Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Чем беженец отличается от вынужденного переселенца


Отличие беженца от вынужденного переселенца

На данный момент, согласно сведениям официальных статистиков, в России проживает 20,000 беженцев и примерно 600,000 вынужденных переселенцев. Несмотря на то, что, казалось бы, положение представителей обеих категорий людей одинаково с точки зрения закона, существует отличие беженца от вынужденного переселенца, и не одно. Из данной статьи вы узнаете, кого называют беженцем, кто такой вынужденный переселенец, в чем заключаются отличия между обоими статусами в плане гражданства, процедуры получения статуса, сроков его действия, предоставляемой помощи. Также выясним, в чем заключается сходство между беженцами и переселенцами.

Кто такой беженец с точки зрения российских законов

Беженцем в России может стать иностранный гражданин или апатрид, у которого имеются опасения по поводу реальных угроз ему самому и членам его семьи в стране его принадлежности, вследствие чего он вынужден искать убежища на территории РФ и не хочет (не может) пользоваться защитой своего государства. Под угрозой может пониматься преследование по причине расовой, этнической, религиозной принадлежности.

Даже если имеется основание для того, чтобы получить статус беженца, сперва необходимо обратиться в миграционную службу (территориальное отделение ГУВМ МВД — бывшую ФМС) и подать ходатайство. В некоторых случаях прошение можно подать через дипломатическое представительство РФ на территории другой страны или в России, а также через пограничную службу — но в итоге ходатайство будет передано на рассмотрение Министерству внутренних дел.

Сотрудники ГУВМ МВД принимают ходатайство (если заявитель не знает русский язык, ему предоставляется переводчик), проводят индивидуальное собеседование, заполняют опросный лист и анкету, делают фотографии иностранца, проводят процедуру дактилоскопии (снятия отпечатков пальцев), проверяют документы и результаты медицинского осмотра. И только после проведения указанного перечня процедур принимается решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства (рассмотрению по существу). При этом иностранное лицо получает справку о приеме у него документов — с этого момента он может пользоваться привилегиями беженцев, включая проживание в центре временного размещения.

Кто признается вынужденным переселенцем на территории России

Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин России, которому пришлось выехать с места постоянного проживания (из российского региона или из-за рубежа — главное, чтобы переезд был осуществлен на территорию РФ) по причине преследований, насильственных действий на расовой, религиозной, языковой, этнической, национальной почве.

Для того, чтобы получить свидетельство о присвоении статуса вынужденного переселенца, гражданину также необходимо обратится в Министерство внутренних дел, подать необходимые документы и ходатайство. Если просьба будет удовлетворена, человек сможет воспользоваться правами и гарантиями, установленными в отношении вынужденных переселенцев в России.

Читайте также статью ⇒ «Временное убежище в РФ».

Отличие беженца от вынужденного переселенца — гражданство

Основным отличием беженца от вынужденного переселенца можно назвать их гражданскую принадлежность:

  • беженцем может быть признан либо иностранных гражданин, либо апатрид, но никак не россиянин или человек, у которого имеются основания для получения РВП, ВНЖ или гражданства РФ;
  • вынужденным переселенцем может быть признан исключительно гражданин Российской Федерации, который вынужден был переехать в какой-либо субъект РФ из другого региона России или из-за рубежа также по причине гонений, преследований, насилия со стороны населения.

Логично, что, поскольку вынужденные переселенцы являются российскими гражданами, они обладают всеми правами граждан РФ, а также некоторыми дополнительными привилегиями, обусловленными наличием статуса вынужденного переселенца. В то же время беженцы являются иностранцами, и они в правах ограничены.

Читайте также статью ⇒ «Как получить статус беженца в России».

Отличие беженца от вынужденного переселенца — процедура получения статуса

Также имеется разница в статусах беженца и вынужденного переселенца, связанная с процессом оформления свидетельства о присвоении соответствующего статуса:

Получение статуса беженца Получение статуса вынужденного переселенца
Личное обращение в ГУВМ МВД, Консульство или пограничную службу. Подача документов через представителя в случае, если сам беженец имеет слабое здоровье.

Придется предоставить документы, подать ходатайство, пройти личное собеседование, заполнить опросный лист и анкету, пройти медицинский осмотр, позволить провести дактилоскопию, сфотографироваться.

Тщательное изучение обстоятельств дела и причин беженства с отправкой запросов в компетентные органы и изучением вопроса в несколько этапов.

Личное обращение в ГУВМ МВД, отправка ходатайства и копий документов заказным письмом по почте, отправка электронного запроса через портал Госуслуг.

Достаточно собрать требуемые документы и составить ходатайство о присвоении статуса.

Формальное изучение обстоятельств переселения.

Отличие беженца от вынужденного переселенца — срок действия статуса

Еще одно различие между статусом беженца и вынужденного переселенца заключается во времени действия присвоенного статуса:

Срок действия статуса беженца Срок действия статуса переселенца
Статус присваивается бессрочно, обязательно являться на повторный учет каждые 1,5 года. Свидетельство о присвоении статуса действительно на протяжении 5 лет. Если имеются основания для продления статуса, он может продлеваться неограниченное количество раз.

Отличие беженца от вынужденного переселенца — набор документов

Чтобы ходатайство о присвоении соответствующего статуса было принято к рассмотрению, беженец и вынужденный переселенец должны представить различный по составу набор документов:

Документы для беженцев Документы для переселенцев
Достаточно предъявить удостоверение личности. Если при себе не будет никаких документов в силу различных причин, сведения записываются со слов беженца, а впоследствии сотрудник ГУВМ МВД направит запросы в компетентные органы для идентификации личности. Поскольку переселенец является гражданином России, он должен предоставить широкий перечень бумаг:
  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельство о рождении (для детей младше 14 лет);
  • свидетельство о смене акта гражданского состояния (о заключении, расторжении брака);
  • документы, свидетельствующие о родственных отношениях между членами семьи;
  • по 2 фотографии на каждого члена семьи.

Отличие беженца от вынужденного переселенца — материальная помощь

Важно! И вынужденные переселенцы, и беженцы имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 100 рублей на одного человека или 150 рублей, если семья малоимущая, или в ней имеется пенсионер или ребенок.

Беженцы, как иностранные граждане, и переселенцы, как россияне, вправе претендовать на пенсию, пособия, различные другие социальные выплаты (по потере кормильца, по инвалидности).

Читайте также статью ⇒ «Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев».

Экспертное мнение к вопросу о том, что общего между беженцами и вынужденными переселенцами

Эксперты в области миграционной политики России отмечают тот факт, что статус беженца во многом схож со статусом вынужденного переселенца — в России иностранцам предоставляется достаточно широкий перечень прав и гарантий. И те, и другие:

  • вынуждены были уехать с предыдущего места жительства не по собственному желанию;
  • должны подавать ходатайство о присвоении им соответствующего статуса и ожидать решения миграционной службы на протяжении 3 месяцев;
  • имеют практически одинаковые основания для присвоения им статуса;
  • получают право на жилое помещение, безвозмездное пользование ЖКУ, питание, проезд и провоз багажа.

Читайте также статью ⇒ «Помощь беженцам в России».

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Беженец, которому официально присвоен соответствующий статус, отказывается отдавать документы на хранение в отделение ГУВМ МВД.

Комментарий: По закону документы беженца должны храниться в отделении ГУВМ МВД. Удостоверением личности беженца на территории РФ будет служить выданное после присвоения статуса удостоверение беженца.

Ошибка: Беженец собирается встать в очередь на получение муниципального жилья в России.

Комментарий: Правом на постановку в очередь на выделение муниципального жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, обладают только вынужденные переселенцы.

Ответы на распространенные вопросы о том, в чем отличие беженца от вынужденного переселенца

Вопрос №1: Имеет ли право беженец, наравне с вынужденным переселенцем, устраиваться на работу на территории Российской Федерации?

Ответ: Да, причем оформлять для этого разрешение на работу не требуется.

Вопрос №2: Может ли беженец встать на учет в Центре занятости населения в России, будет ли выплачиваться пособие по безработице?

Ответ: Да, встать на учет в Центре занятости можно. И пособие будет выплачиваться, но из 800 рублей только 250 рублей будет выдано на руки, остальная сумма пойдет на оплату жилья в Центре временного размещения.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Беженцы и вынужденные переселенцы — статусы, присваиваемые согласно федеральному законодательству РФ и предусматривающие возможность получения убежища, места для временного проживания ввиду исключительных жизненных обстоятельств. Для указанных лиц разработаны отдельные порядки оформления статуса, социального обеспечения, реализации льготных программ. Для беженцев и вынужденных переселенцев отличие проявляется при установлении гражданства. Первые выступают иностранными гражданами или лицами, не имеющими такового, а вторые всегда граждане России.

Статус беженца

Чем отличается беженец от вынужденного переселенца? Ввиду различия по гражданству, указанные категории не соотносят друг с другом, что приводит к отдельной регламентации статусов «беженец-переселенец», «вынужденный переселенец». Такое явление, как беженство, регулируется Федеральным законом № 4528-1 «О беженцах».

Кто такие беженцы и переселенцы? Согласно статье 1 ФЗ № 4528-1, беженцами признаются лица, нуждающиеся в убежище по причине наличия угрозы их преследования по расовым, религиозным или национальным мотивам. Причем на родной территории такой человек не может или не хочет получить подобную поддержку, поэтому вынужден переселиться в Российскую Федерацию.

Как упоминалось выше, главное отличие беженцев от вынужденных переселенцев в отсутствии гражданства РФ. Это ключевое условие для оформления указанного статуса. Просить о предоставлении вида на жительство могут следующие лица:

  • иностранцы, которые только желают осуществить переселение на территорию России;
  • не имеющие гражданства, но желающие проживать в РФ;
  • иностранные граждане, у которых пребывание в России имеет законные основания.

Нелегальные мигранты, преступники, иные нарушители права на получение статуса переселенца иметь не будут.

ФЗ № 4528-1 также предусматривает права беженцев, поэтому гарантирует признание таких людей частью населения страны и предоставляет:

  • возможность использования услуг переводчика для ознакомления с законодательством о беженцах, правилами нахождения в стране;
  • помощь при переезде, перевозке багажа;
  • одноразовую выплату беженцу, каждому члену его семьи не меньше ста рублей;
  • направление к местам временного пребывания;
  • обеспечение продуктами питания, коммунальными услугами;
  • помощь при получении медицинских услуг, лекарственных средств;
  • направление на обучение в центрах временного размещения;
  • возможность отозвать заявление, прекратить статус беженца.

Со своей стороны указанная категория лиц должна соблюдать положения законов России, порядок проживания, а также проходить обязательные медицинские осмотры.

Статус вынужденного переселенца

Что касается вынужденного переселенца, то данный вариант социально-политического, конституционно-правового статуса предполагает наличие гражданства России. Соответственно, отличие указанных лиц в том, что они либо возвращаются на территорию РФ, чтобы найти убежище, скрыться от преследования, либо переезжают из одного региона страны в другой по тем же причинам.

В случае с указанной категорией лиц гарантии на право переселения, получения местожительства предлагаются не только фактическим переселенцам, но и членам их семей, а именно — супругам, детям, родителям, если они живут с мигрантом. Для них необязательно официальное оформление рассматриваемого правового статуса.

Когда человек переселяется из одной части страны в другую из-за экономических проблем, совершения преступления, то возможность получения такого статуса и сопутствующих привилегий упраздняется. Также необходимо соблюсти срок обращения — он ограничен годом с момента переезда.

Закон РФ № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» устанавливает не только условия для получения статуса, но и права, распространяемые на лицо, которое вынуждено переезжать:

  • единовременное начисление не менее ста рублей;
  • направление от территориальных органов к месту временного проживания;
  • поддержка при необходимости переезда и перевозки багажа к месту проживания;
  • обеспечение лиц питанием при проживании во временных центрах;
  • медицинская и медикаментозная помощь.

Место жительства переселенцев, как и беженцев, определяется миграционной службой по ходатайству, что можно рассматривать как сходство указанных статусов.

Обязанности переселенцев и беженцев не имеют существенной разницы. Переселенцы также должны соблюдать законы и порядок проживания, предоставлять достоверные сведения и характеристики о себе, а также проходить обязательные осмотры в медицинских учреждениях.

Процедура оформления

Для легализации рассматриваемого статуса и получения места жительства вынужденными переселенцами и беженцами необходимо направить ходатайство в уполномоченный орган власти. В данных вопросах им выступает Миграционная служба РФ, а точнее — ее территориальная структура. Различие здесь проявляться не будет.

Место жительства переселенца и вынужденного переселенца так же, как и необходимое удостоверение, оформляется на основании бумаг, передаваемых в территориальный орган ФМС:

  • документ, устанавливающий личность (паспорт, справка);
  • свидетельство о факте рождения, заключении брака, усыновления для установления родства;
  • две фотографии;
  • заявление.

Скачать образец заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.

Если для оформления статуса используются услуги представителя, то дополнительно придется подготовить доверенность.

Рассмотрение ходатайства проходит в несколько этапов, поскольку необходимо проверить сведения о заявителе и его семье. В случае с беженцами требования к процедуре предъявляются более серьезные, поскольку предстоит предоставить содержание и жилье для переселенцев. Соотечественники проходят процедуру быстрее, если не выявлено нарушений и недочетов при подаче бумаг.

Для беженцев также предусмотрено прохождение опросов и заполнение анкет — такие мероприятия необходимы перед принятием решения. В то время как по переселенцам, не позднее трех дней после подачи документов, в соответствии с законом, выносится вердикт. Если ответ положительный, то те и другие получают на руки документ — справка переселенца или удостоверение, подтверждающее их статус и права на территории страны.

Чем отличается беженец от вынужденного переселенца

Нормы закона, а также теоретические сведения, отраженные в литературе, предполагают существование принципиальных различий между рассматриваемыми статусами. Чаще всего представляются отличия беженцев от вынужденных переселенцев в таблицах — для наглядности сравнения указанных понятий.

Определяется несколько критериев, по которым можно разграничить беженцев и вынужденных переселенцев:

  1. Гражданство. Беженцы — всегда люди, которые являются гражданами иностранных государств или не имеют такового, а родиной переселенцев выступает Россия.
  2. Процедура оформления. Для иностранцев она априори сложнее и предполагает более громоздкий порядок действий. Кроме того, вынужденные переселенцы не нуждаются в оформлении гражданства, что упрощает их жизнь на территории России. Беженцам же необходимо такое оформление, чтобы в дальнейшем можно было изменить свой статус.
  3. Срок действия. Беженцы могут пользоваться своим положением бессрочно, однако им требуется регулярно, каждые полтора года, проходить переучет. Вынужденные переселенцы являются таковыми только пять лет, но возможность продления статуса допускается по ходатайству и при условии повторного прохождения необходимой процедуры.
  4. Документация. Несмотря на общий перечень бумаг, нередко иностранцам достаточно предъявить паспорт, в то время как российские переселенцы должны подготовить большое количество дополнительной информации.

После процедуры оформления вероятно различие в возможностях, открывающихся перед рассматриваемыми категориями лиц. В частности, это касается социального обеспечения и дальнейшего проживания на территории страны.

Помимо очевидных различий, определяются также и признаки схожести — в большей степени при предоставлении матпомощи. Обеим группам лиц начисляются единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам, размер которых идентичен, оформляется пенсионное обеспечение на равных условиях.

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос

Теги:

Загрузка...

Пользователь задает вопрос на сайте

Вопрос поступает дежурному юристу

Вопрос обрабатывается: определяется его тематика,

анализ вопроса, поиск ответа

Решение проблем пользователя - это ответ на

его вопрос

Юрист связывается с пользователем и предоставляет ему

консультацию

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 350-81-93

Отличие беженцев от вынужденных переселенцев и перемещенных лиц

Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее.

В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совершении:

- преступления против мира, военного преступления или преступления против человечности;

- тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище;

- деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.

Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязуются облегчать натурализацию беженцев. Беженцы обязаны подчиняться законодательству страны своего места нахождения. Государства не должны применять дискриминационных мер к беженцам по признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы (если только Конвенция не предоставляет более благо­приятного положения).

Беженцы, согласно Конвенции, имеют право на имущество, авторские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и работать по найму и другие права.

Особое внимание Конвенция уделяет социальному обеспечению и правительственной помощи беженцам. Государства не облагают беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан.

Внутренне перемещённые лица (лица, перемещённые внутри страны; ЛПВС,) — лица, вынужденные внезапно бежать из своих домов в больших количествах в результате вооруженного конфликта, внутренней розни, систематических нарушений прав человека либо стихийных бедствий и находящиеся на территории собственной страны[1].

Фактически, внутренне перемещённые лица, это лица, подпадающие под определение беженцев, но которые, покинув место своего постоянного проживания, остаются в стране своей гражданской принадлежности и могут пользоваться её защитой.

ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ (англ. forced settler) - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

По указанным обстоятельствам В.п. признается гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории: иностранного государства и прибывший на территорию РФ; на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию др. субъекта РФ. В.п. также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по указанным выше обстоятельствам. Согласно Закону РФ «О вынужденных переселенцах»** В.п. признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в РФ и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории РФ.

Приобретение и утрата гражданства, двойное гражданство

Право каждого человека на гражданство было закреплено в 1948 г во Всеобщей декларации прав человека ООН и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ООН 1966 г).

Приобретение гражданства

Основные способы приобретения гражданства:

1. по рождению,

2. натурализация (прием в гражданство)

1. Приобретение гражданства по рождению возможно по принципам «права крови» или «права почвы».

Право крови: ребенок, родители которого на момент рождения состоят в гражданстве одного государства, является гражданином этого государства независимо от места рождения. Этого принципа придерживается большинство государств, в том числе Россия.

Право почвы: ребенок, родившийся на территории государства, является его гражданином независимо от гражданства его родителей. Принципу права почвы следуют в основном латиноамериканские государства, раньше США.

Если родители из разных государств: гражданство ребенка определяется родителями по обоюдному согласию.

Смешанный принцип, который сочетает оба вышеназван­ных. Ребенок получает гражданство государства его родителей независи­мо от места рождения; ребенок иностранных родителей, который родил­ся на территории страны, применяющей принцип «права почвы», авто­матически становится гражданином государства места рождения. Смешанного принципа придерживаются многие страны мира, в том чис­ле Великобритания, Индия, США, Франция.

2. Натурализация.

- Приобретение гражданства в порядке натурализации происходит пу­тем подачи ходатайства лица, достигшего совершеннолетия и обладаю­щего дееспособностью.

В результате приема в гражданство оно приобретается по основаниям и в порядке, предусмотренным национальным законодательством государств. Решение о приеме в гражданство принимают, как правило, высшее должностное лицо государства (например, президент) либо исполнительные органы власти (правительство, министерство внутренних дел и т.п.).

Чтобы получить гражданство, необходимо выполнить определенные условия:

- ценз оседлости (постоянное проживание на территории государства в течение определенного времени, 5-10 лет)

- доп. требования (знание языка, постоянный источник дохода, принесение присяги в верности гос-ву, признание конституции, так же возможно при вступлении в брак с иностранцем и при усы­новлении ребенка, когда он имеет гражданство другого государства или является лицом без гражданства.)

Законодательством некоторых стран устанавливаются ограничения для приема в гражданство. Например, отклоняются ходатайства о приеме в гражданство лиц, которые:

- выступают за насильственное изменение конституционного строя;

- состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами;

- осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Другие способы приобретения гражданства:

3. Признание (так, гражданами России были признаны граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве);

4. Регистрация (например, при усыновлении, установлении опеки признании отцовства);

5. Реитеграции - восстановления в гражданстве лиц, ранее состоявших в гражданстве; может иметь место в случае отмены решения о незаконном лишении гражданства;

6. Международный договор - при территориальных изменениях, в результате оптации (лица, проживающие на территории, меняющей государственную принадлежность, имеют право на выбор (оптация) гражданства в порядке и сроках, установленных международным договором).

7. Пожалование - например предоставление гражданства за особые заслуги перед государством. Эта практика началась в конце ХУШ в., когда Франция предоставила гражданство выдающимся иностранцам, отличившимся в защите завоеваний Великой французской революции.

При трансферте (переходе территории от одного государства к дру­гому) население не спрашивают, хочет ли оно выбрать гражданство. На­селение просто передают другому государству вместе с территорией.

Приобретение гражданства и выход из гражданства производится на основе свободного волеизъявления граждан. Лицо, подавшее ходатайство о приобретении гражданства, сохраняет прежнее гражданство до принятия положительного решения по его ходатайству.

Решение о приеме в гражданство принимают компетентные органы государства, в том числе ведомство иностранных дел (Великобритания), президент страны (Российская Федерация).

Нередко государства предусматривают упрощенный порядок приема в гражданство для определенной категории граждан.

Утрата гражданства

Утрата гражданства происходит при выходе из него вследствие во­леизъявления лица либо по причине лишения гражданства. Следует отметить, что в рамках ООН в 1961 г. была принята Конвен­ция о сокращении безгражданства, вступившая в силу 13 декабря 1975 г., в которой Российская Федерация не участвует.

1) Экспатриация – оставление отечества добровольно или по принуждению. Временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряженное с лишением гражданства.

2) Денатурализация - отмена решения о натурализации, т.е. о приеме иностранца или лица без гражданства в гражданство данного государства. Причиной денатурализации могут послужить сообщение заведомо ложных сведений при натурализации, грубое нарушение прав гражданина и другие причины.

3) Добровольный выход из гражданства (Cвободная или разрешительная - заключается в прекращении гражданства на основе принятого решения компетентного государственного органа по заявлению заинтересованного лица, причем в некоторых государствах требуется подтверждение того, что лицо приобретает новое гражданство.)

Чаще всего г-во обуславливает выход из своего гражданства, приобретением гражданства другой страны.

В ряде случаев государство может запретить утрату/смену гражданства, если:

- гражданин не выполнил обязательств перед г-вом (военная служба)

- на него завели уголовное дело,

- приговор суда

- не имеет другого гражданства и гарантии его приобретения

Сейчас по всему миру принимаются все возможные меры, чтобы безгражданство было искоренено.

Двойное гражданство

- двойное гражданство подразумевает наличие у лица гражданства двух или более государств. Этот термин включается и множественное гражданство – тройное и т.д. Как правило, государство, гражданин которого по каким-либо причинам имеет гражданство другой страны, должно рассматривать его исключительно как гражданина своей страны, независимо от того, как данное государство относится к институту двойного гражданства в целом.

Два гражданства можно получить:

по праву рождения, если твои родители – граждане разных государств;

по праву почвы (по факту места рождения), которое действует в довольно-таки небольшом количестве стран – США, Уругвай, Перу, Пакистан, Колумбия, Мексика, Ямайка, Канада, Бразилия, Аргентина и некоторые другие страны.

Кроме того, можно приобрести дополнительно гражданство в ходе натурализации, на основании заявления. Многие государства (например, Германия) требуют от гражданина другого государства, который желает получить германское гражданство таким способом – натурализацией – отказаться от прежнего гражданства. «Лица, приобретающие германское гражданство, должны, как правило, отказаться от иностранного гражданства. Как и прежде, делаются исключения, если отказ от гражданства невозможен или связан с особыми трудностями». В США также действует подобная процедура, но при этом реальность отказа нет необходимости удостоверять: например, нет требования сдать свой старый паспорт. А вот, например, в Турции, Италии, Израиле не нужно отказываться от своего первого гражданства. В Российской Федерации законодательно разрешено наличие двойного гражданства.

Среди основных проблем, которые могут возникнуть у бипатрида – так именуется лицо с двумя и более гражданствами, можно упомянуть следующие: оказание этим лицам дипломатической защиты и прохождение ими военной службы. В обоих случаях нет какого-то определённого и закреплённого порядка решения вопроса: как правило, всё решается, исходя из конкретной ситуации и конкретного человека. Одним из таких способов является заключение международного соглашения, чтобы, например, не считать отдельно взятое лицо мужского пола, прошедшего службу в одной стране, уклонистом, из-за того, что он не прошёл её в другой стране, гражданином которой он также является.



Разница между беженцами и вынужденными переселенцами

Для категории лиц, вынужденных покидать своё жильё в результате независящих от них обстоятельств законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд специализированных социальных программ. Таких категорий две: беженцы и вынужденные переселенцы, и для каждой из них свои программы. Прежде чем воспользоваться имичеловек должен быть причислен к одной из категорий. Однако, чтобы знать на что рассчитывать, народ стремиться разобраться в чем же отличие между беженцами и переселенцами. Об этом и пойдёт речь в этой статье.

Определение беженца и вынужденного переселенца

Чтобы увидеть разницу между беженцем и вынужденным переселенцем в первую очередь стоит ответить на вопрос: «Кто же это такие?»

Итак, давайте разберёмся.

Согласно российскому законодательству, и беженцы, и вынужденные переселенцы – это люди, вынужденные поменять место жительствапо независящим от них обстоятельствам. К таким обстоятельствам могут относится следующие:

  • Расовые и религиозные гонения;
  • Национальные и гражданские преследования;
  • Насилие на этнической и иной почве.

Несмотря на схожесть определения, существенное различие в определении и той и другой категории все же есть. О нем далее

Важно! Причислить к беженцам могут только граждан иных государств или лиц без гражданства, тогда как получить статус вынужденного переселенца могут только граждане России.

Читайте также статью ⇒ Выплаты переселенцам в 2019 году при участии в госпрограмме по переселению соотечественников.

Законодательное регулирование получениястатуса беженца и вынужденного переселенца

Как было сказано выше, получить статус беженца в России может только иностранец или человек, не имеющий привязки к какой-либо стране. Это регулирует Федеральное законодательство России, а именно ФЗ от 19.02.1993 года N4528-I «О беженцах».

В свое время подтвердить статус вынужденного переселенца могут только граждане России и их семьи. Так гласит Федеральный закон от 19.02.1993 года N 4530-I«О вынужденных переселенцах».

Документы и порядок получения статуса беженца и вынужденного переселенца

Для того, чтобы иметь статус беженца или вынужденного переселенца необходимо собрать ряд бумаг и пройти определенную процедуру присвоения данного статуса.

Список документов, необходимых для обращения в уполномоченный орган ГУВМ МВД для подтверждения того или иного статуса представлен в таблице.

Пакет документов для претендента на статус беженца Пакет документов для претендента на статус вынужденного переселенца
1.      Документ, удостоверяющий личность, переведённый на русский язык;

2.      Ходатайство о присвоении статуса беженца;

3.      Иные документы, предоставляемые по инициативе заявителя

1.      Документы, удостоверяющие личности всех членов семьи старше 14-ти лет;

2.      Ходатайство о присвоении статуса вынужденного переселенца;

3.      Свидетельство о браке;

4.      Свидетельство о рождении всех малолетних челнов семьи;

5.      По 2 фото на каждого из членов семьи;

6.      Иные документы, подтверждающие родственные отношения.

Важно! Значительные отличия имеются и в процедуре присвоения лицам статусов беженца или вынужденного переселенца.

Разберём в первую очередь процедуру признания таковым беженца. Для того чтобы получить данный статус беженец должен обратиться лично или через представителя, если у самого проблемы со здоровьем, не позволяющие обратиться лично.

Обращение по мимо ходатайства подразумевает выполнение нескольких дополнительных шагов:

  1. Медицинское освидетельствование;
  2. Дактилоскопическая экспертиза;
  3. Анкетирование;
  4. Индивидуальное собеседование;
  5. Ряд иных процедур.

В свою очередь процедурапризнания вынужденного переселенца таковым осуществляется только путём рассмотрения ходатайства, дополнительных процедур законодательством не предусмотрено. При этом обращение можно предоставить лично, через представителя, по почте или через портал Государственных услуг.

Сроки действия статуса беженца и вынужденного переселенца

По срокам действия обоих правовых положений так же существует разница. Для беженцев статус предоставляется бессрочно, при этом лицу необходимо каждые 1,5 года пересчитываться в уполномоченных органах. Вынужденный переселенец имеет такой статус на протяжении 5 лет с возможностью продления его по заявлению.

Право на выплаты для обеих категорий

Единовременное пособие до присвоения соответствующего статуса положено и беженцам, и вынужденным переселенцам, но регламентируютих выплату разные нормативные акты. Размер этих выплат одинаков для обоих категорий граждан – 100 рублей, а для малоимущих – 150 рублей.

Так же беженцы, как и переселенцы, имеют право на получение пенсий и иных выплат социального назначения.

Читайте также статью ⇒ «Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев».

Трудоустройство обеих категорий граждан

Поскольку вынужденные переселенцы имеют Российское гражданство, то содействие по трудоустройству ничем не отличается от содействию согражданам.

Для беженцевсоответствующий федеральный закон предусматриваеттакое же право на содействие в трудоустройстве, как и для граждан России.

Важно! Таким образом и те, и другие лица могут встать на учёт в российских центрах занятости и получить там работу на тех же основаниях, что и россияне. При этом у них нет необходимости получать патент или разрешение на работу.

Итоги: отличия между беженцем и вынужденным переселенцем

Подводя итоги в определении разницы между статусом беженца и статусом вынужденного переселенца, следует выделить следующие отличия:

  1. Статус беженца предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, а статус вынужденного переселенца присваивается только гражданам Российской Федерации.
  2. Для беженцев предусмотрена более сложная процедура признания, нежели для вынужденного переселенца. Однако, для вынужденного переселенца необходим больший пакет документов, нежели для беженца.
  3. Сроки действия статусов так же различны: статус беженца предоставляется бессрочно с переучетом раз в полтора года, статус переселенца действует пять лет.


Смотрите также