Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Безопасные границы россии


Государственная территория России. Типы российских границ

В географии существуют множество разнообразных границ. Наряду с природными, есть сложившиеся исторически – это государственные границы. Они необходимы любому государству и обеспечивают его территориальную целостность, суверенитет и безопасность.

Государственная граница - это линия, определяющая пределы ее государственной территории

Линия границы и проходящая через нее вертикальная поверхность, которая простирается в атмосферу ( до 100 км.) и литосферу, ограничивают пределы территории страны.

После распада СССР 13 тыс. км границ России превратились из внутренних в государственные. Новые границы не были оформлены в соответствии с международным правом. На них нужно было провести съемки местности, согласовать линию границы, оформить соответствующие документы, чтобы передать в ООН. Процесс согласования государственных границ страны не завершен. Не оформлены границы с Эстонией, Белоруссией, Азербайджаном. Не решены вопросы проведения морских границ с Украиной и в Каспийском море. Не зафиксированы, в соответствии с международным правом, границы между Россией и Японией.

Границы страны требуют обустройства: застав, пропускных пунктов, таможен, технических средств охраны. Затраты на обустройство 1 км границы составляют в среднем около 1 млн рублей.

Государственная территория

Государственная территория (государственная территория, как признак государства) – одна из частей земного шара, находящаяся под юрисдикцией какого-либо государства

Российская государственная территория включает : сушу ( материковую часть государства, острова , анклавы), воды ( внутренние воды суши и внутренние воды морей (воды портов, заливов, бухт) и территориальные), лежащие над сушей и водами воздушное пространство; расположенные под сушей и водами недра.

Государственной территорией также считаются посольства, морские, воздушные и космические корабли за рубежом, носящие флаг или отличительный знак государства, а также принадлежащие ему кабели, трубопроводы.

Территориальные воды – полоса вдоль всех морских берегов, прилегающая к побережью или внутренним водам государства шириной в 12 морских миль (примерно 22,2 км, т.к 1 морская миля = 1852 м)

Любые действия иностранных государств в пределах территориальных вод нашей страны, например, заход иностранных военных и торговых судов, возможен только по согласованию с Россией.

В океане России также принадлежат не входящие в ее государственную территорию пространства, на которые она имеет суверенные права, закрепленные международными соглашениями. К ним относятся:

- 200-мильная зона ( 370, 4 км) - исключительная экономическая зона за пределами территориальных вод , закрепляющая за государством право на разведку и разработку минеральных и биологических ресурсов ( рыба, морепродукты) . Общая площадь экономической зоны России - 4,1 млн.км. в пределах экономической зоны разрешено плавание иностранных судов , но научные исследования и разработка природных ресурсов возможна , только по согласованию с правительством России.

- континентальный шельф, в пределах которого государство имеет суверенные права на разведку и разработку его естественных ресурсов.

Типы границ. Природные границы

Протяженность государственных границ России составляет около 60 тыс.км. Каждый участок государственной границы такой огромной страны как Россия имеет свои особенности.

К природным границам относятся сухопутные и морские.

Сухопутные границы

Сухопутные границы могут проходить по равнинным участкам, горам, рекам и озерам. Природно-географическое положение России определяет большую протяженность ее границ на суше (около 21 тыс. км). Наиболее протяженные сухопутные границы:

- равнинная - с Казахстаном (7,2 тыс. км.)

- горная - с Монголией (3 тыс. км)

- речная - с Китаем (3,4 тыс. км)

- озерная - с Эстонией (147,8 км.)

Природные объекты, являющиеся природными границами, изменяются с течением времени. Наиболее динамичны в этом отношении реки. Это может стать причиной пограничного конфликта. Так, в 1969 г. причиной пограничного конфликта стал остров Даманский на реке Уссури. Граница между Россией и Китаем, проходящая по рекам Амур и Уссури, была установлена в 1860 г. и определялась по берегам рек. Ни водное пространство, ни острова не были официально разграничены. Однако, к середине века остров значительно увеличился и стал располагаться с китайской стороны от фарватера реки. Конфликт был урегулирован только в 1991 г., когда по соглашению между СССР и КНР этот участок границы был проведен по фарватеру реке Уссури и остров Даманский отошел Китаю.

Западная граница практически на всем своем протяжении не имеет отчетливо выраженных природных рубежей. Начинается она на побережье Баренцева моря от Варангер-фьорда и проходит вначале по всхолмленной тундре, затем по долине реки Паз. На этом участке Россия граничит с Норвегией. Далее соседом России является Финляндия. Граница идет по возвышенности Манселькя, по сильно заболоченной и заозеренной местности, по склону невысокой гряды Сальпоуселькя и в 160 км юго-западнее Выборга подходит к Финскому заливу Балтийского моря. На крайнем западе, на берегу Балтийского моря и его Гданьского залива, находится Калининградская область России, которая граничит с Польшей и Литвой. Большая часть границы области с Литвой проходит по Неману (Нямунас) и его притоку реке Шешупе. От Финского залива граница идет по реке Нарве, Чудскому и Псковскому озерам, и далее, преимущественно, по низким равнинам, пересекая более или менее значительные возвышенности (Витебскую, Смоленско-Московскую, южные отроги Среднерусской, Донецкий кряж) и реки (верховье Западной Двины, Днепра, Десны и Сейма, Северский Донец и Оскол), иногда по второстепенным речным долинам и небольшим озерам, через лесистые всхолмленные пространства, овражно-балочные лесостепные и степные, преимущественно распаханные, просторы до Таганрогского залива Азовского моря. Здесь соседями России на протяжении свыше 1000 км являются бывшие братские республики Советского Союза: Эстония, Латвия, Белоруссия и Украина.

Южная граница, подобно западной, преимущественно, сухопутная. Она начинается от Керченского пролива, соединяющего Азовское море с Черным, и проходит по территориальным водам Черного моря до устья реки Псоу. Здесь начинается сухопутная граница с Грузией и Азербайджаном. Она проходит по долине Псоу, а далее, преимущественно, по Главному, или Водораздельному, хребту Большого Кавказа, переходя на Боковой хребет на участке между Рокским и Кодорским перевалами, затем вновь идет по Водораздельному хребту до горы Базардюзю, откуда поворачивает к северу до реки Самур, по долине которой доходит до Каспийского моря. Таким образом, в районе Большого Кавказа граница России четко фиксируется естественными, природными рубежами. Это обусловлено тем, что природа ограничивала возможности расселения народов Кавказа его крутыми высокими горными склонами. Протяженность границы по Кавказу составляет более 1000 км.

Далее граница России проходит по акватории Каспийского моря, от побережья которого близ восточной окраины дельты Волги начинается сухопутная граница России с Казахстаном. Она проходит по пустыням и сухим степям Прикаспийской низменности, в районе сочленения Мугоджар с Уралом, по южной степной части Западной Сибири и по горам Алтая. Граница с Казахстаном у России самая протяженная (свыше 7500 км), но почти не фиксированная естественными рубежами. По территории Кулундинской равнины, например, на расстоянии около 450 км граница идет с северо-запада на юго-восток, практически, по прямой, параллельно направлению течения Иртыша. Правда, около 1500 км границы проходит по рекам Малый Узень (Прикаспий), Урал и его левому притоку Илеку, по Тоболу и по его левому притоку - реке Уй (наиболее протяженная речная граница с Казахстаном), а также по ряду более мелких притоков Тобола.

Восточная часть границы - по Алтаю - орографически отчетливо выражена. Она проходит по хребтам, отделяющим бассейн Катуни от бассейна Бухтармы - правого притока Иртыша (Коксуйский, Холзунский, Листвяга, на небольших отрезках - Катунский и Южный Алтай).

Почти вся граница России от Алтая до Тихого океана проходит по горному поясу. В районе сочленения хребтов Южный Алтай, Монгольский Алтай и Сайлюгем находится горный узел Табын-Богдо-Ула (4082 м). Здесь сходятся границы трех государств: Китая, Монголии и России. Протяженность границы России с Китаем и Монголией лишь на 100 км длиннее российско-казахстанской границы. Граница проходит по хребту Сайлюгем, северной окраине Убсунурской котловины, горным хребтам Тувы, Восточного Саяна (Большой Саян) и Забайкалья (Джидинскому, Эрмана и др.). Далее она идет по рекам Аргунь, Амур, Уссури и ее левому притоку - реке Сунгача. Более 80% российско-китайской границы проходит по рекам. Государственная граница пересекает северную часть акватории озера Ханка, проходит по хребтам Пограничный и Черные горы. На крайнем юге Россия граничит с Северной Кореей по реке Туманная (Тумыньцзян). Протяженность этой границы всего 17 км. По долине реки российско-корейская граница выходит к побережью Японского моря южнее залива Посьет.

Морские границы

Морские границы России — самые протяженные в мире (38,8 тыс. км). Из них 19,7 тыс. км — в Северном Ледовитом океане. Самая протяженная морская граница - граница полярных владений России (российский полярный сектор Арктики) — проходит по водам морей Северного Ледовитого океана. Здесь Россия граничит с владениями Норвегии и Дании (Гренландия), Канады и США.

Восточная граница России - морская. Она проходит по водным просторам Тихого океана и его морей — Японского, Охотского и Берингова. Здесь Россия граничит с Японией и США. Граница проходит по, более или менее, широким морским проливам: с Японией - по проливам Лаперуза, Кунаширскому, Измены и Советскому, отделяющим российские острова Сахалин, Кунашир и Танфильева (Малая Курильская гряда) от японского острова Хоккайдо; с Соединенными Штатами Америки в Беринговом проливе, где находится группа островов Диомида. Именно здесь по узкому (5 км) проливу между российским островом Ратманова и американским островом Крузенштерна проходит государственная граница России и США.

Северная граница, как и восточная, морская. Она идет по морям Северного Ледовитого океана: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно- Сибирское, Чукотское. От крайней восточной точки на острове Ратманова и от крайней северной точки полуострова Рыбачий (на Кольском полуострове) к Северному полюсу примерно по меридианам этих точек идут границы «полярных владений» России.

Экономические границы

В зависимости от видов межгосударственного сотрудничества выделяют несколько видов экономических границ:

- Контактныеграницы связывают Россию с ее соседями транспортными путями. Они подразделяются на несколько типов:

- Соединяющие границы играют наиболее важную роль во внешней торговле России (к этому виду относятся западные границы страны).

- Интеграционные границы связывают страны, которые вовлечены в процесс экономической интеграции. Примером может служить граница с Белоруссией, через которую свободно переезжают люди, перевозятся товары и грузы.

- Прозрачные границы — это неохраняемые границы, не имеющие оборонительных сооружений, слабо обеспеченные таможенными учреждениями. К этому виду относятся границы с Казахстаном, Украиной.

- Барьерныеграницы затрудняют экономические связи. Причинами могут служить установленные государством ограничения (таможенный режим) или природные препятствия.

Исторические границы

Исторические границы. К историческим границам относятся Старые границы, которые совпадают с бывшей государственной границей СССР или Российской империи. С правовой точки зрения они легитимные, т. е. закреплены международными соглашениями. Старые границы представляют собой целый комплекс оборонительных сооружений и имеют специальный режим приграничных отношений (таможенный, паспортный, визовый контроль). После распада СССР Россия лишилась 40 % оборудованных границ.

Новыми (молодыми)являются границы России с вновь образовавшимися независимыми государствами — бывшими союзными республиками СССР.

1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе

2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром Атлас. источник

3. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ НАЧИНАЕТСЯ С БЕЗОПАСНОСТИ ГРАНИЦ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 4(05)/200

НА РУБЕЖАХ ГОСУДАРСТВА

И.Е. ЕПИФАНОВ,

заслуженный деятель науки РФ,

доктор военных наук, профессор,

действительный член АВН

БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ НАЧИНАЕТСЯ С БЕЗОПАСНОСТИ ГРАНИЦ

Как известно из сообщений средств массовой информации, 30 сентября 2003 года состоялось заседание Совета безопасности страны, на котором были рассмотрены проблемы, накопившиеся в пограничной сфере. Примечательно, что, во-первых, это уже второе заседание за последние четыре года и, во-вторых, на заседание были привлечены все ведомства, имеющие отношение к границе в той или иной степени. Сам этот факт уже свидетельствует об остроте накопившихся проблем и необходимости их решения в интересах достижения должной безопасности в пограничной сфере.

Справедливости ради следует сказать, что Россия, начиная с образования СНГ, является наиболее активным проводником новых идей и предложений в охране границ Содружества, в реализации пограничной безопасности. Пограничное ведомство России проводит большую работу с аналогичными структурами государств СНГ. Без преувеличения можно сказать, что в пограничной сфере получены наиболее значительные достижения в сфере взаимодействия государственных структур стран СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ. Но еще более важным представляется успешное решение проблемы безопасности границ в рамках Единого экономического пространства, создаваемого Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной.

В современных условиях обстановка на внешних границах государств-участников Единого экономического пространства носит напряженный характер, а в ряде регионов (Среднеазиатском и Кавказском) по-прежнему остается значительной вероятность провоцирования пограничных, в том числе вооруженных, конфликтов.

Существенное влияние на развитие обстановки оказывают пограничные угрозы, в том числе: наличие международного терроризма; проявление религиозного экстремизма; усиление неконтролируемой миграции через границы государств-участников Единого экономического пространства; рост хищений природных ресурсов; активизация трансграничной организованной преступности, включая контрабанду через границы наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления террористических актов, иных противоправных действий; активизация разведывательно-подрывной и иной враждебной деятельности с территории сопредельного государства иностранных спецслужб и используемых ими организаций.

На наш взгляд, имеются проблемы общего значения, оказывающие отрицательное влияние на обстановку на внешних границах государств-участников Единого экономического пространства.

Первостепенную важность для государств-участников приобретает проблема борьбы с нелегальным проникновением наемников и боевиков на территорию стран для проведения террористических акций. Действия боевиков на территории России и других государств-участников Единого экономического пространства ведут к росту социально-политической напряженности в приграничных районах и дестабилизации обстановки в странах.

Общей для государств-участников Единого экономического пространства была и остается проблема борьбы с незаконной миграцией, зачастую трансграничной, когда граждане третьих стран проникают на территорию одного из государств-участников с целью дальнейшего перемещения в страны Европы, Израиль и другие государства на постоянное место жительства. Ее основными негативными аспектами становятся усиление преступности, распространение опасных заболеваний, расширение подпольного рынка труда, приводящие к подрыву экономики стран и дестабилизации отношений среди населения приграничной территории.

Значимой проблемой общего характера, требующей объединения усилий государств-участников Единого экономического пространства, является проблема противодействия контрабанде (незаконному обороту) наркотиков.

Как известно, основные потоки контрабанды наркотиков направляются из Центрально-Азиатского региона, преимущественно из Афганистана, и создают опасность для населения не только Казахстана, но и России, Беларуси и Украины.

На развитие обстановки на границах государств-участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество, оказывают влияние не только общие проблемы, но и проблемы регионального характера, которые целесообразно учитывать в пограничной политике стран Единого экономического пространства. Наибольшую значимость имеют следующие проблемы (применительно к конкретному участку внешней границы).

Граница России с Норвегией. Правительство Норвегии обеспокоено усилившейся незаконной миграцией и контрабандой наркотиков через границу с Россией. В соответствии с ранее принятой программой с норвежской стороны усиливается охрана границы с Россией, ужесточается пограничный контроль, сокращается доступ в норвежские порты рыбной продукции российских рыболовецких судов.

Граница России с Финляндией. Выборгское направление российско-финляндской границы активно используется международными криминальными организациями в качестве канала различной контрабанды, включая наркотики. Правительство Финляндии уделяет большое внимание совершенствованию системы охраны границы с Россией. Ежегодно выделяются значительные финансовые средства на совершенствование технического обеспечения охраны границы. Наибольшее количество средств направлено на обустройство пограничных отрядов юго-востока страны и на побережье Финского залива. В некоторых пунктах пропуска устанавливается новая система контролирующих средств (видеокамер и др.).

Границы России и Беларуси со странами Балтии (Эстонией, Латвией и Литвой). Пограничная политика стран Балтии носит явно выраженный прозападный характер и направлена не только на борьбу с незаконной миграцией, контрабандной деятельностью, коррупцией среди своих сотрудников, но и на ужесточение мер пограничного режима по отношению к российским гражданам, отказ от пунктов упрощенного пропуска на границах с государствами-участниками Единого экономического пространства, введение разовых виз, ограничение выбора самих пунктов пропуска и др. Так, департамент пограничной охраны Эстонии ужесточил порядок упрошенного въезда в Россию и выезда из нее жителей эстонского приграничья. Руководством департамента планируется ликвидировать пункты упрощенного пропуска, как основного канала (по мнению эстонских законодателей) проникновения в приграничье преступных элементов.

Оснащается современными техническим средствами охраны латвийский участок границы. Создается бригада речных сторожевых кораблей. Вместе с тем тяжелая экономическая обстановка в стране вынуждает руководство Латвии замедлить или частично отказаться от выполнения ранее намеченных планов усиления своей восточной границы.

Литовское руководство уделяет значительное внимание совершенствованию охраны восточной границы и повышению уровня технического оснащения пограничных подразделений: служебные мобильные телефоны, другие новшества.

Страны Балтии получают практическую помощь от стран-участниц Шенгенского соглашения, направленную на становление и развитие их собственных пограничных структур. Приоритетными направлениями считаются: совершенствование технического оснащения пограничных структур прибалтийских стран, обучение личного состава их пограничных служб, обмен опытом охраны границы, проведение консультаций и другие мероприятия.

Следовательно, усиление охраны границ стран Балтии с государствами-участниками Единого экономического пространства напрямую связано с пограничной политикой стран Шенгенского соглашения.

Границы России и Беларуси с Польшей. Основным фактором, определяющим пограничную политику польского руководства, является интеграция страны в западноевропейские военно-политические и экономические структуры. В то же время функционеры из Евросоюза отмечают недостаточную готовность Польши к взаимному сотрудничеству. Особые нарекания со стороны Евросоюза вызывает политика Польши на ее восточной границе и недостаточное ее обустройство. Ряд стран Европы (в первую очередь Испания и Франция) негативно относятся к вступлению Польши в Евросоюз, считая, что она не в состоянии в ближайшее время ввести режим пересечения границы в соответствии с Шенгенским соглашением из-за «прозрачности» ее восточной границы для преступных элементов, мигрантов в Европу и, наоборот, ее «закрытости» для простых туристов.

В связи с этим польские власти в сотрудничестве со странами Евросоюза принимают меры к повышению уровня охраны своей границы с государствами-участниками СНГ, которая фактически становится внешней границей Евросоюза на Востоке.

Восточная граница Польши интенсивно укрепляется и приводится к стандартам западноевропейских границ: строятся новые границы; совершенствуются элементы инфраструктуры пунктов пропуска; оборудуются КСП; устанавливаются сигнализационные датчики; строятся автомобильные дороги; на вооружение принимается малая авиация и вертолеты, оснащенные аппаратурой для ведения разведки и охраны границы в ночное время; внедряются современные технические средства охраны границы и связи; увеличивается численность подразделений пограничной стражи, совершенствуется их оргструктура; вводятся органы собственной безопасности и оперативной охраны для негласного наблюдения и слухового контроля.

Таким образом, основными тенденциями развития обстановки на внешних северо-западных и западных границах государств-участников Единого экономического пространства являются:

усиление влияния западных военно-политических и экономических структур на формирование пограничной политики сопредельных государств;

расширение масштабов разведывательной и иной подрывной деятельности западных спецслужб против Беларуси и России;

укрепление и совершенствование охраны границ государств Балтии и Польши с государствами-участниками Единого экономического пространства в соответствии со стандартами западноевропейских государств и др.

На внешних границах Украины наиболее актуальной остается проблема борьбы с незаконной миграцией, которая, по мнению руководства этого государства, становится реальной угрозой национальной безопасности. Вследствие этого в приграничных районах страны растет преступность, расширяется торговля наркотиками, контрабанда валютой, нефтепродуктами, другими материальными средствами и различными товарами. Все это ведет к подрыву экономики Украины.

Обстановка на южном участке границ Азербайджана оказывает влияние на российско-азербайджанскую границу. Азербайджанско-иранский участок границы сохраняет максимальную «прозрачность». Усилия по его охране предпринимает в основном иранская сторона. Именно эти условия и определяют обстановку на данном участке границы. Преступные группировки международного характера успешно налаживают здесь каналы транспортировки незаконных мигрантов, оружия, боеприпасов и другой контрабанды из стран Малой Азии и Ближнего Востока в сторону России и государств-участников Единого экономического пространства. Сохраняющиеся очаги территориальных, межэтнических, межклановых и иных противоречий, незавершенные вооруженные конфликты создают напряженную обстановку в Кавказском регионе в целом, угрожают государствам-участникам Единого экономического пространства усилением социальной напряженности.

На внешних границах Казахстана обстановка сложная и зависит не только от деятельности пограничного ведомства этой страны, но и от состояния охраны границ южных соседей, особенно Туркменистана. На туркмено-иранском участке граница достаточно «открыта». Нарушители вполне могут воспользоваться принятым в государстве законом, который предоставляет право на пребывание в стране всем лицам, пересекшим границу. На туркмено-афганском участке охрана границы фактически не осуществляется. Через границу из Афганистана могут проникать беженцы, незаконные мигранты. Под видом беженцев границу пересекают миссионеры от ваххабизма и международные террористы, агенты спецслужб сопредельных и других стран, наркодельцы и наркокурьеры, контрабандисты. Примечательно, что лица пересекшие границу Туркменистана транзитом, следуют дальше на север в Казахстан и Россию.

Обстановка южных границ Киргизстана и Узбекистана также отрицательно влияет на внешние границы Казахстана. На китайском участке границы Киргизстана обстановка сложная из-за проникновения незаконных мигрантов, трансграничного перемещения наркотиков и другой контрабанды. Афганский участок границы Узбекистана отличается от других напряженной обстановкой. Длительная гражданская война между талибами и правительственными войсками в Афганистане привела к тому, что через афганскую границу в Узбекистан постоянно переходят беженцы - этнические узбеки, проникают незаконные мигранты, перемещаются наркотики, другая контрабанда.

На афганском участке границы Таджикистана постоянно пресекаются попытки нарушения границы лицами, причастными к торговле наркотиками. По сообщению российских средств массовой информации за 9 месяцев этого года российские пограничники задержали на таджикско-афганском участке границы 4,5 тонны наркотических средств.

На казахстанско-китайском участке границы складывается напряженная обстановка из-за возможных вооруженных действий сепаратистов из Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР.

Все эти факторы отрицательно влияют на социально-экономическую обстановку в Казахстане, а фактическая прозрачность российско-казахстанской границы активно используется наркодельцами, противоправными элементами и незаконными мигрантами, среди которых представители почти всех регионов планеты, для проникновения в Россию, Беларусь, на Украину и далее в страны Европы.

На границе России с Монголией находятся несколько источников обострения обстановки. Китайские преступные группировки, смыкаясь с монгольскими и российскими, пытаются наладить каналы подпольной миграции через Монголию в другие государства-участники Единого экономического пространства. Кроме того, нарушается пограничный режим местным населением. Через границу, в основном минуя пункты пропуска, не прекращаются попытки переправы наркотиков, скота и другой контрабанды.

Обстановка на границе России с Китаем сложная. Одна из главных причин этого в том, что северо-восток КНР охвачен безработицей. Поэтому местные китайские власти не препятствуют незаконной миграции своих граждан за границу, чтобы частично уменьшить проблему занятости населения.

Обстановка на российско-корейском участке границы складывается под влиянием ряда факторов: наличия на территории свободной экономической зоны; усиления пограничного режима со стороны корейских пограничных структур; непрекращающейся незаконной миграции из КНДР; интенсивной контрабанды и др.

На границе России с Японией обстановка напряженная вследствие прежде всего сохраняющихся территориальных притязаний Японии к России, причем эти притязания становятся все более настойчивыми. Обстановка на российско-японском (морском) участке границы периодически обостряется по причинам нарушений японскими промысловыми судами режима и правил добычи морепродуктов во внутренних водах и в исключительной экономической зоне России.

На морском участке границы России с США обстановка осложняется тем, что на этом участке продолжаются нарушения режима государственной границы и исключительной экономической зоны, контрабандная и иная противоправная деятельность, расхищения морских биологических ресурсов в территориальном море и исключительной экономической зоне России.

Таким образом, обстановка на внешних границах государств-участников Единого экономического пространства отличается напряженностью различного уровня. Наиболее опасно она развивается в Среднеазиатском и Кавказском регионах и имеет тенденцию периодического обострения, что существенным образом влияет на состояние, формы и способы охраны государственных границ.

Состояние охраны внешних границ государств-участников Единого экономического пространства мало удовлетворяет требованиям достижения высокой степени их защищенности. Существующая система охраны внешних границ государств-участников по разным причинам не обеспечивает достаточно эффективного совместного решения задач, стоящих перед пограничными ведомствами этих государств. Совместные действия пограничных ведомств недостаточно скоординированы и не всегда обеспечены в финансовом, материальном, техническом, кадровом и нормативно-правовом аспектах.

Практика свидетельствует о том, что состояние охраны внешних границ государств-участников Единого экономического пространства во многом зависит от того, насколько рационально будут расположены на охраняемом участке имеющиеся силы и средства; в какой степени используются их возможности; как организовано между ними взаимодействие и достигнута реализация важнейших принципов охраны государственной границы.

Первоосновой системы охраны государственной границы в соответствующем приграничном регионе является группировка войсковых сил и средств. Именно ее построение реально выступает в качестве исходной материальной базы для формирования всех остальных элементов системы охраны границ государств-участников Единого экономического пространства.

В то же время создание группировки войсковых сил и средств пограничных ведомств государств-участников Единого экономического пространства является наиболее сложным вопросом в формировании системы охраны внешних границ в конкретном приграничном регионе. Это обусловливается рядом объективных причин: большим объемом одновременно выполняемых пограничным формированием задач; недостатком сил и средств для их решения; значительной протяженностью охраняемого участка и его физико-географическими особенностями

Следует учитывать также особенности обстановки, трудно предсказуемый характер вероятных действий нарушителей в приграничном регионе по направлениям и разную степень отношения приграничного населения к охране границ и воинам-пограничникам. Все это создает дополнительные трудности в распределении имеющихся в приграничном регионе войсковых сил и средств.

В приграничных регионах целесообразно шире привлекать к охране государственной границы силы и средства других субъектов пограничной политики: соединений и частей министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, а также таможенного, миграционного и других ведомств. Не исключается также использование для этой цели на добровольной основе, в том числе по договору, специальных военизированных формирований - подразделений пограничной стражи, отрядов (групп) самообороны и добровольных народных дружин из местного приграничного населения.

Важное значение в охране границ государств-участников Единого экономического пространства принадлежит системе оперативных сил и средств. Практика свидетельствует, что основное внимание при ее создании сосредоточивается обычно на прикрытии во взаимодействии с территориальными органами безопасности и внутренних дел районов железнодорожных и автобусных станций, морских, речных и авиационных портов, других районов (пунктов), где наиболее вероятно появление нарушителей границы, а также вероятных маршрутов их движения в сторону границы и в тыл охраняемого участка.

Накопленный опыт показывает, что при создании в приграничном регионе системы охраны государственной границы необходимо учитывать имеющиеся в нем силы и средства не только пограничного ведомства, но и других субъектов пограничной политики. Взаимодействующие с пограничными объединениями, соединениями и частями территориальные органы безопасности, органы, соединения и части министерств внутренних дел, общевойсковые соединения и части министерств обороны, дислоцирующиеся на приграничной (приморской) территории, оказывающие помощь в охране государственной границы, должны обязательно вписываться в создаваемую общую систему охраны государственной границы. Важно, чтобы пункты их дислокации, районы несения боевой службы и боевого дежурства, маршруты выдвижения к ним, а также решаемые в порядке взаимодействия задачи были согласованы и органически входили в построение охраны государственной границы в соответствующем приграничном регионе.

В качестве перспектив развития системы охраны внешних границ государств-участников Единого экономического пространства можно предложить следующие направления:

приведение финансирования пограничных ведомств государств-участников в соответствие с решаемыми ими законодательно закрепленными задачами;

появление в обозримом будущем в качестве важнейшего нового самостоятельного элемента системы охраны государственной границы единой автоматизированной системы освещения обстановки в пограничном пространстве государств-участников;

повышение роли системы оперативных сил и средств в охране государственных границ государств-участников;

создание в пограничных ведомствах государств-участников Единого экономического пространства сопрягаемых систем управления, технического и тылового обеспечения и др.

Развитие пограничных отношений между государствами-участниками Единого экономического пространства оказывает значительное влияние на решение задач охраны их внешних границ. По вопросам охраны внешних границ имеется целый ряд специальных двусторонних и многосторонних договоров, соглашений, других актов, функционирующих в правовом поле государств-участников. Вместе с тем следует подчеркнуть, что ныне действующие соглашения в сфере охраны внешних границ государств-участников, договоры и соглашения между ними по вопросам охраны внешних границ требуют постоянного совершенствования.

На наш взгляд, для решения задач защиты государственных интересов в пограничном пространстве государств-участников Единого экономического пространства целесообразно сформировать постоянно действующую систему обеспечения пограничной безопасности внешних границ, которая бы являлась как неотъемлемой составной частью системы обеспечения коллективной безопасности этих стран, так и национальной безопасности каждого входящего в него государства.

При разработке такой системы (перенос основных усилий на охрану внешних границ государств-участников) можно было бы взять за основу положения и принципы известного Шенгенского соглашения, действующего в Западной Европе с 1985 года, поскольку в нем наиболее удачно согласуются идеи пограничной интеграции, усиления охраны внешних границ при сохранении национальных пограничных (миграционных, таможенных) ведомств. «Прозрачность» общих границ, предусматриваемая Шенгенским соглашением, не наносит ущерба национальной безопасности ни одному из государств, поскольку главные усилия в противодействии незаконному проникновению нелегалов, запрещенных для ввоза грузов и материалов, перенесены на внешние границы стран этой группы.

Эти и другие особенности Шенгенского соглашения дают основание предлагать подобную (или сходную с ней) систему охраны и контроля внешней границы для государств-участников Единого экономического пространства. Исключением здесь, видимо, могут быть лишь те участки границы, которые оказываются либо в районах с нестабильной военно-политической обстановкой, либо в зонах вооруженных конфликтов.

В связи с изложенным для формирования системы охраны внешних границ государств-участников Единого экономического пространства целесообразно отнести:

необходимость совместной охраны отдельных участков внешней границы государств-участников;

координацию совместных усилий пограничных ведомств государств-участников в охране внешних границ;

совершенствование системы охраны границ государств-участников коллективными усилиями на основе двусторонних и многосторонних договоренностей;

единый подход к формам и способам охраны внешних границ государств-участников Единого экономического пространства со стороны их пограничных ведомств, в основу которого целесообразно положить научно обоснованную потребную надежность повседневной охраны границы на различных участках, сбалансированность состава сил и средств и адекватность их действий.

Какие секреты скрывает российская граница

kremlin.ru

Граница остаётся важнейшим атрибутом государственности и безопасности России, заявил Владимир Путин

Граница была и остаётся важнейшим атрибутом государственности и безопасности России, заявил Владимир Путин на расширенном заседании Совета безопасности, участники которого обсудили проект президентского указа «Основы государственной пограничной политики России». Документ, регулирующий эту сферу, был утверждён ещё в 1996 году первым президентом РФ Борисом Ельциным. С тех пор много воды утекло — перед наследниками легендарных Никиты Карацупы и его верного Индуса возникли новые вызовы и задачи.

Известно, что Россия лидирует в мире по количеству стран-соседей. Общая протяжённость государственной границы, как по суше, так и по морю, составляет 61 тыс. км.

И все эти тысячи километров должны быть надёжно защищены, ведь тех, кто норовит нарушить наши рубежи отнюдь не с дружескими целями, меньше не становится.

Глава государства отметил, что ситуация у российских границ меняется быстро и постоянно. Так, по словам Путина, вблизи границ «наращивается военный потенциал НАТО», а также «идут попытки спровоцировать новые и старые конфликты».

В тексте документа говорится, что Россия опасается территориальных притязаний «ряда иностранных государств», попыток проникновения в страну террористов и экстремистов. Авторов также волнует наличие вблизи границы «очагов социально-политической и военной напряжённости» и, как следствие, связанных с этим рисков возникновения инцидентов на границе.

ТАСС/Юрий Смитюк

Во время несения службы на наблюдательной вышке отделения «Туманное» в пограничной зоне, прилегающей к государственной границе Российской Федерации

Сотрудники ФСБ отмечают предпосылки дестабилизации общественно-политической обстановки на приграничных с Россией территориях на почве неразрешённых социально-экономических проблем, религиозно-этнических противоречий и сепаратистских проявлений, в том числе среди населения, проживающего на приграничных территориях.

Беспокоит чекистов и нелегальная миграция. Международные террористические организации, такие, как, например, запрещённая в РФ группировка «Исламское государство», используют людей, устремляющихся на поиски лучшей доли, в своих преступных целях. Нередко под видом беженцев границу стремятся пересечь боевики, замышляющие теракты и разного рода провокации.

Global Look Press/Komsomolskaya Pravda

Никуда не делись, к сожалению, и те, кто стремится незаконно пересечь государственную границу России. Только в 2016 г. пограничники задержали более 3,5 тыс. нарушителей. По информации пограничников, больше всего нарушений отмечается на российско-украинском, российско-казахстанском участках государственной границы, а также в акваториях морей Тихоокеанского, Азово-Черноморского и Каспийского регионов.

Наиболее опасный сегодня, как нетрудно догадаться, российско-украинский участок границы. Особое беспокойство у её стражей вызывают попытки проникновения на нашу территорию украинских диверсионно-разведывательных групп, а также членов правоэкстремистских организаций, сеющих вражду и смуту.

Не спокойно не только на суше, но и на море. По наблюдениям стражей границы, акватории Тихого и Северного Ледовитого океанов, Балтийского и Чёрного морей всё больше становятся зонами военных приготовлений. В них наращивается военное присутствие иностранных государств.

РИА Новости/Виталий Аньков

Пограничники вынимают из воды браконьерские сети во время совместного рейда подразделения береговой охраны пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю и инспекторов рыбоохраны на озере Ханка.

Новая редакция «Основ...» значительно отличается от своей предшественницы. В ней, к примеру, описан перечень национальных интересов страны в пограничном пространстве (раньше они упоминались, но лишь в самой общей форме). К национальным интересам относятся обеспечение суверенитета, исключительные права в морских пространствах (на которые распространяется юрисдикция России), политическая и социальная стабильность, личная безопасность граждан, а «также создание условий» для их социально-экономического, духовно-нравственного и культурного развития. К национальным интересам в пограничном пространстве также относятся сохранение природных ресурсов, обеспечение экологической и эпидемиологической безопасности.

«Поддержание добрососедских отношений с сопредельными государствами» тоже приравнивается к национальным интересам. Тем самым подчёркивается, что, несмотря на ухудшившиеся отношения с Западом, никто не собирается опускать железный занавес, отгораживаться от всего остального мира.

Надёжная защита границы, с одной стороны, и обеспечение её прозрачности, с другой, — эти задачи, на первый взгляд, кажутся не просто трудно решаемыми, но и даже взаимоисключающими. Тут уж либо одно, либо другое. Однако президент, судя по всему, противоречия здесь не видит. Он пояснил, что граница ни в коем случае не должна препятствовать движению товаров и услуг. Для этого, по мнению президента, «в качестве приоритетного шага нужно настраивать и вводить интеграционную систему пропуска через границу товаров и транспортных средств в формате «одного окна» и «одной остановки». Глава государства отметил, что сегодня «темпы строительства и реконструкции пунктов пропуска остаются низкими», а уже построенные долго вводятся в эксплуатацию.

ТАСС/Донат Сорокин

Отмечая увеличивающиеся риски, связанные с охраной госгранцы, участники заседания говорили также о растущих возможностях стражей российских рубежей.

Конечно же, секреты, полосы отчуждения, пограничные столбы, колючая проволока (в некоторых местах), вышки — все эти атрибуты госграницы никуда не делись. Однако к ним сегодня активно добавляются новые, в духе времени. В последние годы на вооружении пограничников появились технические средства охраны границы нового поколения со скрытым (практически невидимым) расположением на местности, тепловизоры, навигационные комплекты, беспилотники, многие другие технические средства.

Где и как заканчивается граница России?

«Граница России нигде не заканчивается». В.В. Путин

Инженерно-техническое обустройство государственной границы и организация ее охраны.

Статус государственной границы Российской Федерации понятие многогранное, включающее режим государственной границы Российской Федерации, взаимодействия и полномочия органов, осуществляющих ее защиту и охрану, правовое регулирование данной области и т.д. Но без инженерного обустройства и создания приемлемо-комфортных условий ее охраны он превращается в фиктивную декларацию намерений.

Согласно нормам международного права, государственной территорией является часть поверхности Земли, включая внутренние и территориальные воды, недра под ними и воздушное пространство, на которую распространяется власть (юрисдикция) данного государства.

Государственной границей является реальная линия на местности (территории, акватории), определяющая пределы государственной территории.

Государственная граница Российской Федерации самая протяжённая в мире – 60 932 км, из них 22 125 км – сухопутные (в том числе 7 616 км — по рекам и озерам), 38 807 км – морские (около 2/3).

Большая протяженность государственных границ России определяется размерами ее территории и извилистостью очертаний береговых линий морей Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих ее берега.

Понятие государственной границы определяется тремя критериями: фактическим, юридическим, техническим.

Фактический критерий — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия ее государственного суверенитета.

Юридическая граница России закрепляется международными договорами, законодательными актами Российской Федерации и бывшего СССР, Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

Технический критерий – это обозначение соответствующей линии на местности, обустройство границы, организация ее охраны.

Охрану государственной границы осуществляет Пограничная служба ФСБ России, а обустройством пограничных пунктов до 2016 года ведало Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации. Ныне эти обязанности возложены на Министерство транспорта РФ.

Россия граничит с 18 странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Абхазия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея, Япония и США.

Государственные границы определяются с помощью двух процедур – делимитации и демаркации.

Делимитация представляет собой договор государств о прохождении государственной границы.

Демаркация (инженерное обустройство) – обозначение государственной границы на местности, закрепление ее пограничными знаками.

Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними.

Из истории государственной границы СССР

По общему мнению Государственная граница СССР была самой непреодолимой в мире. Всю ее сухопутную часть опоясывали ряды колючей проволоки, в особо опасных местах стояли минные ловушки, вся она была перепахана контрольно-следовой полосой, которую регулярно патрулировали наряды бойцов в зеленых фуражках.

В непосредственной близости и к Госгранице были обустроены укрепленные районы (УРЫ), в фортификационном отношении основательно оборудованные.

Когда-то погранвойска находились в непосредственном подчинении Лаврентия Берии. Он заставил личный состав заниматься боевой подготовкой с утра до ночи и вооружал пограничников самым современным по тому времени оружием. Если армия к автоматам даже накануне войны относилась с неким пренебрежением, то для пограничников это было совершенно привычное оружие, так же, как и самозарядные винтовки.

Педантичные немцы отводили на взятие застав часы, а то и минуты. Но «увязли» в кровопролитных боях почти везде на многие сутки. Великолепная боевая подготовка и высочайший моральный дух, готовность к самопожертвованию ради защиты Государственной границы, которая понималась именно с большой буквы – были отличительными чертами пограничных войск Союза ССР.

Пришло время перемен, а за ним – безвременье. И в защите государственных границ вновь образованной Российской Федерации появились настоящие «черные дыры».

Современные границы Российской Федерации

После распада СССР в России существует следующие разновидности границ:

1. Старые границы совпадают с границами бывшего СССР (унаследованные от СССР), большая часть которых закреплена международными договорами (граница с государствами дальнего зарубежья — Норвегией, Финляндией, Польшей, Китаем, Монголией, КНДР).

2. Новые границы с ближним зарубежьем:

  • бывшие административные, оформленные как государственные границы со странами СНГ (граница с Белоруссией, Украиной, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном);
  • границы со странами Балтии (Эстония, Латвия, Литва).

По всем международным правилам границы России определены на протяжении 10 тыс. км. На Россию приходится более 2/3 всех внешних границ СНГ. Из стран СНГ общей границы с Российской Федерацией не имеют Молдова, Армения, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. После распада СССР Россия лишилась 40% оборудованной границы.

В связи с этим одной из самых проблемных стала граница с Казахстаном – хотя об этом никогда особенно не говорилось, чтобы не омрачать очень дружественных взаимоотношений Москвы с Алма-Атой, а потом и с Астаной.

Однако люди, жившие на бывших, никем не охраняемых административных границах между различными областями двух союзных республик, сначала просто не могли понять, что стали друг для друга иностранцами. Сообразив, стали активно заниматься примитивной (и не очень) контрабандой, переправкой наркотиков, оружия, золота, а то и откровенным бандитизмом.

Северная и восточная границы России – морские, западная и южная границы – преимущественно сухопутные.

Характер сухопутных границ на западе и востоке страны различный. Границы, проведенные в дореволюционной России, чаще всего проходят по естественным рубежам. При расширении государства его границы нужно было четко фиксировать. На малонаселенных территориях границы должны были быть легкоузнаваемые. Это обеспечивалось четкостью самих границ: река, горный хребет и т.д. Такой характер в основном сохраняет восточная часть южной границы.

Современные западные и юго-западные границы России возникли другим путем. Эти границы были ранее внутригосударственными, то есть разделяли отдельные субъекты на территории страны. Границы эти часто изменялись произвольно, то есть в значительной мере это административные границы.

Когда такие внутригосударственные границы превратились в межгосударственные, они оказались почти не связанными с природными объектами. Таким образом сформированы границы России с Финляндией и Польшей. Еще в большей мере это относится к границам, возникшим при распаде Советского Союза.

Основная территория Российской Федерации граничит по суше с 14 государствами и двумя частично признанными государствами (Абхазия и Южная Осетия).

Ещё с двумя странами, Литвой и Польшей, граничит полуанклав Калининградская область. Небольшой анклав Саньково-Медвежье, входящий в состав Брянской области со всех сторон окружён границей с Белоруссией.

По морю Россия граничит с 12-ю государствами

С США и Японией Россия имеет только морскую границу. С Японией это узкие проливы: Лаперуза и Кунаширский пролив, отделяющие Сахалин и южнокурильский остров Кунашир от японского острова Хоккайдо.

А с США – это Берингов пролив, граница, проходящая по нему отделяет остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией примерно 194,3 километра, с США – 49 километров.

Если западные границы, а также рубежи с КНР и Монголией продолжали охраняться, можно сказать, по-советски, то среднеазиатское и закавказское направления оказались, по сути, открытыми. Конечно, были заключены межгосударственные соглашения, согласно которым получившие полную самостоятельность новые страны СНГ обязывались защищать свои внешние границы столь же тщательно, как и прежде, но реальных сил, а часто и желания это делать у них не было.

С 2004-го границу охраняют не по линейному принципу, то есть по всей ее протяженности при едином командовании, а по регионально-объектовому. Такая структура, как считается, придает больше гибкости при охране столь протяженной границы. Существует семь пограничных управлений, по числу округов, и отдельное Арктическое региональное пограничное управление ФСБ. В 2005-м образована Береговая охрана погранслужбы ФСБ.

Стратегические цели и задачи обустройства государственной границы Российской Федерации

Под обустройством государственной границы РФ понимается система мероприятий, направленных на создание условий функционирования инфраструктуры государственной границы РФ.

Основными проблемами в сфере обустройства государственной границы РФ являются: несовершенство нормативного правового регулирования;

  • низкий уровень развития и эксплуатации инфраструктуры на государственной границе РФ, а также недостаточные темпы ее модернизации;
  • несоответствие существующей системы пунктов пропуска потребностям государства, обусловленным темпами социально-экономического развития РФ;
  • неурегулированность вопросов права собственности в отношении объектов недвижимого имущества инфраструктуры на государственной границе РФ.

Стратегические цели, задачи и приоритеты обустройства границы опираются на Правила определения пределов пункта пропуска через государственную границу РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 253.В соответствии с этим документом под пределами пункта пропуска понимаются границы территории (акватории) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также специально выделенного в непосредственной близости от государственной границы участка местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. 

Территория (акватория) пункта пропуска, установленного в пределах морского, речного (озерного) порта или аэропорта, может состоять из одного или нескольких отдельных участков.

Пределы пункта пропуска не могут выходить за пределы (границы) территории железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, территории и акватории морского, речного (озерного) порта.

В пределы пункта пропуска включаются специально оборудованные участки территории, здания, сооружения и отдельные помещения (часть помещений), а в морских, речных (озерных) портах также акватории, необходимые для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Пределы пункта пропуска определяются на основе утвержденной в установленном порядке землеустроительной и проектной документации на строительство (реконструкцию), оборудование и техническое оснащение зданий, сооружений и помещений, необходимых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Пределы пункта пропуска на специально выделенном в непосредственной близости от государственной границы РФ участке местности определяются в границах этого участка на основе данных государственного кадастрового учета. 

Для определения географических координат пределов пункта пропуска проводятся геодезические измерения и сверка результатов измерений с данными землеустроительной и проектной документации на строительство (реконструкцию), оборудование и техническое оснащение зданий и сооружений, необходимых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля, или данными государственного кадастрового учета.

Совершенствование пограничная инфраструктуры

Организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации с 2016 года возложена на Министерство транспорта РФ.

Условно весь объем работ по обустройству границы можно разделить на три части.

Первая и основная – служебно-бытовая. Она касается условий службы и быта самих пограничников. Заново построено более 300 застав, оснащенных всеми бытовыми удобствами по самым высоким требованиям. К 2020 году планируется построить около 100 застав и модернизировать весь служебный и жилой фонд всех для погранзастав, погранотрядов и пограничных управлений.

Самая сложная и самая неотложная проблема, которую предстоит решить до 2020 года – создание максимально комфортных условий для пересечения границы гражданами и транспортными средствами. Ежегодно нашу госграницу пересекает свыше 100 миллионов человек и 17 миллионов транспортных средств.

И это основная головная боль как для пересекающих, так и для охраняющих границу, включая таможенников. Совершенно недопустимо, чтобы люди томились в многочасовых очередях, ожидая, когда подойдет их время получить отметку в паспорте. Автомобилисты порой, вообще днями живут на обочинах дорогах, застряв в километровых пробках на пропускных пунктах.

Значительные объемы финансирования были и будут направлены на возведение служебного жилья. За последнее десятилетие, условия службы и жизни пограничников качественно изменились. Казармы остаются я в прошлом. На новых заставах строят общежития с проживанием по 2-3, максимум 4 человека в комнате. На каждые две комнаты предусматриваются душ и туалет, на каждую – телевизор. Для офицеров и прапорщиков, естественно, построят квартиры.

Инновационно развивается оборудование Госграницы средствами связи. Всегда с ней были большие проблемы и сейчас они в основном решены.

Теперь же в пограничных управлениях появились единые информационно-телекоммуникационные системы, в служебном обиходе получивших наименование «пограничного Интернета».

Для этого в регионах развернуто необходимое количество станций и узлов космической связи. Благодаря им видеокамеры непосредственно с линии границы смогут передать картинку в реальном времени в пограничное управление и даже в специальный технический центр на Лубянку.

Третье – модернизируются технические средства охраны границы и инженерные сооружения.

На смену колючей проволоке приходят высокие технологии – видеокамеры, тепловизоры, новейшие радиолокационные системы, сейсмические датчики и другие технические новшества, объединенные в единые автоматизированные системы поиска, обнаружения, распознавания и отображения целей.

Заключение

Процесс обретения страной государственности включает процесс обретения границ. Любое государство обеспечение своей безопасности начинает с государственной границы.

Охрана государственной границы – важное условие защиты политических, экономических интересов и безопасности России. Ее эффективность зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления надежного режима охраны, выделения для этого необходимого количества средств, создания специальных служб (пограничной, таможенной, карантинной, ПВО и др.), успешно взаимодействующих между собой и другими государствами, муниципальными службами.

От имени профессионального сообщества поздравляю всех пограничников с праздником! Мы твердо уверены, что у пограничников все получится – ведь они как были, так и остались лучшими из лучших стражей своего Отечества.

Борис Скупов


Смотрите также