Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Ес и великобритания


Великобритания и ЕС договорились об условиях Brexit

Великобритания и Евросоюз достигли соглашения об основных условиях ее выхода из блока. Они включают финансовые обязательства страны перед ЕС, будущие права европейских граждан и отсутствие жесткой границы с Ирландией. Это позволит сторонам перейти к обсуждению будущих торговых отношений.

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер объявили о соглашении в Брюсселе в пятницу утром. Прогресса удалось достичь благодаря тому, что обе стороны продемонстрировали готовность «идти на компромисс», отметил Юнкер на совместной пресс-конференции. Теперь Европейский совет (состоит из глав государств и правительств стран ЕС) должен 15 декабря сделать заключение о готовности перейти ко второму этапу переговоров о Brexit, включающему обсуждение торговых вопросов.

Один из ключевых пунктов соглашения – размер финансовых обязательств Великобритании перед бюджетом ЕС. Хотя в нем нет конкретной цифры, во время переговоров Великобритания оценивала их в 40–45 млрд евро, пишет Financial Times (FT). Но с учетом различных потенциальных обязательств, таких, например, как как кредиты ЕС Украине, стоимость Brexit может вырасти до 55,5–65,5 млрд евро, отмечает газета. Их размер будет рассчитываться так, как если бы Великобритания оставалась членом ЕС. При этом сумма будет выплачена не сразу, а в течение нескольких лет.

Сложным был и вопрос об ирландской границе. Лондон обещает «избежать появления жесткой границы» между Ирландией и Северной Ирландией. Кроме того, если к моменту Brexit не будет соглашения о торговле, на территории острова Ирландия будут полностью соблюдаться правила единого рынка и таможенного союза ЕС.

Стороны договорились о сохранении большинства нынешних прав примерно 3 млн граждан ЕС, живущих в Великобритании, и 1 млн британцев на континенте. Также в течение восьми лет британские судьи смогут направлять дела граждан ЕС на рассмотрение в Европейский суд в Люксембурге.

Даже британские официальные лица признают, что условия соглашения близки к изначальным требованиям Брюсселя, отмечает FT. Но Лондону удалось добиться значительной уступки в том, чтобы урегулирование финансовых обязательств не подпадало под прямую юрисдикцию Европейского суда.

Великобритания должна официально выйти из ЕС в марте 2019 г. Но Мэй ранее заявляла, что затем Лондон хотел бы получить еще два года переходного периода на реализацию договоренностей. На практике осталось «меньше года», чтобы договориться о принципах новых торговых отношений, потому что бизнесу нужно четко понимать ситуацию задолго до официального выхода страны из блока, заявил в пятницу председатель Европейского совета Дональд Туск. Нужно «немедленно» начать переговоры о двухлетнем переходном периоде, в течение которого «Великобритания будет следовать всем законам ЕС, включая новые», сказал он.

Пока же неопределенность остается, отмечают бизнесмены. «Не думаю, что что-то сильно изменилось, – сказал FT топ-менеджер крупного американского банка. – На легкую часть потребовался год переговоров, теперь остается меньше года на обсуждение трудной».

Если соглашение по переходному периоду не будет заключено к марту 2018 г., большинство компаний в Великобритании отложат инвестиции и наем сотрудников, говорил в ноябре Пол Дрехслер, президент Конфедерации британской промышленности (CBI). Согласно опросу, при отсутствии такого соглашения 60% членов CBI подготовят планы на случай жесткого Brexit. «Мы готовимся к жесткому Brexit, нужно сделать так, чтобы после него наше брокерско-дилерское подразделение продолжало предоставлять услуги в ЕС. Этим будет заниматься наша организация в Германии, – сказал в ноябре на встрече с журналистами в Лондоне Джим Коулес, гендиректор Citigroup в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка). – Начнем нанимать людей в ЕС в I квартале 2018 г., менять документы с европейскими клиентами к концу II квартала, в IV квартале будем функционировать на континенте из расчета жесткого Brexit».

По словам Мишеля Барнье, курирующего переговоры со стороны ЕС, Великобритания может заключить с блоком торговое соглашение в стиле Канады. Оно, однако, в основном касается товаров, а не услуг, на долю которых приходится около 80% ВВП Великобритании и около 70% экспорта, и сильно отличается от свободного доступа к единому рынку. «Это та модель, над которой мы должны будем работать», – заявил Барнье. Дрехслер заявлял, что соглашение о торговле с ЕС должно включать и сектор услуг. На достижение договоренности с Канадой у ЕС ушло семь лет.

Выступление Мэй и Юнкера не сильно повлияло на фунт стерлингов. Если в четверг он укрепился на 0,6% к доллару, так как инвесторы ждали объявления о соглашении, то в пятницу около полудня по лондонскому времени курс фунта к доллару опустился на 0,4% до $1,34, а к евро почти не изменился.

2.3 Взаимоотношения Великобритании и ЕС

Рассмотрение такого актуального вопроса, как взаимоотношения Великобритании и ЕС очень значимо для международных отношений.

ЕС является одним из важнейших центров в мире, который объединил европейские государства для более устойчивого положения на мировой арене.

Первым шагом в европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).

Начало 2000-х годов характеризовалось деятельностью системы, признанной одной из наиболее эффективных моделей содействия Великобритании международному развитию в мире. Оно осуществляется на основе двух законодательных актов: на основе Закона о международном развитии 2002 г. который определял цели финансирования, а процедуры и параметры ежегодной отчетности перед Парламентом определялись Законом об отчетности и прозрачности международного развития 2006 г.

Существенную роль в привлечении иностранного капитала в страну играют двусторонние соглашения Великобритании с другими странами по поощрению торговли и инвестиций и аналогичные соглашения, действующие в рамках Евросоюза.

В качестве одного из основных членов Европейского союза Великобритания постоянно укрепляет свое присутствие на рынке ЕC, а также является активным участником по выработке внешнеэкономической политики ЕС в целях создания высокопродуктивной и конкурентоспособной экономики .

Несмотря на то, что Великобритания является самостоятельным членом ВТО, она также осуществляет сотрудничество с данной организацией как член Евросоюза, как того требует Общая торговая политика ЕС.

Участие Великобритании в Европейском Союзе помогло сгладить результаты спада британской экономики после отделения колоний. Теперь страна видит настоящее и будущее своей экономики именно на европейском рынке.

Однако членство в ЕС не отменило ни специфику воспроизводства в стране, ни своеобразия ее внешнеэкономической политики

Перенос «зоны интересов» в Западную Европу поставил перед Лондоном вопрос о судьбе его «особых отношений» с США.

На роль партнера США теперь претендует более мощный, чем Британия союзник - ФРГ. Великобританию же рассматривают, как государство среднего размера в Европе, которое не заслуживает специального к себе отношения. Однако две англосаксонские страны по-прежнему связывает общность истории, культуры, языка, традиций. В ряде сфер связи Великобритании с США остаются более тесными, чем с континентальными соседями. Даже в экономической области, где отношения подорваны в наибольшей мере, между ними сохраняются прочные связи. В общем, вопрос о взаимоотношениях с США всё еще остается открытым .

Основная причина, которая обуславливает важность членства в ЕС для Великобритании, - это защита интересов страны на международной арене, развитие экономических аспектов сотрудничества. Что же может дать стране выход из организации?

Отказ от следования требованиям единой агропромышленной политике ЕС, позволит Великобритании экономить огромное количество денег.

Кроме того, потенциальные потери для Лондона в этом случае сократятся из-за последующей коррекции валютных курсов и номенклатуры экспортируемых товаров. Еще одним аргументом в пользу выхода может стать отмена принятого в ЕС импортного тарифа на товары, поступающие в страны Союза извне. В свою очередь, последним аргументом является возможное сокращение прямых иностранных инвестиций в результате прекращения членства Великобритании в ЕС.

Лондон максимально реализует те преимущества, которые ему даст вновь обретенная независимость в принятии решений, в частности, за счет повышения эффективности своего регулирующего законодательства по сравнению с общеевропейским.

В пользу выхода из ЕС выступают и такие обстоятельства, как возможность заключения между Великобританией и ЕС соглашения о свободной торговле, подобного тому, которое заключила Швейцария в 1972 году. Великобритания сможет заключать аналогичные соглашения и с другими странами, или же просто смягчить свой внешнеторговый режим в одностороннем порядке.

Таким образом, можно заключить, что выход из ЕС с точки зрения экономики не столь страшен для страны, как политические последствия, а именно угроза безопасности, потеря влияния, в особенности в Африке и Индии. К тому же построение абсолютно нового политического курса в Европе займет массу времени, что будет способствовать отставанию от других стран, а это постепенно приведет страну к политической и экономической несостоятельности.

Великобритания вступила в ЕС еще в прошлом веке, но их взаимодействие продолжается и на современном этапе, потому что членство в этом объединении открывает перспективы международного развития для Британии.

Благодаря членству в ЕС страна отстояла свои позиции на мировом рынке, что повлияло на развитие частного предпринимательства в ней, сохранила политическое влияние в странах Азии и Африки, Великобритания частично избавилась от экономической зависимости от США, и у страны появилась возможность восстановить позиции великой державы.

Соответствующие выводы были сформулированы. Страна играет важную роль в принятии всех организационных решений в структуре ЕС. Великобритания неизбежно подходит к выбору ориентации своего развития либо на ЕС, либо на США. Проблема принятия процесса евроинтеграции все еще отрицательно воспринимается гражданским обществом страны. Экономическая и политическая зависимость Великобритании и ЕС друг от друга постепенно усиливается с течением времени.

Остается либо лишь наблюдать, какой курс выберет страна во все ускоряющемся процессе глобализации, будет ли она учитывать опыт прошлого столетия, и в каком направлении ЕС будет сотрудничать с ней, либо на основе предшествующих событий пытаться рассмотреть политическую линию Великобритании в контексте современных событий.

Брексит: понятие и последствия

YConsult.ru: Ваш юридический консультант онлайн > Без рубрики > Brexit (брексит) – выход Великобритании из Евросоюза: что это такое?

Что такое брексит (brexit)? Когда он состоится? Почему Великобритания выходит из Евросоюза? 13 марта 2017 года Британский Парламент выпустил билль, который одобряет действия премьер-министра Терезы Мэй по выходу Великобритании из Европейского союза. Для запуска самого процесса не хватает указа Королевы, после которого статья 50 будет ратифицирована. Именно в этом документе оговорено, как именно Великобритания будет выходить из состава ЕС. Вероятнее всего, сам процесс не начнется раньше конца марта 2017 года. Это решение вызвано выборами в Нидерландах. Но уже сейчас можно сказать, что именно март 2017 года войдёт в историю как время выхода Великобритании из Европейского союза. Могущественное объединение, прежде державшееся на плечах трёх главных столпов Европы – Германии, Франции и Англии, уже точно потеряет один из локомотивов европейской экономики. Чем это грозит ЕС и самой Британии? Почему в официальных СМИ данный процесс с 2016 года называют брексит (брекзит)?

Brexit (брексит): что это такое? Определение

Неологизм brexit (брексит) — акроним двух английских слов Britain (Британия) и Exit (выход). Под ним понимают процесс выхода Великобритании из Европейского союза. Общенациональный референдум прошел на территории Соединенного Королевства в 2016 году. В результате референдума, большинство жителей Британии поддержали инициативу о выходе из ЕС. Два других акронима — frexit (фрексит) и grexit (грексит) обозначают возможный выход из ЕС Франции и Греции соответственно. Оба термина в ходу у политиков и СМИ.

В российских бумажных и электронных СМИ brexit транслитерируют как брексит или брекзит. Подобные различия вызваны отсутствием традиции транслитерации данного термина.

Выход Великобритании из ЕС: референдум 2016 года

В 1973 году Британия вошла в состав ЕС. В общем и целом, вплоть до 2015 года, регулярные голосования указывали на то, что большинство жителей Британских островов поддерживает членство в Европейском Союзе. В 1980 г. (первый год премьерства Маргарет Тэтчер) 65% заявило о желании покинуть Европейский Союз. Тэтчер договорилась о денежной компенсации со стороны ЕС в обмен на согласие Британии остаться в ЕС. В 2000 г. премьер-министр Тони Блэр выступал за более глубокую интеграцию с ЕС (включая отмену фунтов и переход на евро). Инициатива не прошла. В 2012 г. премьер-министр Дэвид Кэмерон отказал призывам провести референдум о членстве Соединенного Королевства в ЕС, но согласился провести референдум в будущем. Парламентское большинство и движение UKIP вынудили Кэмерона в январе 2013 года заявить, что правительство консерваторов проведет референдум о членстве в ЕС до конца 2017 г. (в том случае, если тори выиграют выборы в 2015). Удивительно, но консерваторы выиграли общие выборы в 2015 г. Вскоре после этого, в Британский Парламент представлен Акт о референдуме в ЕС 2015. Кэмерон выступал за то, чтобы остаться в обновленном ЕС на особых условиях:

    • защита единого рынка для стран не-еврозоны,
    • сокращение красной ленты,
    • гарантия того, что Британию не будут заставлять интегрироваться в ЕС,
    • ограничения иммиграции из ЕС.

Предпосылки к брексит

Попытка договориться с ЕС ни к чему не привела. Как было объявлено в феврале 2016 года, даже ограничения по обязательному предоставлению рабочих мест для иммигрантов из ЕС придется согласовывать в Европейским комиссаром и Европейским Советом. 22 февраля 2016 г., на речи в Палате Общин, премьер-министр Дэвид Кэмерон был вынужден объявить дату референдума о выходе из ЕС на 23 июня 2016 г. Кэмерон призвал к тому, чтобы сразу после референдума обратиться к тому, чтобы статью 50 Соглашения Европейского Союза немедленно приняли. Тем самым, запустить в действие двухлетний процесс выхода Великобритании из ЕС. По объявлению результатов референдума, Кэмерон объявил о том, что складывает с себя полномочия премьер-министра (на том основании, что его намерения остаться в ЕС никто не поддержал).

Вполне очевидно, что жителям Британии надоело тащить за собой отстающие государства и кормить их.

Референдум о том, оставаться ли Британии в Европейском Союзе

Премьер-министр Великобритании назначил референдум UKLeave (выход из состава Европейского союза) на 23 июня 2016 г. Всего проголосовало 46,500,001 человек. Явка составила 72.21%. Только 0.08% бюллетеней были признано недействительными. 17,410,742 жителя Великобритании проголосовало за то, чтобы покинуть ЕС. 16,141,241 — за то, чтобы остаться. С результатом в 51, 89% за выход, против 48, 11 % британцы проголосовали за выход из ЕС. Результаты референдума, состоявшегося 23 июня 2016 года, стали сюрпризом. Никто не ожидал, что большинство британцев выскажется за выход страны из ЕС. С этого дня вопрос членства Великобритании в Европейском союзе уже не стоял. Народ высказался четко. Попытка собрать 4 миллиона подписей за новый референдум не увенчалась успехом. Британский парламент четко высказался, что повторного референдума не будет. Юридическая база брексита еще подлежит уточнению (в течение 2 ближайших лет), а вот возможные экономические последствия можно прикинуть уже сейчас. Результаты расчетов, сделанных ещё в 2016 году, противоречивы: единый рынок и единый режим тарифов объективно способствовали развитию торговли между объединенной Британией и другим странами Евросоюза.

Согласно данным референдума 2016 года, большинство жителей Шотландии и Северной Ирландии, как и столица Англии, против брексита. Уже 24 июня 2016 года, Первый министр Шотландии Никола Стерджен заявила, что Шотландия должна остаться в рамках единого европейского рынка.

С некоторых точек зрения, решение Британии покинуть ЕС экономически несообразно. Действующий премьер-министр Соединенного Королевства, Тереза Мэй, оказалась под серьезным давлением. Некоторые круги рассчитывают на то, что Великобритания, не смотря на то, что выходит из состава ЕС, сохранит некоторое количество льгот государств-членов ЕС. То есть, максимально смягчить последствия от брексита. Будущие взаимоотношения Великобритании и ЕС могут пойти по сценарию мягкий брексит или жесткий брексит. Оба термина носят неофициальный характер. Жесткий брексит предполагает, что Британия будет торговать с ЕС по тем же условиям, что и любая другая страна — не член ЕС (по правилам Всемирной Торговой Ассоциации). При этом Великобритания может не соглашаться с правилом свободного перемещения людей в пределах ЕС.

Мягкий брексит предполагает сохранение Британии в пределах единого европейского рынка товаров и услуг и частичное свободное перемещение людей (согласно правилам Европейского Экономического региона).

Политические последствия брексита

После оглашения результатов референдума, премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что сложит свой пост в октябре 2016 года. 13 июля 2016 года премьер-министром Соединенного Королевства стала Тереза Мэй. Филипп Хаммонд стал Канцлером Казначейства (вместо Джорджа Осборна). Бывший мэр Лондона Борис Джонсон стал государственным секретарем по делам Содружества. Лидер лейбористов Джереми Корбайн был смещен с руководящей должности в Партии Лейбористов. Найджел Фэрадж объявил об уходе в отставку с поста руководителя UKIP. По оглашении результатов референдума, многие евроскептики заявили о том, что готовы последовать примеру Великобритании. В течение 2 недель по оглашении результатов UKLeave, в странах ЕС провели референдумы о том, стоит ли оставаться в Европейском Союзе. Неделю спустя после оглашения результатов референдума, Гордон Браун, бывший премьер-министр Великобритании от партии лейбористов, который подписал Лиссабонское соглашение в 2007 г., заявил, что следующие десять лет страна будет бороться с последствиями референдума. Бывший лидер партии лейбористов и премьер-министр Великобритании (1997-2007) Тони Блэр призвал к проведению повторного референдума в октябре 2016 года. Парламент и Британская королева не оценили инициативу Тони. В ноябре 2016 года Джон Мейджор (бывший премьер-министр до Блэра) и вовсе заявил, что Парламент не должен ничего ратифицировать, и что пора проводить новый референдум.

Опять же: Парламент и Ее Величество не поддержали инициативу.

Брексит (BREXIT), последние новости: ситуация на сегодня

Последние новости по Brexit (брексит) таковы: Согласно официальному заявлению Дэвида Дэвиса, министра по Brexit, в конце марта 2017 года Тереза Мэй, премьер-министр Соединенного Королевства, запустит процедуру выхода Британии из Евросоюза. В настоящий момент непонятно, какой вариант — легкий брексит или жесткий брексит выберет Великобритания. В любом случае, выход Британии из состава ЕС будет проходить, согласно 50 статье Лиссабонского соглашения о Европейском Сообществе. Палата Лордов 13 марта объявила, что не станет вносить поправки в законопроект правительства по результатам референдума 2016 года. Новости по процессу брексит также указывают, что Палата Общин (ранее) отвергла поправки Палаты Лордов. Отменена поправка о том, что правительство должно гарантировать права 3 млн граждан ЕС, проживающих в Британии. Отменена и поправка, по которой правительство не станет согласовывать с Парламентом условия выхода Британии из Европейского Сообщества. Не установлено точно, когда именно Тереза Мэй отправит формальный запрос о выходе Великобритании из Евросоюза. Сначала называли 14 марта, но потом стало известно, что произойдет это не раньше конца марта 2017 г. Одна из основных причин подобной задержки в том, что Лондон не хочет нарушать проведение выборов в Нидерландах и празднование шестидесятилетнего юбилея Римского договора. Именно это соглашение стало прообразом ЕЭС, а затем и нынешнего Европейского Союза.

Технически следующий этап — встреча представителей 27 стран (состоится 6 апреля 2017 года), где определят основные принципы дальнейших переговоров с Лондоном.

Шотландия по-прежнему вставляет палки в колеса. Первый министр Шотландии, Никола Стерджен заявляет, что в 2019 г. в Шотландии состоится референдум о выходе из состава Соединенного Королевства.

Последствия брексита для России

Российская Федерация — сторонний наблюдатель происходящих в Европе процессов, однако риторика официальных государственных газет и прочих СМИ сводится к единой оценке: брексит является очевидным исходом того экономического и политического кризиса, который бушует в Европе уже на протяжении многих лет. Каких-либо негативных последствий от выхода Великобритании из ЕС для России местные политологи не видят.


Смотрите также