Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

4585353@mail.ru

Электронное обучение в китае


Дистанционное обучение в Китае - дистанционные курсы китайского языка

Получение образования сегодня – одна из самых доступных возможностей для человека. А высшее образование, которое еще в конце 20 столетия воспринималось как эксклюзив, уже давно не космическое достижение. Благодаря современным технологиям можно получать самые актуальные знания вне зависимости от того, в какой точке мира вы находитесь . Благодаря интернету информация стала легкодоступной и распространяется с сумасшедшей скоростью.

У истоков дистанционного образования, пожалуй, стоит всем известная заочка. Но даже эта форма обучения предполагает присутствие в университетах. Причин, по которым человек приходит к тому, что ему подходит заочное образование, может быть несколько: другое место жительство (не в одном городе с вузом), работа, семья или даже параллельное очное образование. Однако, в условиях глобализации современного мира дистанционное обучение стало предпочтительнее, чем заочка. Человечество все активнее использует все информационные ресурсы и электронные технологии, отсюда такой спрос и предложение на образование в сети. И, если задуматься, то это действительно потрясающая возможность! На онлайн-платформах создается все больше учебных программ от разнообразных курсов до полноценного изучения выбранной специальности! Теперь можно учиться из дома или кафе на курсах университета даже другого государства!

О возможностях дистанционного обучения в Китае 

Неудивительно, что Китай, который сегодня почти везде шагает впереди планеты всей, не мог остаться в стороне! Количество вузов, предлагающих дистанционное обучение для своих и иностранных студентов, увеличивается с каждым годом. Эта опция доступна и для россиян.

Вариантов онлайн-обучения в стране становится все больше. Основные категории- это:

  • платные онлайн-курсы;
  • сайты, где можно найти частично бесплатные видеоуроки и тренировочные упражнения;
  • обучающие мобильные приложения.

Кстати, по мнению экспертов образовательный рынок Китая будет претерпевать крупные изменения уже в следующие несколько лет. Сейчас правительство КНР ведет активную работу по созданию Открытого Университета Китая, который позволит студентам повысить квалификацию в режиме онлайн.

Поступить на китайские программы дистанционно можно с помощью подачи заявки на сайте курсов или университета. Обычно требуется предоставить/заполнить следующие документы:

  • заявка на поступление;
  • копия заграничного паспорта;
  • копия документа о последнем образовании и вкладыш;
  • сертификат HSK (если есть);
  • рекомендательное и мотивационное письма (но не всегда).

Как видно, список документов на дистанционное обучение очень схож со списком, который предоставляется для классического обучения.

Предоставленные данные суммируются и адаптируются вузом от нескольких дней до нескольких месяцев в зависимости от программы. Как правило, на сайте эту информацию можно посмотреть заранее.

При поступлении на языковые курсы вуз может провести дополнительное тестирование для распределения по уровню языка, если абитуриент уже изучал китайский ранее.

Стоит отметить, что пока преимущественно все дистанционное образование в Китае платное. Однако, оно все равно значительно дешевле, чем очная учеба. После зачисления и оплаты обучения студент загружает необходимые для онлайн-обучения программы, получает логин и пароль и может начинать пользоваться своим личным кабинетом, где не только обновляется учебный материал, но и можно пройти проверку домашнего задания, получить консультацию, посмотреть личный рейтинг и многое другое.

Программы обучения

Чему можно обучаться дистанционно? Конечно, немного вузов предлагает изучение технических специальностей вне очного обучения. Все-таки последние требуют практического подхода и строгого контроля. Однако, дистанционных программ в гуманитарной сфере (экономика, психология, менеджмент, право, иностранные языки) и дизайне вполне достаточно. Все они могут быть хорошо освоены вне стен университета. Кроме того, дистанционные программы охватывают и курсы повышения квалификации.

Как проходят пары на дистанционных программах? Здесь можно выделить несколько форм:

  • чат-занятие. Урок проходит синхронно. Все ученики и преподаватели в сборе и имеют возможность общаться на равных в режиме реального времени.
  • веб-занятие. Здесь работа может вестись и синхронно, и нет. Такую форму часто используют на семинарах, конференциях и практикумах.
  • телеконференция. Учащиеся получают рассылку, выполняя по ней домашние задания.

Занятия могут проводиться как онлайн, так и в оффлайн, то есть, когда студент сам выбирает удобное время для изучения материала и выполнения домашнего задания.

Преимущества дистанционного обучения

Ключевое преимущество дистанционного образования — удобная и гибкая форма обучения. Возможности, которые открываются перед студентом:

  1. Экономия времени (больше никаких длительных поездок на метро или автобусе, никаких пробок);
  2. Снижение затрат (общежитие или аренда квартиры — нет);
  3. Мобильность (получай образование из любой точки света);
  4. Доступ к онлайн-библиотекам;
  5. Актуальность информации (материалы в сети обновляются быстрее, чем учебники и стандартные образовательные программы).

Несомненно, стоит отметить моду на такой подход. Ведь дистанционное образование — штука современная. Она позволяет становится гибче. Главный тренд сегодняшнего дня — не много учиться, а иметь возможность быстро переучиваться. Только так можно поспеть за вихрем современной цивилизации. Поэтому дистанционное обучение сейчас действительно необходимо.

chinacampus.ru

Система дистанционного образования

Yuhui, Zhao. 1988. «China: Its Distance Higher-Education System», Prospects18(2): 217-28  Копирайт: Воспроизведение разрешено 

Жао Юхуй

Контекст: 

Радио и телевидение являются основными средствами презентации обучающих программ в системе высшего дистанционного образования Китая.  В данной статье представлен обзор их использования в этой системе.  Статья дает описание организационной структуры, учебных курсов и финансовых ресурсов, а также в статье приводятся мнения о достижениях, ограничениях и усовершенствованиях, необходимых в данном способе обучения.

 Система высшего дистанционного образования

Истоки и развитие

Китай был одной из первых стран, которые начали использовать радио и телевидение в системе высшего образования.  В начале 1960-х, вскоре после начала развития телевидения в Китае, в столице Китая г. Пекине и в других основных городах были образованы первые региональные телевизионные университеты (RTVU), которые должны были удовлетворить требования в сфере образования взрослых.  Новые типы университетов были хорошо приняты и сразу после образования продемонстрировали большой потенциал.  В период с 1960 года по 1966 год, более 8.000 студентов стали выпускниками Пекинского Телевизионного Университета и более 50.000 студентов окончили одногодичные курсы обучения в рамках учебных программ университета.  Большинство из них совершили значительный вклад в деятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий или культурных и образовательных учреждений.  Деятельность телевизионных университетов других городов была в такой же степени успешной.  К сожалению, эта новая инициатива была прервана «культурной революцией» (1966-76).

В 1976 году Китай вошел в новый исторический период.  Проект социалистической модернизации (модернизации промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и технологии) требовал появления все большего числа обученных людей.  Хотя общий процент людей с начальным и средним образованием в Китае был выше, чем в большинстве развивающихся стран, прием студентов в высшие учебные заведения был в некоторой степени ограничен.  В 1975 году процент зачисления в высшие учебные заведения Китая не превышал 2%, в то время как в девяносто двух других развивающихся странах этот показатель превышал 4%.  Процент студентов колледжей и университетов среди взрослого населения Китая старше 25 лет составлял всего 0,7%.  Процент квалифицированных технических специалистов и инженеров среди работников государственных предприятий и организаций не превышал 2,5%. Ожидается, что к 1990 году общая численность рабочей силы Китая достигнет 105млн. человек; 4,7 процента которых должны быть представлены техническими специалистами и инженерами.  В сфере промышленности и транспорта должно быть воспитано, по меньшей мере, 2,9млн. новых технических специалистов и инженеров.  К 1990 году потребуется 4,3млн. преподавателей средних школ и профессионально-технических училищ, имеющих диплом колледжа или университета, что означает, что к этому времени необходимо подготовить 3,5млн. новых учителей.  Задача по подготовке такого большого числа квалифицированных специалистов в ограниченное время не может быть решена только через обычные колледжи и университеты.

Так как деятельность RTVU требует меньше финансирования при большем числе подготовленных за меньший период, то Государственный Совет утвердил совместный отчет Министерства Образования, Министерства Телерадиовещания и других участвующих министерств об учреждении в феврале 1978 года национального радио- и телевизионного университета.  Спустя год подготовительных работ, в Пекине был основан Центральный Радио- и Телевизионный Университет (CRTVU).  Затем в рамках CRTVU была сформирована система получения высшего образования по радио и телевидению, включавшая в себя 28 провинциальных радио- и телевизионных университетов (PTVU), 279 дочерних школ при префектурах/гражданских школ и 625 районных/окружных рабочих станций. Университеты PTVU были организованы в провинциях, муниципальных и автономных регионах; дочерние школы — в небольших и крупных городах, и префектурах; а рабочие станции — в районах крупных городов и сельских округах.  Существует два вида рабочих станций: станции, организованные окружными или районными ведомствами для небольших рабочих подразделений; и станции, организованные на уровне отраслей промышленности (так называемые системные рабочие станции), таких как железнодорожные ведомства и ведомства легкой промышленности.  (Все промышленные концерны находятся в собственности государства и управляются соответствующими ведомствами.)

Число студентов, зачисленных в эти радио- и телевизионные университеты за последние восемь лет, составило 1.291.833, выпускниками стал 590.941 студент.  В 1986 году в этих университетах было зарегистрировано 604.437 студентов, что равнялось одной трети от числа студентов высших учебных заведений страны.  Достигнутые успехи создали радио- и телевизионным университетам хорошую репутацию по всей стране и привлекли к ним внимание правительства Китая.  В результате, в плане национального экономического и социального развития на шестую пятилетку (1981-85) было записано: «Должно быть достигнуто значительное распространение высшего образование путем использования радио, телевидения, заочных и вечерних курсов.  К 1985 году число студентов, занимающихся на таких курсах, должно составить 1,5млн. человек». Этим планом прогнозировалось резко развитие радио- и телевизионных университетов в Китае.

Поворотный момент в развитии системы телевизионных университетов в Китае наступил в 1986 году, когда произошли серьезные изменения, затрагивающие три направления: сдачу вступительных экзаменов, определение целевой аудитории и систему презентации учебного материала.  С 1979 по 1985 год вступительные экзамены проводились университетом CRTVU.  С 1986 года абитуриенты телевизионных университетов должны сдавать единый национальный вступительный экзамен, который проводится Государственной комиссией по вопросам образования для приема во все высшие учебные заведения для взрослых, включая RTVU, заочные колледжи и вечерние школы, существующие на базе обычных колледжей и университетов.  Именно в 1986 году RTVU начали прием абитуриентов, только что закончивших среднюю школу, помимо уже работающих взрослых и лиц, бросивших школу.  В октябре этого же года началась ежевечерняя трансляция учебных программ RTVU по каналам спутникового телевидения (с 16.50 до 23.00).  Таким образом, к еженедельным тридцати трем часам учебных программ университета CCTV, передаваемым по микроволновой сети, добавились еще сорок девять часов трансляции учебных программ.  Все эти перемены создали новые возможности для развития и распространения методов RTVU.

Организационная структура

Управление радио- и телевизионными университетами происходит на пяти уровнях, соответствующих организационной структуре национальных и региональных правительств Китая.  На высшем уровне, университет CRTVU, находится под непосредственным руководством Государственной комиссии по вопросам образования (бывшего Министерства образования).  Университеты PTVU, на втором уровне, находятся под покровительством правительств провинций.  Их дочерние школы, на третьем уровне, подчинены правительствам префектур/городских административных организаций.  Рабочие станции, на четвертом уровне, управляются либо районным/окружным образовательным ведомством, либо соответствующим отраслевым ведомством.  Классы преподавания и обучения (обычно называемые «телевизионными классами»), на самом низком уровне, работают непосредственно со студентами RTVU. 

Существует четыре вида телевизионных классов: (а) классы, управляемые ведомствами местных правительств (под «ведомством» здесь понимается департамент местного правительства, отвечающий за сферу образования, или отрасли промышленности и т. п.); (б) классы, управляемые крупными фабриками или шахтами; (в) классы, совместно управляемые средними или мелкими рабочими подразделениями; и (г) классы, управляемые местными RTVU на различных уровнях, для работы с абитуриентами, только что закончившими среднюю школу, и лицами, бросившими школу и ожидающими приема на работу.  Телевизионные классы для лиц, бросивших школу, также управляются крупными государственными предприятиями.

Под контролем университета CRTVU находятся единые вступительные стандарты, учебные планы, академический уровень и критерии сдачи экзаменов.  Университет является национальным административным центром обучения, центром разработки программ, презентации курсов и исследований в области дистанционного образования.

Ответственность университетов RTVU на пяти уровнях:

Университет CRTVU: (а) составляет долгосрочные планы развития системы RTVU и годовые планы приема; (б) руководит системой управления обучением университетов PTVU и координирует академическую работу, проводимую совместно несколькими университетами PTVU; (в) составляет национальные учебные планы и создает программы для национального вещания; (г) разрабатывает и издает печатные учебные материалы, а также выпускает и распределяет аудио- и видеокассеты для курсов, предлагаемых в масштабе страны; (д) готовит единые экзаменационные работы, вступительные и для сдачи в конце семестра, разрабатывает стандарты; (е) организует подготовку преподавателей, административных работников и технических специалистов для национальной системы RTVU; и (ж) проводит исследования в области дистанционного образования и организует обмен опытом с аналогичными национальными и зарубежными учреждениями. 

Университеты PTVU: (а) руководят системой управления обучением дочерних школ университетов PTVU, системных рабочих станций и прикрепленных к ним телевизионных классов; (б) организуют выполнение учебных планов, составленных CRTVU, и составляют учебные планы для курсов, предлагаемых на уровне провинций; (в) создают и транслируют учебные программы для регионов; (г) разрабатывают и издают печатные учебные материалы, а также выпускают и распределяют аудио- и видеокассеты для курсов, предлагаемых в масштабе провинций; (д) организуют проведение экзаменов, вступительных и для сдачи в конце семестра, и проверку экзаменационных работ; (е) руководят допуском студентов и занимаются оформлением дипломов/сертификатов; (ж) организуют подготовку преподавателей, административных работников и технических специалистов для региональных RTVU; и (з) проводят исследования в области дистанционного образования и организуют обмен опытом между собой. 

Дочерние школы: (а) руководят системой управления обучением рабочих станций и прикрепленных к ним телевизионных классов; (б) выполняют учебные планы, составленные CRTVU и PTVU; (в) организуют подписку на учебные материалы и их распределение; (г) организуют проведение экзаменов и тестов; (д) занимаются допуском и регистрацией студентов, ведут учет их успеваемости; (е) принимают на работу руководителей групп студентов (тьюторов) и обучают их; и (ж) контролируют проведение консультаций, лабораторных работ и практических исследований. Рабочие станции: (а) организуют телевизионные классы и руководят их управлением; (б) организуют проведение консультаций, лабораторных работ и практических исследований; и (в) распределяют учебные материалы. 

Телевизионные классы: (а) управляют классами преподавания и обучения; (б) составляют списание на каждый семестр; (в) организуют просмотр и прослушивание учебных программ, проведение консультаций, лабораторных работ и практических исследований; (г) побуждают студентов к участию в занятиях физкультурой и развлекательных мероприятиях вне помещения; и (д) поддерживают связь с рабочими подразделениями, из которых поступили студенты. 

В системе радио- и телевизионных университетов Китая ответственность распределена на пяти уровнях, в системе создано равновесие централизации и децентрализации ответственности, с университетом CRTVU в качестве центральной организации. Параллельно с развитием системы RTVU, возросла численность персонала, работающего в системе (см. Таблицу 1).

Таблица 1.  Количественное изменение состава персонала RTVU

  1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986

Преподаватели с полной

занятостью

3,871 5,540 6,480 10,101 11,475 11,732 11,229 13,144

Преподаватели с неполной

занятостью

12,039 14,804 15,521 18,700 25,237 30,285 15,795 21,618

Учебные курсы и использование средств массовой информации

Курсы, по которым представлены данные регистрации студентов, имеют уровень незаконченного высшего образования.  Существуют также и курсы для продолжающих образование и краткосрочные курсы среднего профессионально-технического образования.

За восемь лет его существования, университетом CRTVU было предложено 150 курсов по следующим предметам: математика, физика, химия, биология, машиностроение, электроника, химическое машиностроение, гражданское строительство, экономика, бухгалтерский учет, статистика, финансовое дело, банковское дело, управление в промышленности, управление в коммерции, управление архивами, журналистика, право, библиотечное дело, китайский язык и литература и т. д.  Помимо курсов, предложенных университетом CRTVU, университеты PTVU и их дочерние школы предлагают собственные курсы по установленным учебным планам координации результата по трем уровням.  Рабочие станции и телевизионные классы могут организовывать специальные курсы для удовлетворения потребностей рабочих подразделений.  Телевизионный Университет Шанхая предлагал курсы по медицине, а Телевизионный Университет провинции Хейлонгжанг предлагал собственные курсы обучения сельскохозяйственных кадров.  В 1986 году восемь RTVU провинций предложили курсы английского языка для преподавателей английского средних школ и других специалистов со знанием английского языка, для сферы туризма и международной торговли.  В 1987 году общее число курсов, предложенных университетами RTVU на различных уровнях, превысило 400 с возможностью получения 81 специальности.  Студент RTVU должен получить не менее 60 процентов от общего числа сдаваемых им/ею зачетов по курсам, предлагаемым CRTVU (Таблица 2).

Таблица 2.  Число и хронология предлагаемых предметов

Предмет

Количество специальностей

Впервые введен в:

Машиностроение 19 1979
Электроника 14 1979
Химическое машиностроение 16 1982
Гражданское строительство 15 1984
Бухгалтерский учет 2 1983
Статистика 1 1983
Банковское дело 2 1983
Финансовое дело 1 1983
Управление 5 1983
Управление персоналом 1 1986
Китайский язык 1 1982
Прикладная лингвистика. Китайский язык 2 1985
Базовая подготовка кадров 1 1984
Право 1 1984
Математика 1 1979
Физика 1 1980
Химия 1 1979
Английский язык 1 1986
Биология 1 1979

Курсы RTVU используют несколько средств презентации, включающие в себя радио, телевидение и печатные материалы.  Доля телевизионных программ в научных и технических курсах выше, чем доля таких же программ, использующих другие средства презентации, в то время как радио считается основным средством презентации курсов по социальным наукам.  С началом трансляции программ RTVU по каналам спутниковой связи в 1986 году, произошло значительное развитие курсов университетов по социальным наукам.  Аудио- и видеокассеты также используются на ряде курсов для того, чтобы компенсировать нехватку времени трансляции и создать дистанционным учащимся более удобные условия просмотра.  Каждый год производится и дублируется более 1 млн. копий аудио/видео кассет с учебным материалом.

В качестве вспомогательного средства к радио/телевизионным программам по всем курсам имеются печатные учебные материалы.  Эти материалы делятся на три типа: учебники по программе курса, справочники и руководства по обучению.  Большая часть учебников по курсу, представленная или составленная университетом CRTVU, в большей или меньшей степени совпадает с учебниками, использующимися в традиционных колледжах и университетах.  Справочники и руководства по обучению составлены ведущими радио/телевизионных программ с помощью преподавателей RTVU на базе CRTVU и университетов PTVU.  За прошедшие восемь лет, издательским домом университета CRTVU выпущено более 400 книг общим тиражом 40 миллионов экземпляров.  Эти книги можно приобрести в книжных магазинах страны — New China Bookstores (Xinhua Shu Dian).

В настоящее время, радио- и телевизионные учебные программы в значительной степени представляют собой копии уроков в обычной аудитории университета.  Ведущие выбираются из ведущих университетов Китая.  Для того чтобы обеспечить высокий уровень преподавания, RTVU важно использовать учебники, по которым занимаются в обычных университетах, и приглашать в качестве ведущих преподавателей, имеющих значительный опыт работы в университетах.  Эти две меры уже подтвердили свою эффективность. Однако эту модель преподавания необходимо изменить.  Концепция использования различных средств презентации учебного материала была предложена преподавателями RTVU Китая.  Комплекс средств включает в себя интегрированные радио/телевизионные программы, учебники по курсу и руководства по обучению.  В настоящее время идет подготовка печатных материалов для дистанционного обучения, которые могли бы использоваться в радио- и телевизионных передачах.  Изучаются другие предположительные аспекты использования радио и телевидения; в виде эксперимента уже созданы некоторые программы. Здесь имеется в виду смена ролей радио и телевидения.  Непременным условием таких перемен является необходимость повышения роли печатных материалов в обучении.  Системе RTVU потребуется некоторое время для замены существующих курсов на новые, использующие различные средства презентации материала.

До 1983 года радио- и телевизионные учебные программы создавались на Центральной народной радиостанции и Центральным телевидением Китая.  Затем, все больше и больше аудио-визуальных учебных программ стали создаваться университетами CRTVU и PTVU. В рамках системы RTVU существует более сорока центров по производству программ.  В их числе — производственный центр университета CRTVU.  Производственные центры, расположенные в крупных городах, имеют лучшее оборудование по сравнению с остальными центрами.  Предполагается, что в течение нескольких лет система RTVU полностью перейдет на производство своих радио- и телевизионных программ собственными силами.

Структура трансляции радио- и телевизионных учебных программ представлена в Таблице 3.

Таблица 3.  Организация программ и их трансляция

Транслирующая организация

Использованное медиа (технология)

Зона трансляции

Доступное время

CCTV (курсы, предложенные университетом CRTVU) Микроволновая сеть Страна 33 часа учебных программ в неделю (3.30-11.30; 13.30-16.10)
CETV (курсы, предложенные университетом CRTVU) Каналы спутниковой связи Страна 49 часов учебных программ в неделю (16.50-23.00)
Радио/телевизионные станции провинций и городов (курсы, предложенные CRTVU и университетами PTVU) Радио и телевидение Регион Зависит от района
Дочерние школы, рабочие станции и телевизионные классы Аудио- и видео-оборудование, аудио- и видеокассеты    

Один час учебной радио/телевизионной передачи длится 50 минут.

Хотя радио- и телевизионные программы сопровождаются использованием печатных учебных материалов, студенты могут также посещать очные консультации.  Консультации необходимы по двум причинам: (а) ведущие радио- и телевизионных программ не имеют возможности непосредственно отвечать на вопросы студентов, отсутствует обратная связь, позволившая бы ведущим корректировать процесс обучения; (б) зарегистрированные студенты объединены в телевизионные классы, совместно прослушивающие и просматривающие программы.  Телевизионное изображение и звук радио могут быть нечеткими по техническим или другим причинам.

Руководители групп обучения (тьюторы) имеют полную или частичную занятость.  В 1986 году число тьюторов, имеющих полную занятость, составляло 13.144, а число тьюторов, имеющих частичную занятость, — 21.618, среди которых были преподаватели, исследовательские или технические сотрудники, приглашенные из обычных университетов, исследовательских институтов и крупных предприятий.  Помимо руководства группами, обязанностью тьюторов также является проверка домашнего задания студентов и руководство их самообучением.  В некоторых телевизионных классах тьюторы ведут курсы, организованные их дочерними школами или рабочими подразделениями для удовлетворения потребностей местного масштаба.  На научных и технических курсах тьюторы помогают организовать практическую лабораторную работу и другие мероприятия, целью которых является применение теории на практике.

Практические лабораторные работы обычно выполнялись на базе обычных университетов или исследовательских институтов во время общественных праздников или студенческих каникул или в другое время, когда лаборатории не используются.  Наряду с организацией собственных лабораторий RTVU, все больше и больше лабораторных работ проводится в учебных центрах RTVU, при которых существуют лаборатории, аудио/видео лаборатории и небольшие библиотеки.  В рамках проекта Всемирного Банка было организовано восемьдесят пять таких учебных центров.  Чтобы создать студентам, проживающим в отдаленных регионах, возможность выполнять экспериментальные работы, были разработаны наборы для проведения опытов по физике, химии, механике и электронике, и некоторые из них уже широко используются.

Занимаясь на курсах, требующих проведения лабораторных работ, студенты не могут получить зачеты, не выполнив необходимых практических опытов, утвержденных тьютором.  Число практических опытов, которые должны выполнить студенты, не является фиксированным, так как условия различаются от места к месту.  Студенты, имеющие возможность работать в хорошо оборудованных лабораториях, могут сделать больше опытов, чем те, кто таких лабораторий не имеет.  Однако они должны выполнить требуемый минимум опытов, без которого они не смогут закончить обучение и получить дипломы.

Те, кто специализируется в машиностроении, должны проходить практические занятия на заводах во время своих каникул, они заканчивают проект до окончания обучения.  Те, кто специализируется в социальных науках, должны проводить практические исследования и писать отчет по результатам.  Благодаря указанным выше мерам, студенты могут развивать свои способности к обучению и самостоятельной работе.

Для зарегистрированных студентов с полной нагрузкой, период обучения равен двум или трем годам.  В году — два семестра, в каждом из которых восемнадцать учебных недель плюс две недели на повторение и сдачу экзаменов.  За каждые восемнадцать часов обучения сдается один зачет.  Для получения диплома за два года обучения необходимо сдать не менее 160 зачетов, а за три года — 240.  Полученная степень соответствует степени, полученной студентом после двух или трех лет обучения в обычном колледже.  Студенты, успешно сдавшие экзамены, получают удостоверение о прохождении курса.  Затем они получают сертификаты или дипломы согласно полученным ими удостоверениям.

Категории студентов и режимы обучения

Целевыми категориями студентов RTVU являются работающие взрослые, выпускники средних школ и недавно бросившие школу лица, ожидающие приема на работу.  Работающие взрослые, в возрасте около 30 лет, зачисляются на обучение согласно учебным планам, разработанным их рабочими подразделениями, после этого осуществляется прием лиц, сдавших национальный вступительный экзамен для получения высшего образования взрослыми, который проводится Государственной Комиссией по вопросам образования.   Выпускники средних школ принимаются на основании сдачи национального вступительного экзамена для обычных университетов и колледжей.  В этом отношении, RTVU считаются обычным университетом нового типа.  Системой RTVU начато зачисление выпускников средних школ в 1986 году.   Молодые люди, ожидающие приема на работу, должны сдавать вступительный экзамен для взрослых.   Со времени открытия RTVU, число категорий студентов продолжает увеличиваться.

Упомянутые выше три типа студентов называются зарегистрированными студентами, имеющими формальный статус студента RTVU.   Все эти студенты объединены в телевизионные классы, которыми руководят классные руководители и несколько тьюторов.   Еще одна категория студентов не сдает вступительных экзаменов и занимается на основе самообучения.   Эти студенты называются «свободными зрителями или слушателями».   Число этих студентов так быстро возросло, что RTVU стали испытывать трудности в работе с ними.   В 1985 году Государственная Комиссия по вопросам образования приняла решение о прекращении приема свободных зрителей и слушателей на период, необходимый для регистрации и организации в учебные группы тех, кто уже начал обучение.   Остальные свободные слушатели, с 1979 по 1985 год, имели возможность получить дипломы или сертификаты о прохождении одного курса, при условии сдачи ими итоговых экзаменов.

Таблица 4.   Потоки студентов

Годы

Прием

Выпускники 

Студенты

на все предметы

на 1 предмет

на все предметы

на 1 предмет

на все предметы

на 1 предмет

1979 97746 244725 --- --- 97502 182656
1980 79377 80124 --- 92714 167962 156410
1981 --- --- --- 47590 170391 97635
1982 184973 68083 92022 94566 258488 88679
1983 235567 18728 67905 61286 414054 64704
1984 205858 11992 17032 105185 599068 62249
1985 273112 11446 165204 75386 673634 19986
1986 215200 21861 248778 142015 604437 38978
всего 1291833 4569592 590941 618742 2985536 711297

В 1981 году зачисление студентов не проводилось в связи с недостаточностью времени передач.

Общее число зачисленных на изучение одного предмета меньше, чем число выпускников. Это вызвано тем, что студенты, выбравшие режим изучения всех предметов, в случае отчисления, могут перейти на режим изучения одного предмета.

Студенты-работающие взрослые, имеют возможность обучаться с полной загрузкой по времени, частичной загрузкой, или в свободное время, выделенное им рабочим подразделением, направившим их на обучение.  Выпускники средних школ обучаются полный день, в то время как лица, недавно бросившие школу, имеют возможность выбирать режим обучения.  Студенты с полной загрузкой по времени должны закончить свое обучение в течение двух или трех лет согласно учебному плану выбранной ими специальности.  Студенты с частичной загрузкой по времени должны закончить свое обучение в течение трех-шести лет, а студенты, занимающиеся в свободное время, -десяти.

Число студентов колеблется из года в год от минимума, равного 97.502, до максимума, равного 673.634, без учета свободных зрителей и слушателей, общее число которых предположительно достигает 1 млн.  За прошедшие восемь лет, 590.941 студент закончил курсы с режимом, предполагающим изучение всех предметов, и получил дипломы, а 618.742 студента закончили курсы по одному предмету и получили сертификаты.

В число студентов — работающих взрослых входят рабочие, учителя, технические специалисты, военные и гражданские служащие.  Виды деятельности студентов, выбравших различные специальности и режимы обучения, также различны.  Среди тех, кто специализируется в науках и машиностроении, большинство составляют рабочие и технические специалисты, в то время как на курсах со специализацией в социальных науках обучается больше учителей и гражданских служащих.  Относительное большинство студентов с полной занятостью являются рабочими, а среди студентов с частичной занятостью по времени больше учителей.  Студенты с полной занятостью по времени освобождаются от работы, но продолжают получать зарплату, а также пособия по болезни и другие социальные выплаты.  Однако они не получают премии и другие выплаты, имеющие отношение к их труду.  Студенты с частичной занятостью по времени имеют от одного до трех рабочих дней в неделю свободными и получают всю зарплату.

Успеваемость студентов оценивается, в основном, путем сдачи экзаменов в конце каждого семестра.  Правила проведения экзаменов определяются централизованно, организуются экзамены на местном уровне и проводятся в один и тот же день по всей стране.  Стандарты и проведение экзаменов строго регламентированы.  Для работающих студентов с полной занятостью по времени принята система отчисления.  Эти студенты должны вернуться на свое рабочее место, в случае они не сдали два экзамена за семестр в течение одного семестра или три экзамена за разные семестры.  Получив разрешение руководства своего рабочего подразделения, они могут продолжить обучение, перейдя в категорию студентов, обучающихся в свободное время и изучающих один предмет.  Система отчисления применяется и к другим категориям студентов с полной занятостью по времени.

Закончившие обучение работающие студенты получают статус, эквивалентный статусу выпускников обычных колледжей и, при необходимости, получают в своих рабочих подразделениях новые должности, соответствующие их новой специальности и удовлетворяющие потребностям рабочего подразделения.  Они получают зарплату, равную зарплате выпускников обычных колледжей.  Студенты, относящиеся к двум другим категориям (выпускники школ и лица, недавно бросившие школу), ищут работу через местные службы.  Значительное число таких выпускников RTVU становится учителями средней школы.  Получив новую работу, они рассматриваются наравне с выпускниками обычных колледжей.

Финансовые ресурсы и экономическая эффективность

Бюджет студента RTVU складывается из нескольких источников.  Университет CRTVU управляется и финансируется Государственной Комиссией по вопросам образования, а CCTV и CETV несут затраты за телевизионную трансляцию.  Университет также получает финансовую поддержку от министерств, заказывающих CRTVU подготовку необходимых им сотрудников.

Университеты PTVU находятся под покровительством правительств провинций, а их дочерние школы — под покровительством правительств префектур или городов.  Финансирование RTVU происходит из бюджета образования правительств различных уровней. Объем финансирования зависит от уровня экономического развития регионов страны.

Районные/окружные рабочие станции финансируются ведомствами местных правительств по делам образования, а системные рабочие станции получают финансовую поддержку от соответствующих отраслей (таких как железная дорога, системы почтовой и телекоммуникационной связи, промышленные и коммерческие концерны и т. д.).  Уровень финансирования каждой станции зависит от конкретных условий.

Телевизионные классы, организованные рабочими подразделениями, получают финансовую поддержку от заводов, цехов, правительственных ведомств, направляющих студентов в RTVU на обучение, а телевизионные классы, организованные на различных уровнях университетами RTVU для привлечения выпускников школ, получают поддержку от правительств на соответствующих уровнях.  Каждый студент получает половину денег, предусмотренных правительством для каждого студента обычного университета.  Другие телевизионные классы, состоящие из лиц, бросивших школу, могут получать финансирование от определенных рабочих организаций, рассчитывающих в дальнейшем принять таких выпускников на работу.

В общем, студенты RTVU освобождены от платы за обучение, за исключением свободных зрителей и слушателей, которые должны платить за регистрацию и сдачу экзаменов.  Однако все студенты должны оплачивать личные расходы на обучение, такие как расходы на печатные учебные материалы и канцелярские принадлежности.

Проведенная оценка показала, что при обучении одного выпускника RTVU, занимавшегося полный день и продолжающего получать зарплату, можно в среднем сэкономить одну треть всех затраченных средств, при обучении выпускника с частичной занятостью по времени можно сэкономить две трети средств.  Эта оценка была подтверждена в анализе затрат, проведенным в RTVU провинции Ляонин в северном Китае.

Развитие и экономическая эффективность системы радио- и телевизионных университетов была положительно оценена руководителями правительства.  На церемонии выпуска, проходящей в университете CRTVU для первой группы выпускников 29 июля 1982 года, министр образования Китая сказал:

Опыт показал, что в такой стране, как Китай, с ее обширными территориями, большой численностью населения и сравнительно низким уровнем культурного, научного и технического развития, важно использовать технологий радио и телевидения в дистанционном образовании, так как это позволит в короткие сроки и в массовом масштабе дать образование большему числу людей.  Использование технологий радио и телевидения также позволит поднять общий культурный и научный уровень всей нации с привлечением менее значительных людских и материальных ресурсов.

По этому же случаю, министр телерадиовещания сказал:

Радио- и телевизионные университеты стали новым способом получения высшего образования и способом организации работы университетов, признанным массами.  Этот способ позволяет дать образование большему числу людей, которые будут способствовать более быстрой и экономически эффективной модернизации страны.

Достижения, ограничения и необходимые усовершенствования

Менее чем за десять лет в системе радио- и телевизионных университетов Китая достигнут значительный прогресс.  Количество курсов разного уровня растет из года в год.  Число зачисленных студентов с изучением всех предметов достигло 1млн. человек, а число выпускников с изучением всех предметов превысило 500.000 человек.  Кроме того, зачислено чуть менее 500.000 студентов с изучением одного предмета, и еще 500.000 выпускников с изучением одного предмета закончило курс обучения.  Большая численность студентов RTVU привела к росту процента студентов высших учебных заведений Китая среди взрослого населения старше 25 лет с 0,7 процента в 1975 году до 4 процентов в 1987 году.  Значительное количество выпускников RTVU стали инженерами и техническими специалистами, в которых сильно нуждается промышленность, транспорт и другие отрасли.  Тысячи выпускников с изучением всех или одного предмета стали учителями средней школы, где была сильная необходимость в квалифицированных специалистах.  В 1986 году число выпускников, специализирующихся в экономике и управлении, превысило 200.000 человек, что в 1,2 раза больше, чем число таких выпускников обычных колледжей и университетов за последние тридцать девать лет с момента основания Народной Республики.

Введение курсов по политике, праву, экономике, управлению, журналистике и библиотечному делу способствовала совершенствованию иррациональной (в связи с историческими причинами) организации учебного процесса.  RTVU позволили большему числу выпускников средней школы получить высшее образование и предоставили второй шанс поступить в университет лицам, бросившим школу.  Процент зачисления выпускников средней школы в высшие учебные заведения Китая вырос с почти 2 процентов в 1975 году до более 20 процентов в 1987 году.

Соотношение между показателями первого приема и первого выпуска равно 100 к 69, процент отчисления составил 31 процент, и с тех пор процент отчисления колеблется в разные годы от 25 до 35.  Тьюторами с частичной занятостью из обычных университетов признано, что уровень знаний выпускников RTVU практически не отличается от уровня знаний выпускников обычных колледжей.  Работающие выпускники RTVU внесли значительный вклад в работу своих рабочих подразделений после возвращения с учебы.  Две других категории выпускников были хорошо приняты и оценены в разных сферах деятельности.

Около 60 процентов из 400.000 студентов первого набора Телевизионного Университета Шанхая, специализирующихся в науках и машиностроении, получили среднюю оценку 80 процентов за четыре обязательных курса заключительного семестра.   24 выпускника, прибывшие на обучение из НИИ полупроводников в Шанхае, получили средние оценки по всем курсам — от 82,7 до 96 процентов.  Их средние оценки по математике, физике и химии превышали 85 процентов.  Один из студентов сдал вступительный экзамен на степень M.A. в университете Тонджи, одном из главнейших университетов Китая.  Еще один выпускник Пекинского RTVU продолжил образование на степень доктора философии на факультете вычислительной техники Университета Вандербильт в США.  Исследование 407 выпускников, проведенное школой Чангжу, дочерней школой RTVU провинции Янгсу, показало, что 88 выпускников получили повышение по службе (21,6 процента от общего числа); 180 занимаются исследовательской и технической деятельностью (44,2 процента); 19 человек стали учителями (4,7 процента) а 127 человек выполняют другую работу (29,4 процента).   148 человек из 407 внесли значительный вклад, внедряя новшества в области проектирования, исследований и техники.

Все описанное выше верно по отношению к выпускникам RTVU по всей стране.  Система RTVU добилась значительного прогресса в течение восьми лет своего существования.  Тем не менее, существуют определенные проблемы в сфере образования и администрирования, которые должны быть преодолены, а именно ограниченное время транслирования по телевидению; недостаточное использование средств презентации материала; неудобные условия просмотра и прослушивания передач для студентов с частичной занятостью во времени; несвоевременное распределение печатных учебных материалов; слишком большая загруженность студентов; недостаточность обеспечения экспериментальных работ; нехватка квалифицированных кадров для проведения исследований в области дистанционного образования и т. д.  В апреле 1986 года, президенты CRTVU и университетов PTVU провели в Ханчжоу конференцию, целью которой было суммирование опыта деятельности RTVU в Китае и обсуждение новой ситуации, сложившейся в системе RTVU.  Они пришли к выводу, что система RTVU Китая начала новый этап развития, и что система нуждается в реформировании для удовлетворения потребностей Китая, возникших в связи с проведением политической и экономической реформ.  Год спустя, президенты вновь встретились в Пекине для продолжения дискуссии о путях реформирования системы RTVU.  На конференции был одобрен ряд предложенных мер по усовершенствованию системы.

Во-первых, система должна стать более открытой и гибкой в обучении различных специалистов, необходимых для экономического развития в различных регионах страны.  Помимо обучения студентов, должны быть созданы другие уровни образования, такие как среднее профессиональное образование, аспирантура и формы постоянно продолжающегося образования.  Должны предлагаться курсы как с получением, так и без получения степени.  Учебный процесс должен быть организован удобно для студентов, занимающихся в свободное время, так как численность студентов данной категории будет увеличиваться из года в год.

Во-вторых, нагрузка студентов должна быть снижена путем предложения большего числа курсов по выбору и меньшего числа обязательных курсов, а число учебных часов в неделю должно быть ограничено восемнадцатью часами для студентов с изучением всех предметов и полной загрузкой по времени, и восемью часами для студентов с частичной загрузкой по времени.  В качестве преодоления существовавшей традиции получения книжных или теоретических знаний, следует повышать прикладной характер степеней, получаемых в RTVU, а студенты RTVU должны направляться на применение своих знаний на практике.  Следует более эффективно организовать учебный процесс в отношении экспериментальной работы, практических исследований и выпускных проектов.

В-третьих, CRTVU предполагает вскоре организовать комитет, ответственный за общее планирование учебных материалов.  В состав комитета войдут представители CRTVU, университетов PTVU и обычных колледжей и университетов.  К 1990 году, совместно университетами CRTVU и PTVU будет организовано около шестидесяти курсов нового типа, использующих различные средства презентации материала; учебные материалы этих курсов будут специально разработаны для дистанционного образования и удобны для самообучения.  В принципе, использование печатных учебных материалов ляжет в основу курсов нового типа, а число учебных часов по радио и телевидению будет уменьшено.  Формат урока, представляющий собой копию урока в классе, должен быть изменен, а использование радио и телевидения должно стать более творческим. 

В-четвертых, подготовка персонала университетов RTVU является срочной задачей.  Учителя, технические специалисты и административные работники будут обучаться в разных группах в массовом масштабе.  Частично обучение будет проводиться китайскими специалистами в университетах CRTVU и PTVU, и частично — иностранными специалистами в Китае и за рубежом.  В настоящее время идет организация учебного центра CRTVU, который скоро будет использоваться.

И, наконец, необходимо более интенсивно проводить исследования в области дистанционного образования.  Иначе, невозможно добиться успешного функционирования системы RTVU. В CRTVU и некоторых университетах PTVU были организованы исследовательские центры.  Готовится образование национальной ассоциации для проведения исследований по получению высшего образования с использованием технологий радио и телевидения.  По всей системе RTVU проводится выборочное исследование выпускников RTVU.  Три крупнейших проекта исследований начали с создания формулы оценки, оценки эффективности и фундаментальной теории дистанционного образования.  Предполагается завершить эти проекты к 1990 году.

Радио- и телевизионные университеты Китая впервые появились в начале 1960-х, были временно закрыты на десять лет и возобновили свою деятельность в 1970-х.  Система RTVU Китая сформировалась в начале 1980-х и вступила в новую фазу развития в 1986 году.  В 1990-х, два из пяти студентов университетов будут являться студентами RTVU.  Правительство Китая признает важность развития радио- и телевизионных университетов.  

С развитием в Китае модернизации, телекоммуникации и исследования космоса, система RTVU получит возможность дальнейшего роста.  Заглядывая вперед, можно сказать, что радио- и телевизионные университеты Китая будут играть все более важную роль в системе высшего образования, экономике страны и социальном развитии.

www.abirus.ru

Китай становится лидером по расходам на дистанционное образование

Поиск по сайту

Уже через год-два он обгонит по расходам на дистанционное образование США. А весь рынок мобильного обучения достигнет к 2020 году $38 млрд., практически утроившись всего за 5 лет. К такому выводу пришли аналитики Docebo, одного из крупнейших поставщиков eLearning, в своем отчете «Elearning market trends and forecast 2017-2021».

При этом пользователи получают от eLearning все более качественные услуги — образовательные сервисы и платформы ведут борьбу с конкурентами на уже насыщенном рынке, им приходится разрабатывать еще более эффективные интерфейсы и инструменты, и применять новейшие технологии.

В целом отрасль eLearning замедляет свой рост, в отличие от прошлых отчетов, где прогнозировался прирост на 7-8%. Объем мирового рынка электронного обучения вырастет лишь на 5% в период с 2016 по 2023 год, превысив сумму 240 млрд. долл. Самый динамичный рост в отрасли покажет рынок образовательных игр: к 2021 году его объем составит $7,3 миллиарда, увеличившись по сравнению с 2016 годом почти в 3 раза.

Электронные образовательные и тренинговые услуги по-прежнему в тренде. Аналитики всех существующих исследовательских агентств убеждены в том, что в ближайшем будущем все организации, вне зависимости от своих размеров, увеличат расходы на быстрое обучение персонала (курсы от нескольких недель до нескольких месяцев), так как от прокачки кадров все больше зависит эффективность бизнеса.

В результате мировой рынок мобильного обучения вырастет с 12,71 млрд. долларов в 2015 году до 37,75 млрд. долларов к 2020 году, а среднегодовой темп роста составит 24,5%. При этом Азия останется самым ярким и уникальным рынком мобильного обучения на планете. Доходы от мобильного обучения в Азии достигли в 2014 году $4,5 млрд. и вырастут до $7,7 млрд. к 2019 году.

Рынок США в секторе дистанционного образования — самый большой в мире, его объем составляет примерно $23 миллиарда. Китай сейчас занимает вторую строчку в данном секторе, объем его рынка оценивается в $10 миллиардов. Однако эксперты ожидают, что уже в 2018 году Китай опередит США по годовым расходам на дистанционное образование, а в 2019 прочно займет первое место. По данным Technode, все больше жителей Китая готовы платить за профессиональную подготовку к экзаменам и тестирование по причине усиления конкуренции на надежных рабочих местах.

Глава IBM: «Новым работникам в сфере ИТ не нужно высшее образование»

Рынок корпоративного электронного обучения достигнет к концу 2020 года 31 миллиарда долларов со средним темпом роста в 11,4%.

Рынок систем управления обучением (LMS) на данный момент составляет более 3 миллиардов долларов и включает в себя сотни платформ, помогающих компаниям управлять всеми аспектами подготовки сотрудников. Объем LMS, как ожидается, вырастет в среднем на 24% в период 2016 по 2020.

Есть в отчете еще одна примечательная цифра. В 2016 году EdTech-стартапы совершили 416 инвестиционных сделок на сумму $2,2 млрд. В настоящее время финансирование образовательных технологии по-прежнему сосредоточено в США. Индия занимает второе место, на третьем — Китай, Великобритания на четвертом.

Образовательные тренды: мы будем учиться у машин

Основными трендами, по мнению авторов прогноза, являются образовательные игры, микрообучение, виртуальная и дополненная реальность, мобильное обучение и большие данные.

hightech.fm

«Развитие электронного обучения в Китае», Информатика - Реферат

Содержание

Оглавление

Введение 3

1. История развития электронного образования в Китае 5

2. Организационная структура 7

3. Учебные курсы и использование СМИ 9

4. Категории студентов и режимы обучения 10

Заключение 12

Список литературы 13

Выдержка из текста

Наибольший годовой темп роста в использовании электронного обучения занимает такое государство в Восточной Азии как Китай. С 2005 года

10. всех китайских фирм используют e-learning.

e-Learning — обучение с помощью интернета и мультимедиа, которые позволяют пройти дистанционное обучение с получением соответствующего диплома.

Ведущие мировые учёные, осознав немалый потенциал электронного образования ещё в 2000-ых годах, предсказывают ему большое будущее и утверждают, что благодаря интернету, являющемуся самой преобразующей и масштабной средой за всю историю человечества, уровень образования онлайн-выпускников будет значительней выше, чем у выпускников обычных университетов.

Список использованной литературы

Список литературы

1) Концепция системы электронного образования в образовательных организациях Азии на 2013- 2017 годы [Электронный ресурс].

 — Режим доступа: URL: [http://global-edu.ru/foreign-education/remote-education-in-china/]

Дата обращения 29.10.2016

2) Электронное образование в мире. — Режим доступа: URL: [http://www.distance-learning.ru/]

Дата обращения: 30.10.2016

3) Статья Т.М. Шкапенко «Электронное обучение: актуальное состояние проблемы в вузовской системе образования России и зарубежных стран» URL:[http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/09k 70-letiyumo_shkapenko.pdf ]

Дата обращения: 30.10.2016

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

referatbooks.ru


Смотрите также