Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Экзамен говорение по русскому языку


ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 3.

Данный вариант  заданий по русскому языку составлен в формате ОГЭ для проведения устной части экзамена.Даны подробные ответы на вопросы, что поможет учащимся при подготовке к экзамену.

Темы заданий: Москва, хобби, друг, охрана природы.

Версия для печати.

1

1

Задание 1. Чтение текста.

 На фотографии изображена Москва — столица России

Выразительно прочитайте текст о Москве вслух.

У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Москва- столица России. Её история насчитывает уже более 850 лет. Первые упоминания о Москве относятся к далёкому 1147 году , связаны они с именем Юрия Долгорукого. Его считают основателем города, поэтому в самом центре столицы князю поставлен памятник.

Сегодня Москва – это один из крупнейших городов мира, в котором соседствуют история и современность. Стены Кремля помнят своих защитников: и народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, и советских солдат, державших оборону Москвы в годы Великой Отечественной войны. Помнят они и парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, после которого бойцы уходили на фронт бить фашистов, защищать свободу страны.

Москва- современный город. Своеобразие придаёт ей и метро с его многочисленными ветками и станциями, и красивые здания делового центра «Москва-сити», построенные в современном стиле, торговые и развлекательные центры. Именно в Москве находятся федеральные органы власти, резиденция Президента — В.В. Путина.

В городе созданы все условия для отдыха москвичей и гостей столицы. Москва гостеприимно встречает всех гостей города.

 150 слов.

2

Пересказ текста.

 «Есть город удивительный — Москва: планеты изумление и гордость.»

                                                                                     Георгий Александров.

Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ответ:

Москва- столица России. Её история насчитывает более 850 лет. Первое упоминание о Москве связано с именем Юрия Долгорукого.

Москва — это старинный и современный город одновременно. Она помнит всех своих защитников. В Москве находятся федеральные органы власти, резиденция В.В. Путина. В ней много деловых, торговых и развлекательных центров. Столица гостеприимно встречает своих гостей.

Георгий Александров сказал: «Есть город удивительный — Москва: планеты изумление и гордость.» Он называет Москву удивительным городом за её историю, красоту, прошлое и настоящее, за неповторимое своеобразие. Вся планета с изумлением смотрит на Москву, на то, как она в любые годы испытаний может выстоять, какой огромный авторитет имеет в мире как столица России. Прогрессивные люди мира с гордостью смотрят на Москву, как символ единства России, давшей миру А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, П.И Чайковского и Д.Д. Шостаковича, И.И. Шишкина и И.К. Айвазовского и ещё множество величайших людей, прославивших Родину.

3

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

  1.  Хобби (на основе описания фотографии).
  2.  Есть ли у тебя друг?
  3.  Почему нужно охранять природу?

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

 Карточки участника экзамена.

Тема 1. Хобби (на основе описания фотографии).

Не забудьте рассказать о том,

чем увлечён парень,почему ему так нравится фотографировать;

какие , по-вашему, он испытывает чувства в данный момент;

что привлекло его внимание;

что он предпринял, чтобы сделать необычные фотографии.

Тема 2. Есть ли у тебя друг?

Не забудьте рассказать о том,

когда вы стали друзьями,

что тебя привлекает в твоём друге,

поддерживаете ли вы друг друга в трудные моменты,

умеешь ли ты радоваться успехам друга,

почему так важно иметь настоящего друга?

Тема 3. Почему нужно охранять природу?

В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы:

Какую роль в жизни человека играет природа?

Всегда ли люди бережно относятся к природе?

К чему приводит безжалостное отношение человека к природе?

Что каждый может сделать в деле охраны природы?

Ответ:

Тема 1. Хобби (на основе описания фотографии).

На данной фотографии изображён парень, с увлечением фотографирующий великолепный пейзаж. Можно предположить, что фотографирование – это его хобби, то есть любимое дело, которым он занимается в свободное время.

Юноша, видимо, долго искал подходящий ракурс. Для того, чтобы сделать интересный снимок, он подготовился: поднялся в горы, а ведь это непросто.

Парень сосредоточенно смотрит вдаль, стремясь определить, как лучше запечатлеть этот удивительный уголок природы. Горы, закат, небольшой туман- всё это не может не завораживать.

Можно с уверенностью сказать, что для молодого человека фотография- это любимое дело, он им занимается с увлечением.

Тема 2. Есть ли у тебя друг?

Замечательно иметь настоящего друга, с которым интересно, на которого всегда можно положиться. У меня тоже есть такой друг. Мы с ним одноклассники. С первого класса учимся вместе.

Меня привлекает в друге его отзывчивость, доброта, спокойствие, выдержка. Он в любой ситуации может найти верный выход, помочь и мне во многом разобраться . А ещё это очень интересный человек, многим увлекающийся (техникой, спортом, информатикой) С ним всегда интересно.

Мы поддерживаем друг друга в трудные минуты и радуемся успехам обоих. Я с гордостью говорю всем, что мой друг- прекрасный спортсмен, что он уже кандидат в мастера спорта по плаванию.

Каждый человек должен стремиться иметь друга, тогда и жизнь станет насыщенной, наполненной интересными событиями. А главное, всегда можно быть уверенным, что друг поддержит тебя в любой ситуации. А ведь это так здорово!

Тема 3. Почему нужно охранять природу?

Природа — это наш второй дом. Она даёт человеку всё необходимое для жизни.  Человек всегда зависел и будет зависеть от природы. Поэтому он просто обязан сохранять её, жить в чистоте и уюте.

К сожалению, люди не всегда осознают, как важно беречь природу. Загрязнение её начинается с обычного мусора, оставленного в лесу, с непотушенного костра, приведшего к пожару, со сломанного дерева, а заканчивается экологической катастрофой, когда отходы производства сбрасываются в реки, вырубаются леса, уничтожаются животные.

Такое отношение приводит к загрязнению воздуха, воды, к резкому сокращению природных богатств, что сказывается на экономике, а значит, и на уровне жизни людей.

Органы власти России делают всё необходимое для защиты природы. Но и каждый из нас в ответе за состояние природы и тоже может внести свой вклад в дело её защиты: сажать деревья, участвовать в субботниках, бережно относиться к окружающей среде. Всегда нужно помнить, что охрана природы- это обязанность гражданина России.

4

Задание 4. Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Ответ:

Карточка собеседника- экзаменатора.

Тема 1. Хобби.

Опишите фотографию.

1.Есть ли у тебя хобби?Почему тебе нравится заниматься этим делом в свободное время?

2.Как ты пришёл к такому увлечению? Что на это повлияло?

3. Хочешь ли ты увлечь своим хобби  друзей?

Да, у меня тоже есть хобби. Я очень люблю домашних животных, много времени уделяю своим домашним питомцам- кошке и собаке.

Мне нравится гулять с моим верным доберманом Треком, видеть, как он радуется, когда я прихожу домой, как он резвится на улице, как преданно смотрит на меня. А по вечерам мне так спокойно, когда рядом мой пёс и кошка Ксюша, свернувшаяся у меня на коленях.

У нас в доме с детства были животные. Очень любит их моя мама. Её увлечение передалось и мне. Помню, как она учила меня ухаживать за животными. Говорила, что они всё понимают, преданностью и любовью отвечают на ласку и внимание.

Мой друг тоже любит животных. И у него есть верная овчарка Пальма. Мы часто вместе бываем всей семьёй на природе. Вот уже где раздолье нашим питомцам! Так что, можно сказать, что у нас с другом есть общее хобби, это ещё больше нас сближает.

Карточка собеседника- экзаменатора.

Тема 2. Есть ли у тебя друг?

1.Как ты думаешь, почему у некоторых людей нет друзей?

2. Чем друг отличается от знакомых и одноклассников?

3.Согласен ли ты с мнением, что дружбу надо заслужить?

Я думаю, что те, у кого нет друзей, просто не готовы к настоящим дружеским отношениям. Ведь здесь надо уметь думать о другом, радоваться вместе с ним, помогать ему. А если человек эгоистичен, то ему просто не хочется делиться с кем-то, заботиться о ком-то.

Человек живёт среди людей. Нас постоянно окружают люди- одноклассники, знакомые. Отношения с ними строятся по разным причинам. С одноклассниками нас просто когда-то записали в один класс. Кто-то нам нравится, кто-то нет, но мы вынуждены целый день находиться с ними. В этом случае мы не выбираем себе одноклассников. То же и со знакомыми, при встрече с которыми мы обмениваемся общими фразами. С друзьями же нас связывает очень много общего, и здесь выбор, с кем дружить, делает каждый сам.

Безусловно, дружбу надо заслужить. Нужно стремиться быть интересным человеком, работать над собой формировать свой характер, избавляться от плохих черт. И тогда обязательно появится человек, который захочет стать твоим другом. Я уверен в этом.

Карточка собеседника- экзаменатора.

Тема 3. Почему нужно охранять природу?

1.Были ли в твоей жизни случаи, когда ты или твои сверстники вели себя на природе неправильно?

2.Какие чувства ты сейчас испытываешь по поводу вашего поведения?

3.Что конкретно можешь сделать ты, твои друзья и одноклассники по спасению природы?

Я всегда стараюсь бережно относиться к природе. Этому учат меня родители буквально с детства. Они всегда показывают пример, как нужно отдыхать на природе, как не навредить ей. К сожалению, в моей жизни бывали случаи, когда мне было стыдно за моих одноклассников, когда во время похода в лес они пытались оставить после себя мусор. Только после замечаний учителя они навели порядок.

Я и сегодня, вспоминая наш поход, испытываю чувство стыда, сожаления, что некоторые мои одноклассники  пока ещё не осознали, как надо относиться к природе. Думаю, что уже пора быть взрослее, ответственнее. К счастью, таких всего несколько человек из класса. В основном все понимают, что на природе тоже нужно соблюдать правила поведения.

Мы с одноклассниками каждую весну наводим порядок на нашем пришкольном участке: сажаем деревья, убираем мусор, разводим клумбы. Наш школьный двор очень красивый. И, конечно, мы стараемся не загрязнять природу, беречь её.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ОГЭ

Говорение

Тест. УСТНАЯ РЕЧЬИнструкция.

Говорение-это устный экзамен, который состоит из двух частей: 

Часть 1. Решение практических задач (их 4). 

Часть 2. Беседа-интервью.Время на подготовку к ответу- 15 минут. Ответ-20 минут.

Часть 1. Решение практических задач

Ситуация 1. Вы едете в автобусе и не знаете, когда вам выходить.

Узнайте у другого пассажира.

- Обратитесь к пассажиру. Сообщите, куда вы едете, и узнайте, когда вам выходить. 

- Узнайте, как называется ваша остановка.- Узнайте, сколько времени вам нужно ехать.- Узнайте, как можно оплатить проезд.- Поблагодарите. 

Ситуация 2. Вы покупаете авиабилеты на международную линию, рейс Москва-Берлин. К Вам обращается кассир. Примите участие в диалоге.

Ситуация 3. Вы договорились о встрече с коллегой. Но сейчас вас не устраивает прежнее время встречи. Вы звоните и просите поменять время встречи.

- Узнайте, тот ли это человек, который вам нужен.- Сообщите о своей просьбе.- Объясните, почему вас больше не устраивает прежнее время.- У знайте, возможен ли предлагаемый вами вариант.- Поблагодарите и попрощайтесь.

Ситуация 4. Вы идете по улице. К Вам обращается прохожий. Ответьте на его вопросы.

Часть 2. Беседа-интервью

Ситуация 5. Вы прочитали сообщение о том, что строительной фирме требуются рабочие и обратились туда, потому что ищете работу. Примите участие в собеседовании с сотрудником фирмы.

Варианты сценария ответа

Часть I. 

Ситуация 2. 

Слушаю вас. Что вы хотите?

… .А на какой рейс?… .На этот рейс все билеты уже проданы. Смотреть Люфтганзу? … .Но это дороже почти на 7 тысяч.… .Дата вылета из Берлина?… .Так, вы летите …. рейс №….. Вылет … Регистрация в аэропорту Шереметьево-2 за два часа до вылета.

Ситуация 4. 

– Извините, мне нужно в центр. Это далеко отсюда?

– … . А как лучше – пешком или на автобусе? – … .Знаете, я впервые в Вашем городе, у меня только один день сегодня, что Вы посоветуете мне посмотреть в центре? – … .

Часть 2. Беседа 

Ситуация 5. (Ответные реплики взяты в скобки, поскольку они гипотетичны, а беседа может пойти по другому сценарию)

Добрый день. Чем могу Вам помочь? 

(Здравствуйте. Я по объявлению. Хочу устроиться к вам на работу.)А почему Вы обратились именно к нам?- (У вас работают мои земляки и им здесь очень нравится.)Кто Вы по специальности?(Я хочу работать водителем.)- А есть стаж работы у вас большой?(Да, я почти пять лет работал водителем грузовика.)Мне очень жаль, но на место водителя мы только вчера взяли человека, но нам нужны разнорабочие. Это Вас устроит?(Делать нечего. Мне очень нужна работа. Думаю , что на первое время мне подойдет и это. )Думаю, мы можем Вас взять, но с испытательным сроком. Зарплата 4 000 рублей и работа через день. Но, надеюсь, Вы понимаете, что испытательный срок – это серьезно. Может случиться так, что после него мы не заключим с Вами контракт.(Да, конечно. За это время я пойму: подходит ли мне эта работа, а вы - подхожу ли я вам.)Хорошо. Если Вы согласны с нашими условиями, тогда оформляйте документы и приступайте к работе.(Спасибо, до свидания.)

Устный экзамен записывается на плёнку. 

Памятка по подготовке устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Раздел "Говорение".

Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Раздел «Говорение»

Эта памятка поможет учащимся 9 классов поэтапно подготовиться к сдаче устной части ОГЭ по русскому языку (задание №3 «Монологическое высказывание»: описание фотографии). Работая с памяткой, учащиеся научатся грамотно и правильно выстраивать монологи на заданные темы в соответствии с типом речи, отличающиеся композиционной стройностью и логической завершённостью, выделять не только основные, но и второстепенные детали фотографии, развивать лексический запас.

Словарик синонимов-терминов,

используемых в описании фотографии

Сфотографировать-сделать снимок, снять, запечатлеть.

Изобразить-показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать.

Увидеть-заметить, приметить, подметить, уловить, разглядеть, рассмотреть.

Фотография-снимок, изображение, фото, фотоснимок.

Фотограф-автор фотографии(снимка), фотохудожник, мастер.

Подготовка к описанию фотографии

1.Внимательно рассмотрите фотографию.

2.Какое событие(явление) изображено на фотографии?

3.Почему фотограф запечатлел именно этот момент?

4.Назовите наиболее выделяющиеся детали (героев) фотографии.

5. Подробно опишите изображённое на фотографии:

- главного(главных) героев;

- его внешний облик: примерный возраст, рост, лицо, волосы, телосложение, одежду(цвет, сезонность);

- занятие(ия);

- позу, жесты, мимику, динамику движения;

- контакт(взаимоотношения) между героями;

- настроение героев в момент съёмки, определить взаимосвязь настроения с занятием героя(ев) (эмоции).

6.Опишите предметы, находящиеся на переднем плане, на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.

7.Что фотограф использует для воплощения своего замысла(крупный план, цвет, яркие детали)?

8.Что больше всего привлекает в фотографии?

9.Какие эмоции(чувства, мысли, переживания) вызывает фотография лично у вас?

Примерные предложения для описания фотографии

Вступление:

- Передо мной фотография(фотоснимок), и я хочу её(его) описать…

- Этот снимок - жанровая зарисовка (сцена из жизни, интересная жизненная история) передающая сцену из повседневной(праздничной, будничной, школьной…) жизни…

-Я вижу яркую, многоплановую картину из повседневной(праздничной, школьной и т.д.) жизни…

- Мне интересен этот снимок(фото, фотография...), и я попробую подробно его описать…

- Изображение, сделанное автором, интересно, многопланово, и я попробую подробно его описать…

- Предложенная для описания фотография интересна тем, что…

Основная часть:

- Переходим к описанию…

- Цель фотографа-передать настроение , эмоции (школьников, семьи, путешественников, друзей…) в момент (активного отдыха, путешествия, праздника, школьного мероприятия и т.д.)

- Цель фотографа – не столько выполнить точное, детальное изображение (кого?чего?), сколько передать (впечатления, настроение, эмоции, характер человека, людей и т.д.)

- Нельзя не сказать о деталях фото, притягивающих внимание…

- На переднем плане фото(прямо перед нами) изображены…фотограф запечатлел(изобразил на снимке) и т.д.

- Задний план снимка занимает …

-Вдалеке открывается чудесный (интересный, неповторимый) вид…

- Слева от(справа от…)

- Описание героев фото(пол, примерный возраст, волосы, рост, руки, ноги, одежда( цвет, удобство), позы(движения, жесты), мимика(лицо, эмоции) и т.д.

- Фото с точностью передаёт внутреннее состояние человека, его настроение…

-Фото не только фиксирует внешние черты, но и передаёт характер героев в момент(игры, отдыха, совместного труда и т.д.)

- Автор правильно(грамотно ) подобрал место для съёмки, фото выглядит ярко, красочно…Цвет очень важен , он передаёт атмосферу снимка(позитивность , яркость, эмоциональность…)

-Передать атмосферу изображаемого события помогает…

- Фотограф чувствует всё напряжение и динамику героев в момент (игры, состязания, мероприятия и т.д.)

- Фотографу словно удалось остановить мгновение…

- Снимок удивительно динамичен (или: привлекает живописность , поэтичность изображения…спокойствие, неторопливость, связанные с …)

!!! Можно использовать фразы: я думаю, мне кажется, по всей вероятности и т.д.

Предполагать, но не фантазировать

Заключение:

-Завершая описание, хочется отметить…(мне хочется высказать своё мнение о…)

- Нельзя не отметить талант фотографа, умеющего передать (который смог добиться …чего?…)

- Автор снимка профессионально подошёл к съёмке, добился прекрасного результата (в чём?)

- Автор смог блестяще (профессионально, интересно и т.д.) реализовать свою идею – передать настроение( чувства, эмоции и т.д.) (кого?)

- Фото захватывает реалистичностью изображаемого(правдой жизни, неповторимостью мгновений и т.д.)

- Снимок лично у меня оставил доброе(хорошее, позитивное) впечатление…

- Снимок замечательный(интересный). Он ,безусловно, пополнит чью-то домашнюю коллекцию фото.

- Такие фотографии , без сомнения, были и будут лучшими в семейных фотоальбомах и т.д.

Используемая литература:

ФИПИ Образцы контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в Государственной итоговой аттестации по русскому языку. Москва,2017

Тренажёр ОГЭ. Русский язык. Подготовка к устной части. Раздел «Говорение». Г.Т.Егораева. Москва. Издательство «Экзамен»,2018

13 апреля 2018 года впервые проведена апробация итогового собеседования по русскому языку для выпускников 9 классов во всех регионах России.

 Собеседование будет проводиться два дня – 13 и 16 апреля. 

Обновление страницы от 09.11.2018 г.

Варианты итогового собеседования 2018 года по русскому языку 9 класс (апробация от 9 ноября 2018 года)

Вариант 1 Скачать
143 Скачать
144 Скачать

Варианты итогового собеседования 2018 года по русскому языку 9 класс

Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи.

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2 минуты.

Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2. Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.

В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись.

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.  

Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет». Результаты данной апробации не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году. 

Смотрите также:

Итоговое собеседование - оценивание Демоверсия итогового собеседования 2018 г.


Смотрите также