Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Белоруссия входит ли в евросоюз


Беларусь и Евросоюз подошли к пределу сближения?

Вызвавший дискуссии среди политизированных белорусов очередной саммит Восточного партнерства (ВП) заметными результатами для нашей страны не ознаменовался.

Наибольший ажиотаж накануне мероприятия был вызван не его содержательным компонентом, а вопросом, примет ли участие в саммите первое лицо, а если не примет, то почему.

Лукашенко проиграл?

Безусловно, можно согласиться с теми, кто утверждает, что такой визит Александра Лукашенко в какой-то степени мог оказаться для страны полезным. Однако только в том случае, если бы именно сближение с ЕС было поставлено его главной целью.

Между тем такие намерения совершенно не обязательно были бы превалирующими. На первом плане могло оказаться, например, желание показать своему электорату, что прекратилась международная изоляция на высшем уровне. Или — дать щелчок по носу европейским партнерам: дескать, все-таки пришлось вам поступиться принципами и пригласить к себе «последнего диктатора Европы».

По крайней мере, в непреодолимом желании максимально сблизиться с Евросоюзом белорусское руководство уж точно упрекнуть нельзя.

Есть мнение, что, отказавшись от поездки в Брюссель, Лукашенко, скорее, проиграл. Возможно, и вправду, хотя трудно делать уверенные выводы, не зная в деталях всех обстоятельств. Но, как бы там ни было, если такого рода проигрыш действительно имел место, то это был его персональный проигрыш, тогда как на белорусско-европейском взаимодействии в целом это едва ли скажется.

В то же время факт отказа белорусского лидера от поездки подтверждает наличие у него не самых благожелательных настроений в отношении объединенной Европы.

Скучный саммит

На самом же саммите никаких значительных событий, касающихся нашей страны, не ожидалось и не произошло, что засвидетельствовала его итоговая декларация. В самом деле, трудно, наверное, считать прорывом подпись под соглашением о расширении трансъевропейской транспортной сети между ЕС и странами ВП.

В остальном все осталось примерно в том же состоянии, что и накануне саммита. Правда, на итоговой пресс-конференции, состоявшейся 24 ноября там же, в Брюсселе, возглавлявший белорусскую делегацию руководитель внешнеполитического ведомства Владимир Макей с оптимизмом говорил о перспективах заключения нового рамочного договора — соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) — между Беларусью и Европейским союзом.

Вот только не совсем ясно, насколько этот оптимизм оправдан, поскольку, по словам самого министра, еще не завершено даже обсуждение так называемых приоритетов партнерства, то есть фактически программы сотрудничества Беларуси с ЕС на следующий год.

Также очень медленно идут переговоры о смягчении визового режима. Замечательно, конечно, что по дипломатическим паспортам все вопросы, как сообщил Макей, сняты. Но не исключено, что найти решение по другим спорным моментам будет сложнее.

И уж совсем вялотекущим выглядит диалог по правам человека.

Все это наглядно демонстрирует, что переговорный процесс Беларуси с Евросоюзом является весьма непростым делом. Соответственно, есть большие подозрения, что достичь согласия по СПС будет тем более нелегко.

Какой будет судьба нового СПС?

Известно, например, что некоторые государства ЕС настаивают на непременном выполнении белорусским режимом предварительных условий — отмены смертной казни или как минимум введения на нее моратория, а также кардинального улучшения положения дел с правами человека. Готовность же официального Минска пойти на такие шаги пока вовсе не просматривается.

Но даже если допустить, что СПС удастся согласовать достаточно быстро, на очереди окажется его ратификация парламентами всех стран ЕС, Европарламентом и Национальным собранием Республики Беларусь.

С последним, надо полагать, особых проблем не возникнет, чего нельзя с уверенностью сказать об остальных. Заключение предыдущего СПС застопорилось в 1996 году как раз на стадии ратификации. Причиной, по которой Европа этот документ положила под сукно, послужило проведение в Беларуси в ноябре того же года печально известного конституционного референдума, который резко усилил полномочия президента и развязал руки для разгона Верховного Совета.

Кто даст гарантии, что повторения чего-то подобного не будет?

Тем временем другие страны-партнеры хоть и с разной скоростью, но продвигаются вперед. В частности, на брюссельском саммите соглашение об ассоциации (и в его сильно облегченном варианте гораздо более продвинутое по сравнению с СПС) подписала Армения, которая, кстати, наряду с Беларусью входит в ЕАЭС.

Таким образом, даже в рамках достаточно невнятной программы ВП наша страна является глубоким аутсайдером. Причем господствующие в белорусском руководстве настроения не оставляют много шансов на выход из такого незавидного положения. Напротив, складывается впечатление, что стороны уже очень близко подошли к пределу своего сближения.

Как Белоруссия ищет сближения с Евросоюзом Александр Лукашенко съездил в ЕС впервые с 2009 года — Meduza

Фото: Andrew Medichini / AFP / Scanpix / LETA

На фоне нестабильной политической и экономической ситуации в России белорусский президент Александр Лукашенко ищет пути сближения с Западом — и небезуспешно. С Лукашенко сняты санкции, он впервые за несколько лет побывал с визитом в Европе — встретился с папой римским в Ватикане. В самой Белоруссии освобождены политзаключенные и больше не сажают за участие в оппозиционных митингах, но Евросоюз пока ведет по отношению к Белоруссии очень сдержанную политику. В рамках совместного проекта «Медузы» и Центра Карнеги о современной белорусской политике рассуждает политический обозреватель портала TUT.BY Артем Шрайбман.

Недавний визит к папе римскому оставил белорусского президента таким довольным, каким его давно не видели. Александр Лукашенко проговорил с понтификом 40 минут, заявил об идеологической близости с ним и пригласил папу Франциска в Минск. Тот, в свою очередь, назвал белорусскую столицу «местом мира», чем польстил Лукашенко, который уже два года, как взял на себя амплуа миротворца в российско-украинском конфликте.

Цели встречи у каждого из лидеров были свои. Папа Франциск, вслед за своим предшественником Бенедиктом XVI, принял Лукашенко, потому что Белоруссия — особая для Святого престола страна. Это каноническая территория Русской православной церкви, на которой проживают почти полтора миллиона католиков (15% населения Белоруссии). Для папы важно, чтобы эти люди не сталкивались с дискриминацией, поэтому сохранение постоянных контактов с Минском в Ватикане рассматривают как гуманитарную миссию. Лукашенко раз за разом всем гонцам от римского папы и теперь ему самому гарантирует, что в Белоруссии не ущемляют ничьих религиозных прав. Что в общем-то недалеко от истины.

Но для белорусского президента визит в Ватикан и Рим (была еще встреча с президентом Италии) оказался более многозадачным. Это первая поездка Лукашенко в Евросоюз после снятия санкций. Как и в предыдущую фазу потепления отношений, в 2009 году, первым из европейских столиц свои двери для Лукашенко открыл Рим.

Это не случайность. Российскому читателю наверняка известна особая позиция Италии в отношении санкций против Москвы. То же самое всегда касалось и Минска. Меняющиеся итальянские правительства были едины если не в лоббизме, то в поддержке идеи максимально скорой отмены санкций против восточных соседей Евросоюза. Почти наверняка от белорусского президента в Риме услышали много слов благодарности.

Но апофеозом визита, безусловно, стала аудиенция с папой римским. Для белорусского президента политический смысл встречи с бесспорным моральным авторитетом, папой Франциском, — показать всем остальным европейским лидерам, что с Лукашенко незазорно общаться. Ватикан, как и семь лет назад, используется как мост в клуб рукопожатных лидеров.

Президент Беларуси Александр Лукашенко и президент Италии Серджио Маттарелла, 20 мая 2016 года

Фото: пресс-служба президента Республики Беларусь

Подготовка к дружбе

Выходу Александра Лукашенко в свет предшествовала артподготовка в виде целого ряда внутри- и внешнеполитических шагов официального Минска. На слуху больше второй, геополитический флирт белорусского лидера: невнятная позиция по Крыму, поддержание хороших отношений с Киевом, предоставление площадки под переговоры. В столицу Белоруссии чуть ли не ежемесячно приезжают новые американские и европейские дипломаты. Глава МИД принимает у себя функционеров из западных политических фондов, которых в России (а до недавнего времени в самой Белоруссии) иначе как кукловодами «цветных революций» не называли.

Но кое-что делается и внутри страны. В августе прошлого года Лукашенко выпустил всех политзаключенных и наложил неформальный мораторий на разгоны акций протеста. Уже почти год белорусская милиция не задерживает, а суды не сажают на сутки участников несанкционированных пикетов и демонстраций. Их в конвейерном порядке штрафуют постфактум, но это выглядит более цивилизованно для западного глаза, чем заталкивание десятков людей в автозаки.

Минск возобновил диалог с ЕС по таким щепетильным вопросам, как права человека и смертная казнь. Лукашенко дал добро на учет пусть и небольшой, но части рекомендаций ОБСЕ по избирательному процессу во время запланированной на осень парламентской кампании. ЦИК уже напечатал методички, в которых членам участковых избиркомов запрещается, как раньше, спинами заслонять от наблюдателей подсчет голосов. После выборов обещают подправить и избирательный кодекс.

Все это, разумеется, нисколько не меняет сути белорусской авторитарной системы. Лидеры персоналистских режимов, уверенные в своей почти мессианской избранности, не склонны запускать политическую трансформацию, пока хватает ресурса управлять страной. Вопрос в том, зачем Лукашенко сейчас понадобилось предпринимать столько усилий, чтобы расположить к себе Запад.

Причины две. Во-первых, Россия после своих крымской, донбасской и сирийской кампаний все меньше воспринимается соседями как предсказуемый союзник. Во-вторых, падение российского рынка сбыта и цен на нефть, переработка которой — основная статья белорусского экспорта, уронили экономику Белоруссии еще сильнее, чем России.

Именно экономический аспект отличает нынешний заход белорусского президента на дружбу с Западом от того, что произошло в 2008 году. Тогда Лукашенко тоже отпугнула российско-грузинская война, он тоже выпустил политзаключенных, сделал пару визитов в Евросоюз, разругался с Россией вплоть до «Крестных батек» по НТВ, но на выборах в декабре 2010 года разогнал демонстрантов, попал под новые санкции ЕС, и все вернулось на круги своя.

Сейчас намерения и амбиции в Минске серьезнее. Появилось осознание, что кризис пришел надолго, а на одной дружбе с все менее надежной — политически и финансово — Москвой долго не протянешь. Но проблема Лукашенко в том, что за эти годы изменилось настроение и в западных столицах.

Встреча белорусской делегации с европейским комиссаром по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнесом Ханом, 24 мая 2016 года

Фото: пресс-служба МИД Республики Беларусь

Обжегшись на Украине

Тогда, восемь лет назад, во время первого размораживания, Евросоюз запустил программу Восточное партнерство. Брюссель предлагал шести постсоветским странам (Армении, Азербайджану, Украине, Молдавии, Грузии и Белоруссии) сближение без гарантий вступления. Власти этих стран, по задумке, должны были стать надежными друзьями Евросоюза и демократизировать самих себя, зачарованные перспективой безвизового режима и зоны свободной торговли с единой Европой. Между ЕС и Россией должен был появиться лояльный Брюсселю пояс стабильности и процветания.

Программа де-факто провалилась почти по всем заявленным целям. Регион Восточного партнерства с его Крымом, Донбассом, Абхазией, Карабахом, коррупционным параличом Кишинева и в значительной степени — Киева стал сплошной головной болью для Евросоюза.

Когда мне довелось быть в Брюсселе накануне отмены санкций против Белоруссии (февраль этого года), в воздухе витало совсем другое настроение, чем во времена той благой наивности. Один евробюрократ в частной беседе сформулировал это так: «У нас есть Brexit, Grexit, наплыв мигрантов, хаос на Украине, и мы не хотим, чтобы Белоруссия стала еще одной проблемой». Другая брюссельская чиновница сказала прозрачнее: «Мы не можем двигать вашу страну к демократии быстрее, чем этого хочет белорусский народ».

От Минска больше не хотят крепкой дружбы и принятия европейских стандартов, от него хотят спокойствия и стабильности. Такие ожидания несовместимы с попытками серьезного сближения, которые могут разозлить Москву. Обжегшись на Украине, в Европе дуют на Белоруссию.

Отсюда и абсолютно разный набор заявленных пряников для Белоруссии шесть-семь лет назад и сейчас. В 2010 году, накануне президентских выборов, в Минск приехали тогдашние главы МИД Польши и Германии Радослав Сикорски и Гидо Вестервелле. Они привезли с собой весьма топорное предложение, которое не постеснялись озвучить: если Лукашенко проводит честные выборы, он получает 3 миллиарда евро.

Сейчас Минску предлагают увеличить объемы технической помощи на проекты вроде альтернативной энергетики, образовательных обменов и модернизации пограничных пунктов пропуска. Суммарно — в пределах нескольких десятков, максимум пары сотен миллионов евро.

Европейский инвестиционный банк обещает прийти в Белоруссию, а Европейский банк реконструкции и развития — начать кредитование госпредприятий. Обе структуры оперируют суммами максимум в сотни миллионов евро и выделяют их точечно, под прибыльные среднесрочные проекты. Остальные обещанные бонусы от потепления с ЕС и вовсе слабо осязаемы — например, проведенный недавно белорусско-европейский инвестфорум в Вене.

Для оказания более серьезной финансовой поддержки Минску в Евросоюзе нет ни политической воли, ни свободных ресурсов. А предложения, которые сейчас на столе, не могут удовлетворить белорусскую потребность в быстрых и больших деньгах.

Заседание «Координационной группы Беларусь — ЕС», 6 апреля 2016 года

Фото: пресс-служба МИД Республики Беларусь

Неизбежная несовместимость

Что же касается политического сближения, то оно серьезно затруднено. Во-первых, Белоруссия входит в Евразийский экономический союз. Для нее формально, а учитывая чувствительность России — и по факту, закрыт путь к ассоциации с ЕС.

Пока Грузия и Украина получают безвизовый режим, Минск и Брюссель говорят лишь об удешевлении виз с 60 евро до 35. Процесс этот длится уже два с половиной года и идет очень вяло.

Даже рамочный договор о партнерстве и сотрудничестве, который у Евросоюза есть со всеми остальными странами ЕАЭС, с Минском не подписан. Когда МИД Белоруссии заикнулся, что неплохо было бы такой документ обговорить, ему из Брюсселя тут же сказали: не время, будем развивать отношения постепенно.

Дело в том, что соображения realpolitik хоть и стали популярнее в Европе, не вытеснили ценностный подход. Белоруссия, как ни крути, авторитарная страна, с несменяемым президентом и отсутствием разделения властей. Даже более демократичная Турция, помогающая Евросоюзу решить острейший миграционный кризис и просящая за это всего-то безвизовый режим, наталкивается на неготовность Брюсселя полностью переступить через свои принципы и закрыть глаза на права человека. Минск пока не приблизился к такой степени нужности Западу, чтобы в отношении него применялись сугубо прагматические стандарты.

Вероятнее всего, в скором будущем стороны натолкнутся на несовпадение своих притязаний и потепление застопорится. Лукашенко в своем недавнем послании народу и парламенту уже с ноткой недовольства назвал сегодняшний этап в отношениях с Западом «говорильней».

Поэтому встреча с папой римским для белорусского президента может быть эффектным пиар-ходом — как для внешнего, так и внутреннего потребления. За ней могут последовать другие встречи с европейскими лидерами. Но дрейфа Белоруссии на Запад, которым любят пугать своих читателей особо патриотические российские СМИ, не случится. По крайней мере сейчас Минск там никто всерьез не ждет.

Другие тексты московского Центра Карнеги по теме:

Почему Москва прощает Лукашенко новую дружбу с Западом

Формула Лукашенко. Как Минск два года выбирает позицию по Крыму

Премия за нелояльность. Почему Россия опять дала Белоруссии $2 млрд

Европа и все страны Евросоюз Шенгенская зона

  Страны

Как мы все знаем Европа - это западная часть материка Евразия, занимающая площадь в 10,5 миллионов кв.километров. Полностью или частично на территории Европы расположено 48 государств и проживает более 830 миллионов человек.

Границы • Страны • Евросоюз • Евро и еврозона • Шенгенская зона • Часовые пояса

В результате сотен войн, тысяч мелких распрей и переделов влияния, политическую карту Европы множество раз перекраивали, тут рождались и исчезали целые цивилизации и культуры, тут творили лучшие умы человечества. Сегодня Европа по прежнему остается одним из центральных мест на планете, к которому приковано внимание всего мира.

Карта Европы

Границы Европы

На севере граница Европы встречается с льдинами Северного-Ледовитого океана - это Гренландское и Баренцево моря, на востоке проходит по восточной стороне Уральских гор, далее по северной части Каспийского моря и к Черному морю там где в него впадает Дон. Южная граница начинается от пролива Босфор, через Мраморное в Средиземное море и мимо Африки к Гибралтарскому проливу. Ну и на западе это Атлантический океан несущий свои теплые воды к Британскому королевству.

25% территории Европы расположено на полуостровах - это всем нам известные Балканский, Пиренейский, Скандинавский, Кольский, Апеннинский и другие. Более 700 кв.километров это просто острова. На географической карте Европы в основном преобладают равнины, на гористую местность приходится менее 20% территории, но есть и довольно высокие горы, например Эльбрус и даже действующие вулканы в районе Средиземноморья. Главные реки - это Западная Двина (Даугава), Волга, Днепр, Висла, Дунай, Одер, Эльба, Рейн, Луара и другие. Озера - Ладожское, Чудское, Онежское, Венерн, Балатон и Женевское.

Страны Европы

Каждая европейская страна вызывает у нас свои ассоциации и связана со своими событиями и людьми, это как многосерийное кино, которое с каждым годом становится интереснее и интереснее. По политическим, национальным и историческим факторам и причинам Европу принято делить на несколько частей:

Западная Европа - это конечно стильная и утонченная Франция, за Ла-Маншем консервативная и чопорная Великобритании, рядом с которой пристроилась ветреная Ирландия. На материке банковская Швейцария и шпионская Австрия, дисциплинированная Германия соседствует со свободной во взглядах Голландией и современной Бельгией. Ну и не забудем крохотные Монако, Люксембург и Лихтенштейн.

С другой стороны Восточная Европа, это страны бывшего соцлагеря - трудовая Польша, веселая Румыния и Венгрия, черноморская Болгария, красавица Чехия и ее сестра Словакия. И конечно ныне независимые, советские республики - раздольная Украина, хлебосольная Белоруссия, солнечная Молдавия. А с востока всех бережно обнимает бескрайняя матушка Россия. Так-же частично Европа захватывает Казахстан, Грузию и Азербайджан.

К Северной Европе обычно относят интеллигентные и по прибалтийски спокойные Латвию, Эстонию и Литву. Морская Дания как форпост перед скандинавской землей викингов - Норвегией, Швецией и Финляндией. И уже в северных морях - Исландия.

И остается Южная Европа - Португалия как край земли уходящий в Атлантический океан, за ней горячая и страстная Испания, карликовые Андорра, Сан-Марино и Ватикан. Теплое и ласковое средиземное море ласкает остров Мальта, курорты Италии и Греции, тут-же на берегу устроились Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория, Албания, за ними Македония. И даже кусочек Турции можно смело отнести к Европе.

Евросоюз (ЕС)

Идея о создании Европейского союза, который объединял-бы развитые капиталистические страны Европы, появилась уже после после окончания Второй мировой войны, когда появились такие организации как HATO, Совет Европы, Западноевропейский союз, а на востоке был огромный Советский Союз.

Изначально союз был в первую очередь экономическим объединением - в 1951 году Люксембург, Франция, Бельгия, Германия, Италия и Нидерланды, создали Европейское объединение угля и стали, а затем в 1957 году Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии, которые в свою очередь и превратились в современный Евросоюз. По мере увеличения числа участников и централизации управления, объединение становилось не только экономическим, но и политическим, которое вырабатывает общую политику, принимает законы и участвует в международных отношениях.

В 1973 году к первым 6 странам присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, в 1981 Греция, в 1986 Португалия и Испания, в 1995 Австрия и скандинавские Швеция и Финляндия. Следующее большое расширение ЕС состоялось в 2004 году, когда присоединились Мальта и Кипр, а так-же бывшие страны соцлагеря и бывшие советские республики - Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, Словакия, Чехия и Словения. И последними, в 2007 году, членами Евросоюза стали Румыния и Болгария.

Таким образом сегодня в состав Евросоюза входят 27 стран участниц, в которых проживает более 500 миллионов жителей. Так-же 17 стран входит в Еврозону с единой валютой - евро.

Шенгенская зона

В большинстве стран ЕС действует Шенгенское соглашение, которое значительно упрощает передвижение по всей Европе. На границах между этими странами отсутствует паспортный контроль и при въезде из страны, которая не входит в Евросоюз, можно оформлять Шенгенскую мультивизу, которая будет действительна для всех стран Шенгенской зоны.

На сегодня в Шенгенскую зону входят 26 европейских стран, граждане которых могут беспрепятственно передвигаться по этим государствам. Из вышеперечисленных стран ЕС в Шенген не входят Великобритания, Ирландия, Кипр, Болгария и Румыния. И наоборот, 8 стран не входящих в Европейский союз, входят в Шенгенское соглашение - это Норвегия и Исландия на севере, Швейцария в центре и карликовые государства раскиданные по всей Европе - Ватикан, Монако, Лихтенштейн, Сан-Марино и Андорра.

Впрочем отсутствие пограничного контроля не означает, что по Европе можно путешествовать без документов. В любой стране работники таможни, полиции или других уполномоченных служб, могут потребовать действительные документы подтверждающие ваше право находится в конкретном государстве - гражданство или ВНЖ одной из стран участниц или визу.

Так-же отправляясь в какую-то одну конкретную страну и не планируя передвигаться по другим странам Европы, можно (а иногда и нужно) оформить национальную визу в посольстве этой страны.

Часовые пояса

Вся Европа расположена в четырех часовых поясах. Самый западный - это Западноевропейское время UTC+0, так-же известное как Среднее время по Гринвичу, по этому времени живут Великобритания с Ирландией и Португалия на материке. Далее Центральноевропейское время UTC+1, которое простирается от Франции до Норвегии и Швеции на севере и до Балкан на юге. Потом идет пояс с Восточноевропейским временем UTC+2, от Прибалтики до Турции. Ну и на востоке наше Московское время.

Беларусь и Евросоюз: что за ширмой лозунгов?

01 Июня 2017 г.

После начала украинского кризиса отношения Беларуси и Евросоюза заметно улучшились. Это привело к отмене Брюсселем основных санкций. Интерес Запада к Беларуси возрос, и не только в контексте традиционных тем «демократизации» и прав человека. Немалый интерес Запад проявляет и к поддержке в Беларуси дискуссий о переносе доктрины нейтралитета Минска с украинского кризиса на внешнюю политику страны в целом. Однако реалии отношений Брюсселя и Минска значительно отличаются от лозунгов и парадных заявлений. Сколько на самом деле Беларусь получает средств из еврофондов, на что они тратятся, каков объем торговли Беларуси с Евросоюзом, и что мешает отношениям развиваться?

Беларусь интересна для ЕС не только в контексте развития программ Восточного партнерства, но и с точки зрения укрепления позиций Брюсселя и Берлина на постсоветском пространстве, поскольку Беларусь зарекомендовала себя как экономически и политически стабильное государство, стала страной-посредником в Минских договоренностях. Для ЕС Беларусь также важна в отношении таможенных договоренностей и реализации задач Европейской политики соседства. При этом у ЕС сохраняется цель включить территорию Беларуси в зону свободной торговли. Все это убеждает Брюссель в необходимости диалога с Минском.

Первые системные попытки выстроить диалог по линии ЕС-Беларусь относятся к 6 марта 1995 г., когда было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Беларусью. Однако ратификация его странами-членами ЕС до сих пор не завершена. Поэтому с 2009 г. и по сегодняшний день программы Восточного партнерства и проекты, финансируемые ЕС в рамках Европейской политики соседства, являются основными финансовыми и политическими инструментами и сотрудничества с Беларусью, и влияния на нее.

Сколько денег Беларусь получает из еврофондов?

Беларусь уже длительное время участвует в нескольких региональных проектах совместно с Литвой, Латвией и Польшей, финансируемых ЕС, в области пограничного контроля, экологии, энергетики, транспорта. Беларусь также задействована в региональных программах приграничного и трансграничного сотрудничества в рамках Восточного партнерства. Также ЕС запустил специальные программы, которые вовлекают белорусов на личном, индивидуальном уровне: программа академической мобильности «Эразмус +», МОСТ, Проект технической помощи и обмена информацией, «Горизонт» 2020 и др.

Сегодня программы для Беларуси, финансируемые ЕС, ориентированы на следующие направления: права человека, улучшение качества жизни, стабильный экономический рост на региональном и локальном уровне, инновации, международное сотрудничество, энергетическая эффективность, защита экологии. В рамках Европейской политики соседства, частью которой является Восточное партнерство, ЕС постепенно увеличивает объем помощи Беларуси, чтобы поддержать частный сектор и укрепить публичные институты, как заявляет сам ЕС.

Инструмент европейского соседства, запущенный ЕС на период с 2014 по 2020 гг., предполагает выделение Беларуси денежных средств. В 2014-2017 гг. общая помощь ЕС Беларуси по указанным выше программам составила не менее €71 млн. А в период с 2007 по 2013 гг. ЕС выделил €94 млн. Из них более €20 млн было направлено на поддержку гражданского общества, медиа и местных властей, а €53 млн – на развитие трансграничного сотрудничества Беларуси с Польшей, Литвой и Латвией.

Общая сумма средств, направляемых из ЕС в Беларусь, с трудом поддается точному подсчету по открытым источникам. Так, по оценкам Брюсселя, на сегодняшний день фонды ЕС выделяют Беларуси ежегодно почти €30 млн на конкретные программы, например, на проекты: «Поддержка локального и регионального развития Беларуси», «Поддержка территориального сотрудничества», «Программа регионального развития». Однако эта сумма может меняться. В 2016 г. Беларуси из фондов ЕС было выделено €29 млн, а в предыдущие 2010 и 2014 гг. - €10 млн и €19 млн соответственно.

Каков объем торговли Беларуси с Евросозом?

Если рассматривать страны Евросоюза в целом, то ЕС является вторым торговым партнером Беларуси (около трети белорусского внешнеторгового оборота) после России, на которую приходится около половины белорусского внешнеторгового оборота. Экспорт Беларуси в ЕС – это в основном минеральное топливо, а также химическая, сельскохозяйственная продукция, машины и текстиль, но уже в значительно меньшей степени. В это же время ЕС экспортирует в Беларусь транспортное оборудование и химическую продукцию.

В 2016 г. ЕС импортировал из Беларуси товаров на сумму €3 млрд, а экспортировал в Беларусь продукцию на сумму €5 млрд. При этом в 2010 г. ЕС в одностороннем порядке ввел квоты на текстиль и одежду из Беларуси, поскольку она заявила о приверженности Таможенному союзу с Россией и Казахстаном. А объемы торговли ЕС с Беларусью с 2015 г. сокращаются.

Что Евросоюзу надо от Беларуси?

Сотрудничество ЕС с Беларусью буксует часто по причине неготовности самого ЕС к полноценному и равноправному сотрудничеству со странами постсоветского пространства, включая Беларусь.

ЕС не меняет своей основной позиции по Беларуси, лишь периодически смягчая ее. Главные претензии по-прежнему относятся к режиму Александра Лукашенко. ЕС полагает, что именно он не допускает полнокровного участия Беларуси в программах Восточного партнерства и «удерживает» Евросоюз от того, чтобы сделать ей подобные предложения.

В частности, Брюссель напоминает Минску о политзаключенных, о выборах 2010 г., которые ЕС не признал, о положении журналистов и т.п. А уровень участия Беларуси в программах Восточного партнерства, по мнению Брюсселя, зависит от того, как в принципе развиваются отношения Беларуси с ЕС в контексте уважения международного права и прав человека.

Есть вопросы, которые ЕС традиционно упоминает в диалоге с Беларусью: о необходимости ввести мораторий в отношении смертной казни, выполнить все рекомендации ОБСЕ и других институтов в отношении прав человека, обеспечить свободную деятельность всех оппозиционеров.

ЕС не только настаивает на решении этих вопросов, но и активно предлагает свою «помощь в демократизации» через инструменты поддержки гражданского общества, забота о котором, по версии ЕС, является ценной частью в диалоге с Беларусью. Так, в феврале 2016 г. Брюссель в очередной раз призвал Минск соблюдать права человека, провести избирательную реформу и всячески двигаться по пути демократизации.

При этом ЕС считает себя обязанным содействовать «демократизации» Беларуси. Например, в 2012 г. Европейская Комиссия запустила «Европейский диалог по модернизации с белорусским сообществом», в 2014 г. – проект РЕФОРУМ, реализуемый Белорусским институтом стратегических исследований. Также Еврокомиссия ввела новый формат сотрудничества с белорусскими чиновниками, известный как «промежуточный подход» или «консультации по модернизации», что сама и оценила весьма положительно.

Камень преткновения в отношениях Минска и ЕС

Показательно, что в текущее время ЕС все же сделал реверанс в сторону Беларуси, похвалив ее за подвижки в ряде вопросов: в переговорах по облегчению визового режима, в соглашении о реадмиссии по программе мобильного партнерства, в восстановлении диалога с ЕС о правах человека, в подписании договоренностей в энергетическом секторе, а также за активную позицию в программах Восточного партнерства и за «конструктивную роль в регионе» (имеется в виду, прежде всего, нейтральная позиция по украинскому кризису).

Таким образом, в Брюсселе пока считают, что сотрудничество с Беларусью нужно продолжать. В подтверждение этой позиции ЕС не стал продлевать ограничительные меры против 170 белорусских граждан и трех компаний. Однако 27 февраля 2017 г. Совет ЕС решил продлить санкции на один год до 28 февраля 2018 г. в отношении эмбарго на поставки вооружения, а также четырех человек, якобы замешанных в преступлениях против журналистов и бизнеса в 1999 и 2000 гг.

Брюссель при этом периодически высказывается о необходимости пересмотреть режим санкций и использовать существующий формат диалога для формирования будущего Восточного партнерства с участием Беларуси.

И здесь перед ЕС стоят сложные задачи научиться признавать интересы партнеров. Например, если он хочет развивать диалог с Беларусью, ему придется признавать значимость для Беларуси интеграции на постсоветском пространстве. И, естественно, этот диалог также предполагает выстраивание конструктивных отношений и с Россией, поскольку Беларусь и Россия осуществляют глубокую интеграцию в рамках Союзного государства. Но способен ли ЕС с громоздкой бюрократией и непрагматичным подходом во внешней политике к такому диалогу? Текущая ситуация подсказывает, что скорее нет, чем да. А Минск в современных условиях склонен проявлять осторожность в отношении даже заманчивых обещаний Брюсселя.

Наталья Еремина, д.полит.н., доцент кафедры европейских исследований СПбГУ


Смотрите также