Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

4585353@mail.ru

Белорусы живут в какой стране


Белорусы — народ с богатым духовным наследием

Белорусы — народ, относящийся к восточнославянской группе, коренное население Белоруссии. Это государство расположено в Восточной Европе. Оно граничит с Россией, Украиной, Литвой, Латвией и Польшей. Жителей территории Белорусского Полесья некоторые историки выделяют в отдельную этногруппу. Культура и традиции белорусов имеет общие черты с обычаями русских, поляков, украинцев.

История

Существует несколько версий относительно происхождения этого народа. Некоторые историки считают, что белорусы образовались из смешения восточных славянских племен: волынян, радимичей, кривичей и других. Альтернативой ей выступает версия, согласно которой народ сформировался в ходе ассимиляции балтийского субэтноса со славянами. Также некоторые историки рассматривают тот вариант, что белорусы произошли от финно-угорских племен. В средние века земли современной Белоруссии занимали различные княжества. Самыми крупными из них были:

  1. Полоцкое — отделившееся от Киевской Руси.
  2. Турово-Пинское — расположенное в Полесье.
  3. Городенское — со столицей Гродно.

В 13 веке население княжеств приняло христианство. Тогда же развилась письменность на основе традиционного славянского языка богослужения (церковного). В это время образовывается Великое княжество Литовское, занимавшее территории современных Литвы, Украины, Белоруссии, юго-западной части России, Польши, частично Молдавии, Эстонии, Латвии. Далее в результате договора между ним и Польским Королевством образовалась федерация этих двух государств — Речь Посполитая. В конце 18 века его поделили между собой Прусское королевство, Австрийская и Российская империи. Белорусская территория отошла к Российскому государству. Белорусов классифицировали как один из субэтносов русского народа. В 1919 году в составе СССР была образована белорусская Республика. С распадом Советского Союза она стала независимой.

Язык

Население Литовского княжества разговаривало на старобелорусском языке, который схож с украинским языком того времени. Вхождение в состав Российской империи сильно повлияло на лингвистику белорусов. В некоторых регионах жители говорят на трасянке — смеси русского и белорусского языков, в которой хаотично распределены элементы той и другой структуры. Подавляющее большинство жителей современной Белоруссии свободно говорят на обоих языках. Причем русским пользуются до 90% жителей как вне дома, так и внутри своей семьи.

Религия

Доминирующая религия в Белоруссии — православное христианство. Есть небольшое число католиков (около 14%), протестантов. Незначительная часть населения причисляет себя к иудеям и мусульманам.

Где живут

Белорусы в основном сконцентрированы на территории своего родного государства. В нем они составляют около 84%. Миграция населения распределяется по граничащим с Белоруссией странам: России, Украине, Литве, Польше. Некоторые переехали в Америку, Канаду, Европу.

Численность

Общая численность белорусов составляет примерно 10 000 000 человек. При этом в родной стране живет почти 8 млн. Остальные распределяются так:

  • Россия — 520 000;
  • США — 780 000;
  • Украина — 275 000;
  • Латвия — 68 000;
  • Казахстан — 62 000;
  • Польша — 47 000;
  • Литва — 35 900;
  • Узбекистан — 15 000;
  • Эстония — 12 000.

В Канаде и Австралии, по разным источникам, проживает от 5 000 до 70 000 и 5400 — 12 000 соответственно.

Название

Термином «белорус» людей, живущих на территории нынешней Белоруссии, стали обозначать примерно в 19 веке. До этого население называлось русинами или литвинами. Относительно самого слова «Белоруссия» существует несколько версий:

  1. Украину называли Червоной Русью, Белоруссию — Белой Русью в соответствии с обозначениями по частям света. Тогда все стороны света имели цветовой символ: запад — белый, восток — синий, юг — красный, север — черный. Московия, куда присоединили белорусов, находилась на западе, поэтому была белой.
  2. Белая означало «свободная», в смысле, независимая от татар.
  3. Часть славянских земель контролировали норвежцы (белые).
  4. Территорию нынешней Белоруссии заселяли люди со светлыми волосами.

Внешность

Белорусы относятся к европеоидной расе. Внешне они не отличаются от русских. Девушки и мужчины очень привлекательны, имеют правильные черты лица. Большая часть населения имеет светлые или русые волосы. Глаза — серые, голубые, серо-зеленые. Иногда встречаются темноволосые и кареглазые. Жители Белоруссии отличаются стройной фигурой, высоким ростом. У представителей этого народа прямой, открытый взгляд, искренние улыбки, которые делают их еще привлекательнее.

Жилище

В средние века на территории Белоруссии существовало несколько видов селений:

  • околицы
  • застенки
  • выселки
  • деревни

Деревни состояли из нескольких домов или нескольких десятков жилых строений. Постройки ставили в ряд, постепенно формировалось от двух и более улиц. К 19 веку в одном селе насчитывалось до 1000 жителей. В них хорошо была развита торговля, существовали своя церковь, школа, правление. Между жителями деревни были распределены сельскохозяйственные угодья, четко разделявшиеся границами (стенами). То, что лежало за ними, называлось застенками. Эти участки отдавали в пользование отдельным поселенцам, ставившим дома за пределами деревни. Околицы располагались возле деревни (на краю). Это были мелкие поселения из 2-3 домов. Одиночный дом с постройками и земельным наделом, стоявший отдельно от всей деревни, назывался выселком. Это аналог украинского хутора.

Комплекс построек, принадлежавших к одному дому, назывался двором. Такое расположение характерно для всех белорусских поселений. Напротив дома строили хозпостройки: амбар, сараи, навесы, загоны для скота. Часто их располагали таким образом, чтобы все строения образовали прямоугольник или квадрат. В середине делали колодец. Двор обносили забором с воротами. Дома располагали тесно друг к другу, чтобы они соприкасались стенами.

Традиционным белорусским жилищем был срубный дом. Сруб делали преимущественно из сосны. Фундамент отсутствовал, бревна укладывали на землю. Пол делали глинобитный или просто утрамбовывали землю. Снаружи стены укреплялись насыпью из земли — завалинкой. Бревна не обтесывали, стены утепляли мхом. Крышу конструировали двускатной. В качестве кровельного материала использовали солому или камыш.

Окна были прямоугольные и узкие, для уменьшения теплопотерь в холодное время года. Стекла в те времена отсутствовали, проем задвигался досками. Зимой на окно вешали плетеные соломенные циновки. В основном в доме было три оконных проема: одно выходило на улицу, два — во двор. Хозяйственные постройки часто примыкали к основному строению и находились под общей с ним крышей. Гумно (участок для хранения зерна) ставили на некотором расстоянии. Такие постройки, как кузница, баня размещали в отдалении. Баню располагали у реки, чтобы не носить далеко воду.

Как и во многих постройках тех времен, в хатах был высокий порог и низкие дверные проемы. Это позволяло экономить тепло. Сначала жилье было двухкамерным. Оно делилось на комнату и сени (входная часть). Сени служили для сохранения тепла, также в них хранили продукты, корм для животных. Комната не разделялась на отдельные помещения. В ней готовили еду, спали, выполняли домашние дела. Если зимой было очень холодно, некоторых домашних животных на время брали в хату, чтобы они не замерзли.

Главным элементом дома была печь. Ее ставили в угол напротив двери. В противоположном печи углу делали бабий кут — место для хранения домашней утвари. Рядом располагался красный угол — самое почетное место в доме. Там размещали иконы, рушники, лавки для гостей. Печь топилась по-черному: дым выходил в окна и двери, дымохода не было. В хате находилась такая мебель:

  • обеденный стол
  • лавки
  • настил для сна, отдыха
  • посудный шкаф

Часто в хате стоял ткацкий станок. Перед печью прикрепляли жерди для сушки одежды, полотенец. На полу раскладывали тканые половики, стены украшали рушниками (вышитые полотенца), кружевными салфетками. Посуда была нескольких видов: глиняная, железная, берестяная.

Одежда

Народные костюмы белорусок невероятно красивы. Яркие, контрастные расцветки, многообразие отделочных элементов, богато украшенных национальными узорами — характерные черты традиционной женской одежды. Женщины умели ткать, шить, вышивать, плести кружева. Они изготавливали одежду для всей семьи. Материалы делали из волокон льна, конопли. Основные детали женского костюма включали:

  • широкая юбка в сборку;
  • рубаха или туника;
  • безрукавка;
  • фартук;
  • повязка или платок на голову;
  • лапти, постолы.

Рубахи шили просторными, с широкими рукавами в сборку, низ которых оформлялся манжетой. Горловину присборивали или делали небольшой отложной воротник. Полочки, рукава щедро отделывали шитьем, вышивкой. Вышивальные нитки брали контрастных оттенков: синие, зеленые, красные. Юбки длиной почти до пола шили из тонких тканей (летний вариант) или шерсти (для зимы). Преобладали яркие расцветки: красные с зелеными, синими полосами, клеткой. Сверху надевали фартук, украшенный орнаментом, лентами, кистями. В некоторых областях замужние женщины носили два фартука: передний и задний. Сверху юбку подпоясывали красивым цветным узорным поясом.

Во многих регионах женщины носили безрукавку поверх туники. Она была двух типов: укороченная, выше пояса, без застежки и в виде корсета. Второй вариант красиво облегал женскую фигуру, подчеркивая ее достоинства. Корсет застегивался на несколько пуговиц. Его также отделывали вышивкой, тесьмой, гарусом. Головными уборами служили повязки, ленты, венки. Замужние женщины носили платки вокруг головы. Традиционной обувью были лапти, плетеные из бересты, а также постолы — обувь типа мокасин, сделанная из мягкой кожи.

Мужчины носили длинные льняные рубахи навыпуск, подпоясывая их тонким цветным пояском. Штаны шили из сукна, шерсти. Рубашки также украшались национальными орнаментами. Летом мужчины носили шляпы из соломы с полями. Зимой голову защищали теплыми шапками из меха животных или валяного материала. В холодное время года женщины и мужчины носили дубленки, овечьи шубы.

Жизнь

Белорусы всегда почитали родовые связи. Главным в семье был мужчина, выполнявший функции добытчика и защитника. Женщина заботилась о детях, хозяйствовала в доме. Семья состояла из родителей, их женатых детей со своим потомством. Все они жили в одном доме. Существовали женские и мужские типы занятий. Мужским делом считалась пахота, работа в поле, рубка дров. Женскими — уход за хозяйством, домашним скотом, изготовление одежды, стирка, приготовление пищи. Дети с малолетства помогали по хозяйству, в поле. Основными занятиями белорусов были земледелие и скотоводство. Среди ремесел преобладали:

  • ковка металлических изделий;
  • скорняжное дело;
  • плетение из бересты, соломы;
  • изготовление глиняной, керамической посуды;
  • вышивка, плетение поясов;
  • поделки из дерева, кожи.

Хлебопашество является древним занятием, занимавшим важное место в жизни белорусов. Существовала трехпольная система возделывания земли. Одно из них засевали пшеницей, ячменем, овсом, второе — озимой рожью. Третье поле восстанавливалось после урожая. Затем поля меняли, чтобы дать отдохнуть земле, которая активно плодоносила. Другим главным занятием было скотоводство. Домашние животные обеспечивали крестьян продуктами питания, шкурами, мехом, шерстью. Лошадей использовали как средство передвижения, в возделывании земель.

Традиции

Большую роль в культуре белорусов занимают языческие праздники и обряды. Календарный обрядовый цикл отличается многообразием. С помощью ритуалов отмечали практически все события: посев, сбор урожая, начало весны, лета, проводы зимы и многое другое. К основным праздникам и обычаям относятся:

  1. Коляда
  2. Громницы
  3. Масленица
  4. Гуканьевесны
  5. Пасха
  6. Троица
  7. Юрьев день.
  8. Купала

Повсеместно исполняются такие обряды, как Дожинки, Яблочный Спас, Толока, Покров. Дожинки, Толока являются праздниками урожая. Толока — древнеславянская богиня плодородия. Для обряда выбирали девушку, одевали на нее венок, водили хоровод. Толоке давали угощение, чтобы следующий год был урожайным. На Дожинки пели хлеб из нового зерна, освящали его в церкви. Злаки со старого урожая перемешивали с новыми, чтобы новые дали хорошие всходы. Яблочный Спас отмечают 19 августа. В этот день благодарят богов за плодородную землю, устраивают гулянья с песнями, хороводами. Освящают яблоки и другие фрукты. После Спаса лето поворачивает на осень.

Колядки — традиционный славянский праздник, отмечаемый во многих странах Европы и в России. Начинаясь с Сочельника (6 января), он длится до Крещенских морозов (19 января). В эти дни молодежь ходит по улицам, поет песни, частушки. Колядующие стучатся в дома, исполняют небольшую сценку с пением и получают за это сладости, пироги, конфеты. На Коляду девушки гадали, каким будет жених, дальнейшая жизнь, количество будущих детей.

Громница — праздник, отмечаемый в кругу семьи, связанный с почитанием Огня, Света, Грозы. Он знаменует переход от зимы к весне (15 февраля). Считается, что в этот день можно услышать гром. Громница — одно из имен богини Света. Глава семьи зажигал свечу, обходил с ней весь дом. Масленица — еще один широко известный славянский праздник. Она отмечается целую неделю перед Великим постом. В это время пекут блины, ходят в гости, устраивают народные гулянья.

Интересным обрядом является Гуканье (зазывание весны). Он исполняется 7 апреля. В этот день прилетают аисты, принося весну. Девушки выходят на высокое место, аукают, поют песни (веснянки), водят хороводы. Празднование Ивана Купала есть во многих культурах, в том числе русской. Он посвящен летнему солнцестоянию, расцвету сил природы. Вода и растения в этот день обретают целебную силу. На лугах собирали травы, засушивали их. Из них делали обереги, магические снадобья. В ночь на Купалу просыпается нечисть. Ведьмы могли украсть лошадь, навредить домашней скотине. Купались в реке только смельчаки, так как русалки могли схватить человека и защекотать насмерть.

Значительным семейным праздником в Белоруссии является свадьба. Это древний обряд, имеющий глубокий смысл. Все действия в нем хорошо продуманы, каждое имеет сакральное значение. Свадьба отмечается в три этапа:

  1. Предсвадебный — сватовство.
  2. Непосредственно свадьба.
  3. Послесвадебный — медовый месяц.

Лучшим временем для свадьбы считалась осень. В это время заканчивался сбор урожая, ничего на мешало гуляньям. Часто женились после Покрова, который символизирует начало зимы. При выборе невесты обращали внимание на такие факторы, как: работоспособность, наличие приданого, зажиточность семьи. Сначала засылали сватов, которые договаривались с родителями девушки. Для невесты проводился девичник — прощание с подругами. Перед венчанием проводился выкуп, после чего жених забирал невесту. Спустя 9 дней после свадьбы устраивали застолье для родителей молодых. Затем начинался медовый месяц.

Еда

Кухня белорусов во многом похожа на русскую. В ней преобладают каши, супы, блюда из корнеплодов, мясные и молочные продукты. Также присутствуют дары природы: грибы, ягоды, растения. Большое влияние на особенности национальной кухни оказало близкое соседство с Украиной, Польшей, прибалтийскими странами. В Белоруссии едят сало, которое солят вместе со шкуркой. Популярностью пользуются шкварки (зажаренные кусочки сала), пришедшие из украинской кухни, полендвица (сыровяленая свинина), относящаяся к польской.

Выпечку делали на основе ржаной, гречневой, гороховой муки. Распространены ячменные, овсяные, гречневые каши. Из молока делают сметану, творог, масло. В салатах и в качестве добавки к блюдам применяются лук, чеснок, крапива, щавель, ботва корнеплодов. Большое внимание уделяется овощам. Капусту, репу, брюкву, морковь варят, парят, тушат, добавляют в каши, супы. Белорусы очень любят картофель. В национальной кухне насчитывается около 200 блюд из этого продукта. Популярными угощениями на основе картофеля являются: драники, клецки, колдуны, капытки, лежень, запеканки, оладьи.

Мясо раньше употребляли нечасто, сейчас его количество в рационе значительно выросло. Белорусы чаще всего готовят свинину, курятину, реже — баранину, телятину, индюшек, кроликов. Из мяса часто делают домашнюю колбасу, его вялят и коптят. Распространены такие блюда, как холодец, рулька, сальцесон. В качестве напитков употребляются: квас, березовый сок, морсы, кисели. Из алкогольных популярна водка, медовуха, самогон на меду и крупах, травяные бальзамы. Популярные блюда белорусской кухни:

  1. Верашчака. Мясное блюдо, традиционно подаваемое к блинам. Ее делают из свиных ребрышек или колбасы собственного приготовления. Нарезанное кубиками мясо обжаривают с луком, тушат в соусе из муки и хлебного кваса.
  2. Драники. Это оладьи или блинчики из тертого картофеля. Подаются со сметаной, вареньем, йогуртом.
  3. Свекольник. Другое название — холодник. Это холодный суп, который едят летом (типа окрошки). Его готовят из свеклы с огурцами, редисом, яйцами. Заправляют квасом, минеральной водой.
  4. Крамбамбуля. Этот алкогольный напиток отличается оригинальным пряным вкусом. Водку настаивают на меду со специями.
  5. Кулага. Очень интересное блюдо, которое традиционно готовят на Купалу. Это своеобразная каша из ягод, солода, муки. Кулага считается десертом.
  6. Картофельная бабка. Запеканка, готовящаяся из тертого картофеля, заправленного жареным мясом, луком, салом. Выпекают в печи, подают со сметаной.

Характерной особенностью является то, что крестьяне почти не употребляли сладкие блюда. Десертами считались кисели, пироги с ягодной, творожной начинкой. В повседневной жизни часто ели черный (ржаной) хлеб. Среди выпечки популярны кнедлики, оладушки, пряники. Блины стряпают из гречневой, ячменной муки, с добавление капусты, тыквы, кабачков.

Белорусы — радушный и гостеприимный народ с открытой душой. Сначала они могут показаться застенчивыми, но при более близком знакомстве показывают дружелюбный и веселый характер.

travelask.ru

Народ Белорусы

Белорусы

– представители восточнославянской нации. Их численность около 10 миллионов человек, большая часть которых, естественно, проживает в Белоруссии. Встретить белорусов зачастую можно в соседних государствах: в России, Украине, Польше, Латвии. Миграции белорусов на Запад способствовали расселению на территории Германии, Канады, США.

Происхождение белорусов

Генеалогическое древо белорусов своими корнями уходит к славянским племенам: дреговичам, волынянам, радимичам, кривичам. Это восточная ветвь славянских племен. В современной классификации этнических групп белорусы относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы.

Внутри государства можно выделить небольшие подгруппы, жители которых имеют свой особый диалект. Так, в районе реки Днепр расселились представители верхнеднепровского типа, в болотистой местности (Пинские болота) проживают пинчуки, а полещуками принято называть жителей Полесья. В зависимости от близости соседнего государства ощущается влияние на белорусский язык. На юго-западе в лингвистический колорит белорусов вмешивается украинский язык, а русские словечки проскакивают на северо-востоке страны, где проходит граница с Россией. Влияние на формирование культуры Белоруссии оказали Польша, Литва, культура Руси и еврейские традиции. Войны, набеги и распри с другими государствами не только наносили урон, но и оставляли свой след в культуре белорусов. Отпечатки татарских, монгольских и скандинавских традиций прослеживаются в культурном наследии Белоруссии.

Старинные традиции, дошедшие до наших дней

Культура белорусского народа в целом имеет много общих черт со своими собратьями: украинскими, русскими традициями. Неслучайно, о таких праздниках как Масленица, день Ивана Купалы или Рождественских колядках хорошо известно жителям соседних государств. Элементы древнеязыческих верований легли в основу обычаев: проводы зимы, плетение венков из цветов, рождественские переодевания и гуляния.

Трудолюбивый белорусский народ много сил и труда отдавал работам в поле, оттого многие традиции связаны с посевными работами и сбором урожая. Дожинки – интересный обряд, приуроченный к окончанию жатвы. Символом гуляний становятся колосья, снопы, венки из пшеницы. На этом торжестве проводилось много обрядов (украшения последнего снопа, «завивания бороды»). К матушке-земле относились с особым почтением, поэтому на поле оставляли хлеб-соль, укрытый колосьями. Вековые традиции белорусов дошли до современности, поэтому ежегодно в Белоруссии проводятся ярмарки-гуляния «Дожинки».

История в сувенирах

Путешествуя по городкам белорусской земли, заметите сувениры народного творчества: плетеные изделия из лозы, «вышиванки», расписанные затейливыми узорами стеклянные статуэтки. Все эти работы – отголоски ремесленных творений белорусских умельцев — на сегодняшний день имеют больше эстетическую привлекательность. А в далекие времена народные промыслы высоко ценились на практике: плетеные корзины использовались в быту, глиняные горшки, чугунные казанки были на каждой кухне.

Пора перекусить!

Кстати, о кухне. Белорусская кухня – это простая в приготовлении еда, но обязательно вкусная и полезная. Кулинарные мастера могут из одних и тех же продуктов приготовить множество различных блюд. Верашчака, борщи, бульон с колдунами, кулеш, холодник, драники, зразы, перепечи, руляды – голодным уйти просто невозможно! Традиционными считаются овощные блюды, выпечка. Популярны добавки льняного семени, хрена, кориандра, горчицы и тмина.

В белорусском доме

Накормить свою семью и угостить близких считали своей традицией и мужчины, и женщины в белорусской семье. Мужчина – добытчик, женщина – хозяйка. Традиционно в славянских семьях рождалось много детей, поэтому семьи были большими. За общим столом собирались и старшие, и младшие. Своим примером родители показывали, как надо почитать людей преклонного возраста и заботиться о детям. Семейные устои – это главное в жизни каждого белоруса. В доме всегда чисто, убрано, пахнет свежестью. Традиционные цвета – белый, голубой, красный – используются в текстиле, домашнем убранстве.

goturist.ru

Белорусы - это... Что такое Белорусы?

Белору́сы (белор. беларусы) — восточнославянский народ, этнос, нация. Общая численность — ок. 9,4 млн человек. Проживают преимущественно на территории Республики Беларусь, где являются доминирующей национальностью (83,7 % в 2009 г.). Значительное число белорусов населяют смежные с Белоруссией территории России, Польши, Украины, Латвии и Литвы, где являются национальным меньшинством. Белорусы также широко расселились по территории бывшего СССР, а также мигрировали в ряд стран за его пределами.

Особую группу составляют полешуки — жители Полесья (преимущественно Западного), наиболее своеобразны среди них пинчуки — население Пинского Полесья[17][18][19].

Этногенез

Основная статья: Этногенез белорусов

Этногенез белорусов происходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья, и Верхнего Понемонья. Нет единого мнения о хронологических рамках формирования белорусской народности. Некоторые исследователи (Г. В. Штыхов, М. А. Ткачёв) считают, что белорусский этнос существовал уже в XIII веке, а процесс формирования белорусской народности начался в XVII—XVIII веках. Археолог В. В. Седов считал, что белорусское этническое сообщество сложилось в XIII—XIV веках, М. Я. Гринблат — в период с XIV по XVI век.

Существуют несколько концепций этногенеза белорусов:

  • «Племенная» (Е. Ф. Карский, М. Гринблат, М. В. Довнар-Запольский, В. И. Пичета) — этническая консолидация восточнославянских племён кривичей, радимичей, дреговичей, волынян и др. племен по различным социально-экономическим, политическим, военным и религиозным причинам в X—XII веках[20][21];
  • «Древнерусская» (С. А. Токарев, П. Н. Третьяков, Б. А. Рыбаков) — белорусы образовались на месте древнерусской народности, наряду с украинцами и русскими в результате распада Киевской Руси в XII—XIII веках;
  • «Балтская» В. В. Седова — балты явились этническим субстратом (подосновой), в результате миксации и взаимоассимиляции балтов с пришлыми славянами сформировался белорусский этнос;
  • «Финская» И. А. Ласкова — предками белорусов были финно-угры.

Существовали также, польская и великорусская концепции, ныне неактуальные. Их суть заключалась в том, что этническая территория белорусов рассматривалась в качестве исконно польской или исконно великорусской соответственно. Касательно этногенеза белорусов высказываются и другие мнения.

Этноним

Первый зафиксированный письменно прецедент употребления термина «белорус» (Leucorussus) как самоназвания выходцев с современной этнической территории Белоруссии относится к 1586 году[22]. К концу XIX века данный термин полностью закрепился за населением современной территории Белоруссии. До XVIII века наряду с самоназванием «белорусы» наиболее часто употреблялись самоназвания «русины» и «литвины»[23].

История

Основная статья: История Белоруссии

По одной из распространенных версий ряд племен, в том числе восточнославянские племена кривичей, дреговичей, радимичей, древлян, северян, волынян и др., а также балтийское племя ятвягов в IX—X вв. вошли в состав Киевской Руси, в рамках которой консолидировались в древнерусскую народность.

Со второй половины X века до середины XIII века крупнейшими государствами на территории современной Белоруссии являлись Полоцкое, Турово-Пинское и Городенское княжества. В этот период на белорусские земли приходит христианство, основываются Полоцкая и Туровская епархии. Развивается письменность на основе церковнославянского языка.

В середине XIII—XIV вв. белорусские земли стали центром формирования Великого княжества Литовского. С середины XIII века до 1569 года Великое княжество Литовское было отдельным государством, а после Люблинской унии 1569 года и до конца XVIII века входило в Речь Посполитую в качестве одной из двух составных частей этого конфедеративного государства.

В конце XVIII века в результате трех разделов Речи Посполитой белорусские земли были включены в состав Российской империи. В Российской империи само существование самостоятельного белорусского этноса оспаривалось рядом российских историков, географов и языковедов (И. И. Срезневским, Н. И. Костомаровым). Идея самостоятельности белорусского народа была впервые выдвинута народнической группой «Гомон», действовавшей среди белорусских студентов в Петербурге в 1880-е годы под влиянием аналогичных украинских групп[24].

Карта распространения белорусского языка в 1903 г. профессора Ефима Карского. Западное Полесье отнесено к области распространения украинского языка, в то же время ряд смежных с современной Белоруссией территорий сопредельных государств квалифицированы им как белорусоязычные.

После Октябрьской революции 1917 года и создания белорусской государственности (БССР) произошли радикальные изменения в жизни белорусов: в довоенный период резко изменились их условия жизни, выросла грамотность, началось преподавание белорусского языка в школах, начали вырабатываться нормы белорусского литературного письма. Этому также способствовало присоединение к БССР территории Западной Белоруссии (1939). Проводилась политика развития хуторов в 1920-х годах (прищеповщина) и коренизации, которая однако в послевоенный период пошла на убыль.

Вопросы развития белорусского языка и белорусской культуры были снова подняты в конце восьмидесятых годов. В августе 1991 Декларация о государственном суверенитете Белоруссии (Республики Беларусь) 1990 года получила статус конституционного акта и т. о. положила начало существованию независимой Белоруссии.

Культура

Основная статья: Культура Белоруссии

При общей однородности белорусской культуры сформировались её региональные различия. Выделяется шесть историко-этнографических районов: Поозёрье (север), Поднепровье (восток), Центральная Белоруссия, Понеманье (северо-запад), Восточное и Западное Полесье.

Язык

Основные статьи: Белорусский язык, Русский язык в Белоруссии

После создания Белорусской ССР произошли радикальные изменения в функционировании белорусского языка, выработке литературных норм. В 1933 году была проведена языковая реформа.

По данным переписи населения Белоруссии 2009 года, родным белорусский язык указали 4 841 319 белорусов (60,84 %). Кроме того, 1 009 935 (12,69 %) белорусов указали белорусский как второй язык, которым они свободно владеют. Таким образом в Белоруссии в 2009 году 5 851 254 (73,53 %) белорусов заявили о свободном владении белорусским языком. Тем не менее, лишь 2 073 853 (26,06 %) белорусов заявили, что обычно говорят по-белорусски дома[25]. По сравнению с 1999 годом эти цифры отражают тенденцию снижения использования белорусского языка; по результатам предыдущей переписи белорусский считали своим родным 85,6 % белорусов, а дома на нём общались 41,3 %[26].

Для белорусов характерен русско-белорусский билингвизм, причём большинство, особенно в крупнейших городах, предпочитает пользоваться русским языком. Так по данным переписи 2009 года, по всей стране 5 551 527 (69,77 %) белорусов заявили, что дома обычно говорят по-русски, тогда как в Минске эта доля возрастает до 87,29 %. Степень владения русским языком среди белорусов высока; так о том, что для них русский язык является родным, заявили 2 943 817 (37,00 %) белорусов, а о том, что свободно владеют русским языком как вторым, заявили 1 206 439 чел. (15,16 %). Суммарное число белорусов, заявивших о свободном владении русским языком составило 4 150 256 чел. (52,16 %), что на 1,4 млн чел. меньше количества заявивших, что дома обычно говорят по-русски.

По итогам исследования национальной идентичности выявлено, что 34 % белорусов заявляют о свободном владении ими белорусским языком, около 6 % белорусов говорят, что постоянно пользуются белорусским языком, почти 74 % постоянно пользуются русским языком[27].

Среди белорусов также распространена трасянка.

Вероисповедание

Основная статья: Религия в Белоруссии

Верующие белорусы — в основном православные (до разделов Речи Посполитой основной религией была греко-католическая церковь). По данным Католической церкви, католики составляют 14,5 % населения Белоруссии (св. 1,4 млн чел.[28]). Число католиков-белорусов выросло с 2002 года по 2009 год с 0,8 млн до 1,1 млн, а доля католиков среди этнических белорусов выросла с 10 % до 14 %. ЦРУ публикует оценку суммарной доли католиков, протестантов, иудеев и мусульман в населении Белоруссии: 20 % на 1997 год; имеются и более низкие оценки 13,19 % католиков в Белоруссии на 2000 год (то есть доля католиков среди этнических белорусов составляла ок. 11 %) — католики (преимущественно латинского обряда, есть немногочисленные общины греко-католиков), а также протестанты (баптисты, пятидесятники и др.). По сравнению с соседними народами, среди белорусов широко распространены рудименты славянского язычества, например, широкое празднование языческого праздника Купалы. В народе сохранены многочисленные дохристианские поверья, многие из которых совпадают с источниками язычества лютичей и других групп славян Поморья и Полабья.

Традиционные занятия

Традиционные занятия белорусов — земледелие, животноводство, а также пчеловодство, собирательство. Выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю, картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах — яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др.). Господствующей системой землепользования в начале XX века было трёхполье, у малоземельных — двухполье.

И. Е. Репин Белорус,1892

Основные пахотные орудия — соха (полесская, или литовская, витебская, или «перекладка», поднепровская). Использовали также рало, сошку. Для боронования применялась плетёная или вязаная борона и более архаичная борона-суковатка, смык. С конца XIX века появились железные плуг и борона. Орудия уборки урожая — серпы, косы, вилы, грабли. Зерно сушили в срубных помещениях — осетях или евнях. Для обмолота использовали цеп, валек, круглую колоду. Зерно хранили в амбарах и клетях, картофель — в истопках и погребах, склепах.

В животноводстве большую роль играло свиноводство. Разводили также крупный рогатый скот. По всей территории Белоруссии распространено овцеводство. Коневодство наиболее развито на северо-востоке. Повсеместно собирали в лесу ягоды, грибы, заготавливали кленовый и берёзовый соки. В реках и озёрах ловили рыбу.

Промыслы и ремёсла

Получили развитие промыслы и ремёсла — изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой. Отдельные виды промыслов и ремёсел сохранялись постоянно, но многие исчезли. В последние годы начали возрождаться плетение из соломки, изготовление поясов, вышивка одежды и др.

Поселения

Старая застройка в Гольшанах Белорусская хата в музее под открытым небом Строчицы Основные типы

Вёска (деревня) — наибольшее распространение, местечки, застенки (поселения на арендованной земле), выселки, хутора.

Планировка

Исторически развилось несколько форм планировки поселений: скученная (бессистемная), линейная (рядовая), уличная и др. Скученная форма была наиболее распространена на северо-востоке, особенно в шляхетских околицах. Линейная планировка (усадьбы расположены вдоль улицы с одной её стороны) на всей территории Белоруссии широкое распространение получила в XVI—XVII веках. Число домов в поселении — от 10 до 100 (преимущественно в Полесье). Во время Великой Отечественной войны было сожжено 9200 деревень. В послевоенный период деревни укрупнялись, создавались новые культурно-бытовые сооружения, дворцы культуры, клубы, школы, медицинские учреждения. В современных деревнях преобладает уличная планировка, дома располагаются вдоль дорог с обеих сторон, торцом к дороге.

Жилище

Традиционное

Основная статья: Белорусский крестьянский двор#Хата

Эволюционировало от землянки до однокамерных, позднее многокамерных построек. В начале XX века основными типами были 1-2-3-камерные бревенчатые строения с двухскатной, реже четырёхскатной крышей, покрытой соломой, дранкой, доской; преобладающая планировка: хата + сени и хата + сени + камора (клеть). Постепенно третье строение приобрело жилую функцию: хата + сени + хата; усложнилась внутренняя планировка, выделились отдельные помещения. Внутренняя планировка была устойчива — печь размещалась в правом или левом углу от входа и устьем повернута к длинной стене с окном. В противоположном углу по диагонали от печи находился красный угол (кут, покуть), почётное место в доме. Там стоял стол, и находилась икона. Вдоль стен размещались лавки. От печи вдоль глухой стены были полати — нары. Позднее появились кровати. Около дверей стояли небольшие лавки (услоны). На стене, на кухне — полка для посуды. Интерьер оформлялся различными кружевами, домоткаными скатертями, ручниками и покрывалами, коврами и одеялами. Декоративно-архитектурные орнаменты украшали жилище с внешней стороны. Эволюция современного жилища белорусов выразилась в росте домов-пятистенок, появлении кирпичных, нередко двухэтажных домов, часто с водопроводом, газом.

Крестьянский двор

Внешний вид крестьянской усадьбы

Основная статья: Белорусский крестьянский двор

Состоял из хаты, амбара (клети), навеса для дров (паветки), сарая для скота (хлева), сарая для сена (евни, осети, пуни). Выделяется три основных типа планировки усадеб: веночный — весь комплекс жилых и хозяйственных построек образует квадрат или прямоугольник, все строения связаны друг с другом; погонный — жилые и хозяйственные постройки образуют ряд в несколько десятков метров; несвязанные строения (появился недавно, чаще встречается в Минской, Брестской и Гродненской областях). В послереволюционное время отпала необходимость в некоторых хозяйственных постройках, например, помещениях для обмолота зерна, содержания коней, волов и др.; ликвидация их привела к трансформации традиционной планировки в двухрядную погонную, Г-образную и с несвязанными строениями.

Традиционный комплекс одежды

Основная статья: Белорусский национальный костюм

В конце XIX — середине XX веков сформировались и бытовали традиционные строи одежды.

Мужской

Состоял из рубахи, ноговиц (поясная одежда), безрукавки (камизельки). Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь — лапти, кожаные постолы, боты, зимой валенки. Головные уборы — соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха). Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был разноцветным.

Женский Белоруска в национальном народном наряде

Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда — разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также понёвы, фартуки. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) — вышивкой, кружевами.

Головной убор девушек — узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их завязывать. Каждодневная женская обувь — лапти, праздничная — постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна (свита, сермяга, бурка, латушка) и дублёной (казачина) и недублёной (кожух) овчины. Носили также кафтан, кабат[неизвестный термин]. В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.

Кухня

Основная статья: Белорусская кухня

Традиционная

Включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения продуктов — сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли дикорастущие растения — щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи — каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки. Из муки (преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные — солодуха, кваша, кулага и неквашеные — калатуша, затирка, галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки — кисели, жур, толокно.

Основу повседневного питания составлял хлеб (ржаной, реже пшеничный). Его пекли преимущественно из кислого теста с различными добавками — картофелем, свёклой, с желудями, мякиной и др. в зависимости от достатка в семье. Из хлебного теста пекли различные лепёшки — сковородники, преснаки, коржи; в праздники — пироги.

Драники

Традиционная еда белорусов — блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Один из основных продуктов питания белорусов — овощи. Горох тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь — парили и пекли. Из овощей варили жидкие блюда — ботвинья, холодник, борщ. Со второй половины XIX века прочные позиции в питании занял картофель. Известно более 200 блюд из картофеля — печёный, отварной, жареный, тушёный, пюре, комы, бабка или дранка, клёцки, колдуны, блины, гульбишники, оладьи, суп, запеканки, пирожки и т. д. Молоко чаще употребляется в кислом виде; творог и особенно масло, сметана — в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты использовались преимущественно в составе блюд, чаще употребляли свинину, баранину, мясо домашней птицы, реже говядину. Из напитков известны берёзовый сок, медовый, хлебный, свекольный квасы.

Обрядовая еда

Каравай на свадьбе; крашеные яйца, булки, пасха, колбасы на Пасху; кутья, блины, кисели на поминках; бабина каша на родины; блины на масленицу; кулага на Купалле и др. Традиции питания в значительной мере сохраняются и сейчас. В рационе преобладают блюда из картофеля, блины, каши, молочные блюда. Увеличилось потребление мясных продуктов, подсолнечного масла. Появились блюда, заимствованные у других народов,- шашлык, бефстроганов, плов, гуляш, пельмени и др. Возросла роль привозных напитков — чая, какао, кофе. Однако, не исчезли из употребления конопля, льняное семя, некоторые блюда из муки — солодуха, кулага, толокно, мучные кисели.

Семья

По данным инвентарей конца XVI — первой половины XVII веков, средняя численность крестьянского двора была близка к 6 человекам. Обычно его населяла одна нуклеарная семья (родители с детьми), реже — 2 такие семьи (родители и женатый сын, два женатых брата). В среднем на двор приходилось 1,2 — 1,3 супружеские пары. Ко второй половине XVIII века заметно возрастает количество дворов, в которых жили неразделенные семьи. В них могли вести совместное хозяйство родители и 2 женатых сына, или 2-3 брата со своими семьями, реже — более отдаленные родственники (дядя и племянник, двоюродные братья с их женами и детьми). Существовал и обычай примачества, когда зять переходил в хозяйство своих тестя и тещи. Как правило, это происходило в случаях, когда в семье были только дочери. В целом на 2 крестьянских двора в XVIII веке приходилось примерно 3 брачных пары. Основной причиной было воздействие крепостного права. Чтобы не только обрабатывать свой надел, но и выполнять барщину, нужно было много крестьянских рук. А поскольку повинности обычно раскладывались на двор (дым), было выгодно двум семьям жить под одной крышей. После присоединения белорусских земель к Российской империи в конце XVIII века нормы барщины ещё более возросли, и как результат в первой половине XIX века многосемейные хозяйства стали господствующими. В среднем на двор приходилось около 8-9 человек и 2 брачные пары. После отмены крепостного права в 1863 г. число неразделенных семей начало быстро сокращаться, и к началу XX века вновь преобладали семьи из родителей с детьми.

В XIX и даже в начале XX века в деревне сохранялись элементы общинной организации — взаимопомощь односельчан в работе — толока (белор. талака), сябрыны. Многие важные дела решались на деревенских сходах, в которых принимали участие главы семей (гаспадары). На сходах выбирали старосту, назначали опекунов, обсуждали семейные конфликты и др.

Обряды

Почтовая марка СССР, 1961 год Празднование Ивана Купалы в Белоруссии. Почтовая марка СССР (1991 год)

Основная статья: Обряды и обычаи белорусов

Из семейных обрядов наиболее красочным была свадьба. Свадебные обряды можно подразделить на предсвадебные (сватовство, заручины); собственно свадьбу (суборная суббота, печение каравая, пасад, встреча дружин молодых, сведение молодых, деление каравая); послесвадебные перезвы. Наиболее важными считали посад невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая. Многие традиционные обряды, в сокращённом виде или переосмысленные, сохранились и в современной свадьбе Белорусов, многие воспроизводятся в игровой форме. Главный момент родильных обрядов — разбивание горшка, угощение бабиной кашей, катание бабки-повитухи на бороне, санях, лошадях. Похоронный обряд включал ряд архаичных элементов — поминальная трапеза с обязательной кутьёй, зажжение свечей.

Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо — ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём, обходила дома соседей и исполняла величальные песни (колядки). На масленицу пекли блины, катались на лошадях, однако масленичные обряды белорусов были менее развиты, чем у русских или украинцев. Встреча весны отмечалась пением веснянок. Из восточнославянских народов обрядовый характер встречи весны дольше всего сохранялся у белорусов.

Национальную специфику составляли волочебные песни, которые у белорусов были более распространены, чем у русских и украинцев. Они исполнялись на Пасху во время обхода дворов волочебниками (взрослые мужчины), желавшими хозяевам урожая, богатства в доме. На второй день Пасхи водили хороводы. Особый пласт народного поэтического творчества представляет купальская поэзия. Этот праздник сохранил наиболее архаичные черты. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, парни и девушки прыгали через них, искали чудодейственный цветок папоротника, купались, гадали, пускали венки по воде и др. Сохранилось много купальских песен. Широко распространены дожинки. Плели дожинковый венок, украшали последний сноп, устраивали праздничную трапезу. Дожинки сопровождались особыми песнями.

В фольклоре белорусов представлен широкий спектр жанров — сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, календарная и семейная обрядовая поэзия, народный театр и др. В легендах, преданиях, сказках нашли отражение дохристианские представления белорусов о происхождении мира. Богато песенное творчество белорусов. Из музыкальных инструментов популярны были дуда, басетля, жалейка, лира, бубен.

Литература

  • Бандарчык В. К. Гісторыя беларускай этнаграфіі XIX ст. — Мн., 1964.  (белор.)
  • Белорусское Полесье. Сборник этнографических материалов, собранных М. Довнаром-Запольским. — Вып. I. Песни пинчуков. — К., 1895.
  • Белорусы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8
  • Булгаковский Д. Г. Пинчуки. Этнографический сборник. — СПб., 1890.
  • Гринблат М. Я. Белорусы. Очерки происхождения и этнической истории. — Мн., 1968.
  • Народы Европейской части СССР. — Т. 1. — М., 1964.
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 43
  • Носевич В. Л. Традиционная белорусская деревня в европейской перспективе. — Мн., 2004.
  • Молчанова Л. А. Материальная культура белорусов. — Мн., 1968.
  • Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. — Т. 9. // Под редакцией В.Семёнова. — СПб., 1905.
Статьи об этногенезе белорусов в «Советской этнографии»:
  • Седов В. В. К происхождению белорусов // Советская этнография. — № 2, 1967.
  • Третьяков П. Н. Восточные славяне и балтийский субстрат // Советская этнография. — № 4, 1967.
  • Жучкевич В. А. К вопросу о балтийском субстрате в этногенезе белорусов // Советская этнография. — № 1, 1968.
  • Гринблат М. Я. К происхождению белорусской народности (по поводу теории субстрата) // Советская этнография. — № 5, 1968.
Диаспора
  • Голубева Н. А.Беларускае замежжа=Белорусское зарубежье. — Мн., 2010.

Примечания

  1. ↑ Предварительные итоги переписи населения Беларуси 2009 г.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 Joshua Project
  3. ↑ Национальный состав населения Российской Федерации. Всероссийская перепись населения 2010 года. Проверено 16 декабря 2011.
  4. ↑ Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 Белорусское время, Как живешь, белорусская диаспора?
  6. ↑  (латыш.) Population Census 2011 — Key Indicators
  7. ↑ Агентство Республики Казахстан по статистике. Численность населения Республики Казахстан по отдельным этносам на 1 января 2012 года.
  8. ↑ Multicultural Canada. Migration, Arrival, and Settlement
  9. ↑ Согласно предварительным итогам переписи населения 2011 года (этой переписью впервые предусматривалась возможность указания двух национальностей одним и тем же респондентом) в Польше насчитывалась 31 тысяча человек, которые указали только белорусскую национальность и никакую другую, 6 тысяч человек указали белорусскую национальность в качестве первой из двух, ещё 10 тысяч указали белорусскую национальность второй из двух возможных. Среди 16 тысяч человек, которые указали белорусскую национальность одной из двух возможных (первой или второй), 15 тысяч другой национальностью указали польскую (см. Предварительыне результаты Национальной переписи населения и жилищ Польши 2011 года).
  10. ↑ Департамент статистики Литвы. База статистических данных о населении Литвы.
  11. ↑ Этнический атлас Узбекистана
  12. ↑ «Ancestry by Birthplace of Parent(s)» Australia: 2001 Census. 2001.
  13. ↑ Статкомитет Эстонии. База данных населения
  14. ↑ По переписи 1989 г. в Молдавской ССР (включая Приднестровье) было 19 608 белорусов.(Демоскоп Национальный состав МССР 1989 г.)
  15. ↑ Приднестровье (ПМР) юридически является частью Молдавии, фактически — самопровозглашённым государством, признанным лишь двумя частично признанными государствами: Южная Осетия и Абхазия. Перепись населения в Молдавии 5-12 октября 2004 г. проводилась без учёта населения ПМР. В ПМР в 2004 г. проводилась самостоятельная перепись населения 11-18 ноября 2004 г.(Демоскоп. Итоги переписи населения ПМР 2004 г.)
  16. ↑ Национальный статистический комитет Кыргызской республики. Национальный состав населения
  17. ↑ Белорусское Полесье // Литературная Россия, № 16, 2006.
  18. ↑ Пинчуки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  19. ↑ Этническая структура населения Брестской области (к вопросу о «скрытых» этносах) // Гістарычная брама, № 2-3 (12-13), 1999.
  20. ↑ Носевич В. В. Белорусы: становление этноса и «национальная идея»
  21. ↑ Белорусы // Кругосвет
  22. ↑ Латышонак, А. Навуковыя крыніцы самаакрэслення Саламона Рысінскага як беларуса / А. Латышонак // Рэфармацыя і грамадства : XVI стагоддзе : Матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі. — Мінск : Беларускі кнігазбор, 2005. — С. 126—131.
  23. ↑ Бандарчык, В. К. Фарміраванне і развіццё беларускай нацыі / В. К. Бандарчык, П. У Церашковіч // Этнаграфія беларусаў. — Мінск : Навука і тэхніка, 1985. — С. 158.
  24. ↑ Носевич В. Л. Белорусы: становление этноса и «национальная идея». Из книги «Белоруссия и Россия: общества и государства». Москва: «Права человека», 1998, с.11-30
  25. ↑ Предварительные результаты переписи 2009 года. Население отдельных национальностей по полу, возрасту, состоянию в браке, образованию, источникам средств к существованию, лингвистическим признакам.
  26. ↑ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И ЯЗЫКАМ В 1999 ГОДУ
  27. ↑ Социологи: Белорусы любят, но не отстаивают.
  28. ↑ Состояние на 1 марта 2009 г., данные опубликованные на www.catholic.by

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Белорусы

В древности белорусы занимали область, ограниченную с юга рекой Припять, с запада – Западным Бугос, верховьями Нарева и Бобра, с севера – Западной Двиной, с востока – верховьями Волги и левыми притоками верхнего Днепра.

Следовательно, родина белорусов может быть обозначена губерниями Минской, Гродненской без самых южных частей; далее, захватывая незначительную часть Сувалкской губернии, она обнимает Виленскую, исключая северо-западный ее угол; затем обнимает почти всю Витебскую губернию (на западе до города Дриссы), всю Могилевскую, западную часть Смоленской и небольшую часть Черниговской губернии.

19 веке белорусы занимали область площадью около 180 402 км2. Белорусы считаются потомками древних вендов, живших первоначально в странах придунайских, которые в 1 в. занимали уже земли, орошаемые Западной Двиной, Вислой и Волхвом. Обширность этого пространства и малонаселенность были, конечно, главными причинами переселения сюда, в конце VI и начале VII веков, других родственных им племен, а именно белых хорватов, сербов и хорутан, которые, теснимые сильным врагом, двинулись на северо-восток и осели частью на открытых местах по Днепру, усвоив себе название полян, частью в лесах, от чего прозвались древлянами, частью в болотистых дреговинах между Припятью и Западной Двиной и назывались дреговичами, а некоторые, зайдя еще севернее, заняли земли у Западной Двины и впадающей в нее реки Полоты и прозвались полочанами.

По сказанию летописца, некоторые роды полочан, под именем кривичей, выселились на верховья рек Двины, Днепра и Волги, заняв впоследствии обширную страну, которая заключала в себе нынешние губернии Витебскую, Псковскую, Смоленскую и части губерний Минской, Виленской и Могилевской. Что обитающие ныне в этих губерниях белорусы произошли от одного и того же племени кривичей, доказывается как сходством их наружности, домашнего быта, обычаев, верований, так и в особенности сходством языка, как древнего письменного, так и живого, лучшим образцом которого служат песни, сказки, поговорки, пословицы и загадки. В начале XIV столетия (1318-1320) Гедимин присоединяет к Литве всю древнюю область кривичей. С этих пор история белорусского племени связана с историей Литвы и Польши.

Язык, религия белорусов

Образование Литовского княжества не уничтожило русской культуры, но, напротив, литовцы, как народ неразвитой, подчинились этой культуре. После соединения Литвы с Польшей русское население Литвы начинает постепенно подпадать польскому влиянию. Тем не менее масса народа сохранила свой язык и обычаи, хотя, конечно, язык изменился под влиянием соседей.

Белорусское наречие составляет основу языка Библии Скорины, хотя и в соединении с языком церковно-славянским, а также с большой примесью полонизмов и чехизмов. Затем белорусское наречие встречается в полемической литературе, которая была протестом малорусского и белорусского народа против Польши, католичества и унии. Но ни тогда, ни впоследствии белорусское наречие не приобрело самостоятельного литературного значения.

Большинство белорусов православные. Раскольников немного. После православных большинство — католики.

Хозяйство белорусов

Белорусские деревни рассеяны между лесами и болотами, часто в местах едва доступных, да и то лишь для крестьянского экипажа, носящего весьма характеристическое название «колес»; и это действительно не более как четверо, почти одинаковой величины, тонких, иногда березовых колес, без шин, на таких же осях, с положенной на них доской и четырьмя лозовыми или березовыми дужками с боков — против колес. Почти такой же первобытной конструкции и зимний экипаж белоруса, называемый полозками.

Каковы экипажи, таковы лошади и веревочная, подчас с правкой лыка, упряжь. Не лучше и белорусская корова, составляющая богатство и гордость мужика. Как корова, так и лошадь небольшого роста и слабосильны. Хозяйственные постройки у белорусов плохи. Вообще картина домашнего быта крестьянина-белоруса в большинстве случаев печальна.

Землю белорус обрабатывает допотопной сохой. Никаких усовершенствований в его хозяйстве нет. Благодаря этому, урожаи хлебов плохи, хотя земля могла бы родить в несколько раз больше. По вышеизложенным причинам белорусу приходится много трудиться, но результаты его трудов не оправдывают его надежд. Нельзя сказать, чтобы белорус был обделен духовными дарами. Главной причиной бедности и угнетенности белорусов его тяжелое прошлое. Только освобождение крестьян избавило его от тяжелой опеки, в которой он находился несколько веков.

Жилище белорусов

Стол и жилище белорусов небогаты. Молоко, творог, осенью и зимой картофель, капуста, бураки, бобы, горох, а летом щавель, ботвинья и т. п. при черном хлебе, дурно выпеченном из непросеянной ржаной муки, смолотой из плохо отвеянного зерна на домашних ручных жерновах: вот обыкновенная — и то в хороший год и притом у зажиточного крестьянина — пища большинства белорусов.

Что же касается жилищ их, то они имели первобытный характер. Тесная, душная, курная, бревенчатая, крытая иногда дранью без гвоздей, иногда соломой, изба с одним или с двумя маленькими окошечками, кое-как заставленными кусочками стекла, и небольшой кладовой в сенях, наполненная удушливыми испарениями людей и животных и, кроме того, летом мухами и другими насекомыми (и всегда тараканами и прусаками), составляет тип белорусских жилых крестьянских построек, отличающихся по наружности бедностью и неприветливостью. Деревни состоят из двух, трех, пяти, а уж редко-редко из десяти и более изб.

Внешность и одежда белорусов

По наружности белорус резко отличается от великорусов. Он редко бывает больше среднего роста, а часто меньше; скорее приземист, чем строен; одутловат; волосы русые; глаза мало открытые, как бы вдавленные, чаще всего серые; лицо круглое. В 40, много в 50 лет белорус выглядит совершенным стариком; женщины увядают весьма рано, хотя в молодости иные из них отличаются свежестью и привлекательностью лица.

Одежда белорусов весьма немногосложна и отличается первобытной простотой; только головные уборы мужчин и женщин несколько разнообразны. Любимый цвет белорусов белый: белый кожух, белая рубаха и панталоны, белый полотняный пояс, белая юбка у женщин, белый фартук, белый головной платок — все это обыкновенные любимые принадлежности праздничного и домашнего, летнего и зимнего туалета белорусов, и только сапоги, сменяющие лапти, отличают, и то не всегда, зимний и праздничный наряд белоруса от летнего и будничного.

В отношении покроя шапок белорусы несколько прихотливы: одни носят суконные или кожаные фуражки с козырьком; другие — поярковые высокие шляпы, без полей или с полями отвороченными кверху, или горизонтальными; у некоторых всегдашний головной убор — круглая суконная, войлочная или баранья шапка; у других — что-то вроде четырехугольной конфедератки.

Головной убор женщин не столько разнится формой, сколько цветами и узорами. Дорогих ожерелий, серег и перстней у белорусов не встретишь; все это — грошовые бусы, стеклярус, самая простая медь и редко серебро.

geographyofrussia.com


Смотрите также