Игры являются частью расписания

Прогулки и игры являются частью учебного плана

Арья-Сиско Холаппа, советник Национального совета образования Финляндии, подчеркивает важность того, чтобы дети учились с удовольствием, говоря: «Есть старая финская пословица. Те вещи, которые вы узнаёте без радости, вы легко забудете. В соответствии с этой философией, в каждой финской школе пытаются сделать так, чтобы дети были счастливы во время обучения.

В дополнение к стандартным урокам языка, математики и естествознания, дети посещают широкий спектр дополнительных занятий по иностранным языкам, искусству/ремеслам, этике и музыке. В перерывах между занятиями дети отправляются на улицу в течение 15 минут 4 раза в день, независимо от погодных условий.

Финские учителя и родители рассматривают эти нерегламентированные прогулки как необходимую часть процесса обучения.

Акцент на радость выходит за пределы аудитории. У финских детей обычно больше свободного времени, поскольку им меньше задают на дом, чем их сверстникам в других развитых странах.

Все ходят в государственные школы

В Финляндии школы помогают друг другу

Одним из самых необычных аспектов финской школьной системы является почти повсеместное присутствие государственных школ. В Финляндии очень мало частных школ.

Паси Сальберг, представитель Министерства образования Финляндии и автор финских учебников говорит: «Чему мир может научиться у образовательных системы в Финляндии? В финской системе образования сотрудничеству уделяется больше внимания, чем конкуренции, вот почему школы Финляндии настолько сильны.

В Финляндии каждый заинтересован в успехе и качестве государственных школ страны. Инновации, хорошо работающие в одной школе, быстро переходят на другие, поэтому лучшие методики могут помочь каждому ученику.

Школы не соревнуются между собой по количеству учеников и результатам тестов.

В Финляндии все одинаково вкладываются в качество школ (в отличие от многих развитых стран, где государственные школы конкурируют с частными, уводя студентов, преподавателей и финансирование).

У финских детей большие перспективы, с учетом их интересов и сильных сторон

По окончании школы у детей большие перспективы

Финская система школ исключительно хороша для учеников средней школы; 93% финских студентов окончили профессиональный или академический ВУЗы значительно быстрее, чем их сверстники во многих других развитых странах.

Финским детям во время учёбы предоставляется выбор: продолжить обучение по программам профессионального образования, готовящих их для работы в строительстве, здравоохранении, туризме и поступить в политехнический институт, или записаться в учебную программу, готовящую их к поступлению в университет. Около 43% студентов идут по профессиональному пути.

Финские ученики, заканчивающие среднюю школу, знают, что государство будет платить за всё их высшее образование в одном из 8 национальных университетов Финляндии. 66% финнов продолжают получать к высшее образование, что является одним из самых высоких показателей в ЕС.

Равенство среди школ

Финские школы не конкурируют между собой

Этот список показал, что понятие равенства, играющее важную роль в финской культуре, является одной из центральных причин успеха её школ.

Однако идея равенства финской школьной системы выходит далеко за рамки, поскольку поддерживает убеждение, что у всех детей изначально есть хороший старт в жизни, а отстающему ученику всегда будет оказана всесторонняя поддержка.

Это означает не только минимум различий среди учеников, но также минимум отличий между школами, тем самым полагая, что все школы в Финляндии одинаково сильны.

Почему же так важно, чтобы финские школы предлагали одинаковые условия? Это предотвращает так называемую «ярмарку школ», когда родители обращают внимание на успешные школы с большими возможностями, а также создание «удавки» для слабых школ, теряющих средства и, соответственно, учеников.

Один эксперт в области финского образования сравнивает выбор школы в США и в Финляндии, говоря, что в США: «школы, как товар в магазине … Родители могут купить то, что они могут себе позволить. В Финляндии родители также могут выбирать. Но варианты все одинаковы».

Это означает, что даже в социально и экономически неблагополучных районах уровень школ точно такой же, как и в богатых районах страны.

Итак, мы рассказали вам о системе школьного образования Финляндии. Она в основном ориентирована на учеников и является одной из самых передовых в мире. Нам есть к чему стремиться!

Источник:

Cистема образования в Финляндии

Обучение за рубежом Системы образования за рубежом Cистема образования в Финляндии

С недавних пор скандинавские страны стали приоритетными для получения как среднего, так и высшего образования среди детей и их родителей, а так же абитуриентов из СНГ. Одна из таких стран с большим количеством возможностей для обучения — Финляндия. Многих будущих студентов и учеников волнует вопрос — какая система образования в Финляндии и насколько она доступна?

Образовательная система Финляндии состоит из трех ступеней:

  • Начальное образование – подразумевает под собою прохождение дошкольного и школьного учреждения;
  • Вторая ступень – училище или колледж;
  • Высшее образование – прохождение институтов и университетов.

Начальное образование

Дошкольное образование в Финляндии начинается только тогда, когда ребенку исполняется 6 лет. Дети в игровой форме обучаются всем необходимым навыкам, которые потребуются им в школе.

Настоящая же учеба начинается с 7 лет, когда дети отправляются в начальную школу, либо лицей. Если говорить о государственном стандарте, то школьное образование в стране бесплатное, причём для иностранных граждан тоже.

Питание здесь также бесплатное, учебный год начинается с августа.

С 3-его класса начинается активное изучение английского языка, а затем по желанию можно выбрать факультативные занятия по изучению второго иностранного языка.

Процесс обучения в общеобразовательной школе длится 9 лет. Система оценивая учеников 10-балльная.

Обучение детей в Финляндии длится по времени столько же, сколько у других современных европейских стран. По этой причине многие российские родители стремятся дать своим детям образование за рубежом, что обусловлено его доступностью, престижностью. Невозможно оставлять без внимания и профессиональную работу высококлассных специалистов.

Видео о дошкольном образовании в Финляндии

Вторая ступень обучения

После того как ученик Финляндии получит основное образование в школе, он может действовать согласно своему выбору: пройти получение профессионального образования и далее работать по специальности или учиться в колледже/гимназии.

Первый случай подразумевает посещение для обучения специализированных ПТУ или школ, во втором понадобится максимум усилий, так как обучение сложное. Отбор в ПТУ проходит на основе успеваемости школьника.

После профессионального училища, обучение в котором длится от года до четырех лет, можно отправляться работать по специальности.

После обучения в гимназии или колледже необходимо сдать государственные экзамены по финскому языку (либо шведскому), второму государственному языку Финляндии, по выбранному иностранному языку, а так же по математике или гуманитарной дисциплине (на выбор).

Видео о школьном образовании в Финляндии

Система профессионального образования

Высшее образование

В Финляндии имеется два варианта получения высшего образования. Это вузы и университеты, и высшие профессиональные школы. Университеты, специальные институты, число подобных заведений насчитывает порядка 20. Университеты больше сориентированы на научные и исследовательские работы, а вот высшие школы больший упор делают на связь хозяйственной и деловой жизнью определенного региона.

Высшие школы больше подходят тем, кто желает получить в Финляндии европейский диплом. Преподавание осуществляется на шведском и финском языках, но есть международные программы, что с каждым годом набирают обороты своего развития. В целом система высшего образования в Финляндии является простой доступной каждому, так что отправиться за поисками европейского качества знаний можно легко.

Финское образование для русских

В Финляндии имеется школа при посольстве России, она даст детям отличное образование, поможет реализоваться. Данная школа имеет свою богатую историю, традиции, они помогут воплотить мечты детей в жизнь.

Школа является отличным центром воспитания детей любого возраста, служит отличным вариантом для полноценного развития. Это начальная школа в Финляндии, где детей обучают развитию, основам знаний.

Помимо этого, иностранные граждане из России могут получить среднее и высшее образование в Финляндии.

Для детей на каникулах

Помимо всех представленных возможностей здесь имеется достойная система образования для детей на каникулах. С детьми школьного возраста, не зависимо от того, являются они учениками средней школы Финляндии или же просто приехали на каникулы, будут работать только высококлассные профессионалы.

Вся программа обучения согласовывается с российской программой, многие финские учебные учреждения предлагают дополнительные курсы для детей, на которых можно подтянуть или начать учить с нуля финский язык.

Старшие дети могут посетить и колледж в Финляндии, где они узнают много нового и интересного, а младшее поколение посетит специальную школу с интересными дополнительными занятиями, которые им понравятся.

Бесплатное высшее образование

Для поступления придётся сдавать экзамены, иметь при этом достаточно высокий проходной балл из-за конкурса. Помимо того, можно попробовать обучение по программе на английском языке, многие из которых бесплатны. Для того, чтобы обучаться по такой программе, нужно предоставить свой аттестат, и чем выше в нем балл, тем лучше.

Так же необходимо подтвердить наличие финансовых средств, чтобы проживать в стране. И, конечно, вы должны владеть английским языком.

Помимо высшего образования можно найти некоторые колледжи в Финляндии для русских, где можно получить все необходимые знания бесплатно — базовые, дополнительные, что позволит каждому студенту найти своё место и радоваться полученным знаниям.

Источник:

__________________________________________

obu4ayka.ru

Финская система образования, принципы финского образования

В статье «Финская система образования, принципы финского образования» я хочу рассказать вам о системе и принципах финского образования и поделилась своим мнением, почему финская система образования считается одним из лучших в мире.

Финская система образования

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:

— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;

— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

Принципы финского образования

Школ.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных.

Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

Учеников.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах.

При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями одна русская мама.

Учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип финского образования «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем.

Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

Кроме самого обучения бесплатны:

  • обеды;
  • экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
  • транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
  • учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

Учитывая этот принцип финского образования, для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, методистов, обучающих как обучать и прочих. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают.

Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Вот такая она, финская система образования. Принципы финского образования, описанные в статье, дают право называть эту систему одной из лучших в мире.

Источником информации для статьи послужил сайт http://vk.com

samosov.ru

Финская система образования

Содержание

  • Дошкольное
  • Школьное
  • Высшее

Скандинавские страны отличаются собственным особым подходом к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Общую тенденцию поддерживает и система образования в Финляндии, которая состоит из четырех уровней:

  • дошкольное воспитание;
  • девятилетнее обязательное обучение в школе основного профиля;
  • среднее образование в гимназиях и колледжах (профтехучилищах);
  • высшее.

Среднее и высшее образование в Суоми бесплатное, дошкольное - платное.

Дошкольное

В финском законе о дошкольном воспитании говорится, что самая важная задача работников подготовительных заведений – дневной уход за детьми и содействие папам и мамам в процессе воспитания ребенка. Главное требование, которое выдвигается к детскому саду, - создание благожелательной атмосферы и поддержка разнообразия в обучении.

Система дошкольного образования в Финляндии предусматривает разные варианты присмотра за детьми:

  • четырехчасовые группы - с малышами гуляют, играют, занимаются, но не кормят;
  • ночные заведения - предназначены для экстренных случаев, когда родителей вызывают в ночную смену или отправляют в командировки.

Минимальный возраст воспитанников детских садов Финляндии - 9 месяцев. Если в садиках не хватает мест, но родителям необходима помощь в присмотре, государство выплачивает семье 500 в месяц, чтобы один из них оставался с ребенком дома.

Порядка 60% малышей с трехлетнего возраста и до поступления в первый класс школы посещает дошкольные заведения. С 6 лет дети могут быть переведены в подготовительную группу детского сада или аналогичный по уровню класс при школе.

Количество детей в группах зависит от их возраста, но в любом случае по закону на одного педагога не может приходиться больше четырех воспитанников.

Школьное

Особенность системы образования в Финляндии - универсальность и доступность: унифицированная программа обучения не допускает наличия элитных школ и классов. Долгое время школу запрещалось выбирать – все учились в ближайшей, но и после отмены ограничений родители предпочитают отдавать детей в заведения по месту жительства.

Финские школы, по российским меркам, малокомплектные: согласно статистике 2008-го года, треть школ рассчитана максимум на 50 человек, и только около 4 % учреждений могут принять 500 и больше.

Система школьного образования в Финляндии содержит два уровня основного обучения:

  • младшая школа - 3 года;
  • старшая - 6 лет.

Повысить уровень знаний выпускники, окончившие девятилетний цикл, могут в дополнительном 10-м классе, после которого ученики с хорошими оценками переходят в профессиональные колледжи или продолжают совершенствовать знания в гимназиях. Оба заведения дают завершенное среднее образование и по содержанию представляют собой в системе образования Финляндии аналог российской старшей школы.

Всего в Суоми 334 профессиональных колледжа и 441 гимназия. Количество учащихся в них 160 и 130 тысяч соответственно. Население Финляндии - 5,5 млн человек.

Гимназии строго отбирают будущих учеников, обращая особое внимание на школьные достижения. В курс обучения входят:

  • 2 языка - родной и шведский;
  • 1 - 2 иностранных языка по выбору;
  • классические школьные дисциплины;
  • религиоведение;
  • музыка;
  • рисование;
  • гигиена;
  • физическая культура.

Учеба завершается государственными экзаменами по нескольким дисциплинам. При успешном окончании обучения дорога вчерашним школьникам открыта в любое высшее учебное заведение. Согласно статистике, большая часть выпускников гимназий выбирает университеты, а окончивших колледжи - политехнические институты. В общей сложности в вузы поступает не более 1/3 выпускников последней ступени среднего школьного образования.

Высшее

Все вузы Суоми административно подчиняются Министерству просвещения, но обладают конституционно закрепленным самоуправлением. Поэтому система высшего образования Финляндии не предусматривает единых правил приема в вузы – регламент устанавливают сами высшие учебные заведения. Отбор абитуриентов происходит с учетом трех критериев:

  • показатели учебы в довузовских структурах;
  • результаты вступительных тестов;
  • итоги собеседования.

Более 80 тысяч человек учится в 9 университетах и 12 политехнических институтах Финляндии.

Обучение в вузах занимает от 4 до 6 лет, срок зависит от специальности. Чтобы получить степень лиценциата или доктора наук, образование можно продолжить в университетской аспирантуре и докторантуре. Институты присваивают только степень магистра.

Высшее образование в Финляндии бесплатное, в том числе и для иностранных студентов. Платны только некоторые направления подготовки специалистов, бакалавров и магистров, например - МВА в Хельсинкской школе экономики. Доля государственного финансирования вузовской системы достигает 72 %, поэтому как таковой платы за учебу в большинстве институтов и университетов нет, но расходов на проживание и питание все-таки не избежать.

Отзывы и обсуждения

edunews.ru


Смотрите также