Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Административно правовой статус иностранных граждан


Административно правовой статус иностранных граждан

Административно правовой статус иностранца

Как бы сложно это ни звучало для людей, которые не связаны с юриспруденцией, по факту это означает то, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют в Российской Федерации права и обязанности наравне с гражданами РФ. Как и граждане РФ они так же обязаны соблюдать законы Российской Федерации независимо от того как долго будут находиться в России или находились ранее. Кроме тех случаев, которые установлены Федеральным Законом или международным договором Российской Федерации.

О том, каким административно-правовым статусом в России обладает иностранный гражданин и о правилах его пребывания, читайте в этой статье.

Кто регулирует сферу миграции?

Регулирование в сфере миграции, надзором и предоставлением государственных услуг, а так же их исполнением, занимается Федеральная Миграционная Служба (ФМС). Именно этот федеральный орган исполнительной власти отвечает практически за всю документацию.

Разделение лиц, не имеющих Российского гражданства и находящиеся на территории РФ, изначально производится на две группы:

  • Иностранные граждане, у которых имеется гражданство (или подданство) иностранного государства. Обязательным должно быть подтверждение этого фактора, то есть соответствующий документ, имеющий переведённую копию, заверенную нотариально.
  • Лица без гражданства (апатрид), обязаны иметь документ иностранного государства, признаваемый международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность без гражданства. Отсутствие гражданства может возникнуть в случае, если лицо утрачивает имеющееся гражданство и не обретает нового. Так же сюда относятся иностранные граждане, у которых нет доказательств гражданства. Точно так же, в случае, если документ не на русском языке, требуется нотариально заверенный перевод документа. Документом, удостоверяющим личность, лицам без гражданства может так же служить выданный вид на жительство.

Помимо иностранного документа, удостоверяющего личность данного лица без гражданства, должны быть:

Пребывание иностранных граждан в России

Пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

Есть различные классификации иностранных граждан и лиц без гражданства. Самая основная из них это именно классификация по времени нахождения на территории РФ:

  • Временное пребывание (приглашение на въезд в Российскую Федерацию). Это вид пребывания именно на основании визы или же миграционной карты. А самсрок временного пребывания для иностранного гражданина в РФ определяется конкретным сроком действия визы или же, в случае, если пребывание обусловлено порядком, не требующим визы — не более 90 суток с момента въезда;

Внимание

Данный срок может быть продлён или же, наоборот, сокращён, если изменились условия или обстоятельства, по причине которых был разрешен въезд. Даже при заключении трудового договора срок не может превышать один год со дня въезда иностранного гражданина на Территорию РФ.

  • Временное проживание, включающее в себя само разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации. Это более длительное разрешение на временное пребывание, обычно дающееся перед самим фактом получения вида на жительство. Право на временное проживание иностранных граждан оформляется в виде пометки в документе, удостоверяющем личность. Срок действия разрешения на временное проживание- 3 года.Решение по выдаче данного разрешения иностранному гражданину, прибывшему в безвизовом порядке, принимается территориальными органами ФМС России в течение шестидесяти суток с момента подачи заявления от иностранного гражданина. Выдача же производится в течение шести месяцев и может быть только в пределах квоты. Без учёта квоты оно может быть выдано только если иностранный гражданин:родился на территории РСФСР, состоял в гражданстве СССР, родился на территории РФ, признан нетрудоспособным и при этом имеет дееспособных сына (дочь), обладающих гражданством РФ, имеет нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство РФ;

Инфо

При временном проживании иностранный гражданин не имеет права по собственной инициативе, без соответствующего разрешения менять место проживания (в пределах или за пределами субъекта РФ) на территории которого ему дано разрешение проживать.

  • Постоянное проживание, являющее собой вид на жительство. Данный документ не только позволяет проживать на территории РФ, но и свободно покидать страну, так же без ограничений возвращаясь. И является при этом документом, который удостоверяет личность иностранного гражданина. Подача заявления на получение вида на жительство иностранным гражданином должна осуществляться не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока временного разрешения на проживание, а одно из основных условий для получения — это проживание на территории РФ не менее года по официальному разрешению на временное проживание. Выдается вид на жительство на срок до пяти лет, по истечению которого может быть продлён.
  • Транзитом пересекающие территорию РФ, действующие согласно Федеральному закону «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

Стоит так же отметить, что есть разделения по принципу подчинённости Юрисдикции РФ:

  • Обладающие или не обладающие дипломатическим иммунитетом;
  • Военнослужащие иностранных военных сил (экипаж военных кораблей, служащие военных частей или же военно-воздушных сил стороннего государства);
  • Члены государственных, межправительственных, межпарламентских и иных делегаций похожего уровня;
  • Служащие каких-либо международных организаций;
  • Сотрудники, работающие по контрактам с Российскими предприятиями (учреждениями, организациями, компаниями и пр.);
  • Свидетели или иные лица, чей статус определен международными договорами.

А так же разделение по целям нахождения в РФ:

  • Сотрудники (работники) дипломатических, консульских, международных организаций;
  • Журналисты или корреспонденты;
  • Преподаватели в учебных заведениях.

Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства

Если не брать в расчёт стандартное понимание прав и обязанностей, включающее в себя соблюдение законов РФ, а так же уже выше описанных правил, касающихся въезда в страну, то можно выделить несколько отличительных особенностей для иностранных граждан или лиц без гражданства:

Права иностранцев в России
  1. Они не могут быть приняты на государственную службу (как обычное трудоустройство в государственные службы, так и служба в органах полиции, к примеру). И так же не допускаются к абсолютно любой деятельности, связанной с государственными тайнами;
  2. На них не распространяется необходимость воинской службы;
  3. Для них существуют ограничения по передвижению и выбору мест проживания (в зависимости от специфики документов, разрешающих пребывание в РФ);
  4. Они могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной ОВД, но исключительно при условии вывоза данного оружия из страны в течение пяти дней с момента приобретения. В противном случае оно будет конфисковано;
  5. Им может быть запрещен выезд из РФ, если возникнут обстоятельства, установленные законодательством;
  6. Они не имеют права избирать кого-либо или баллотироваться в органы государственной власти, включая участие в референдумах.

Есть понятия общего и административно-правового статуса, которые следует различать. Каждое лицо, законно находящееся на территории РФ, обладает общим статусом, практически равным для всех. И вместе с этим одновременно может обладать специальным статусом, который дополняет или ограничивает общую правосубъективность или же никак не влияет на неё.

Об авторе

(Пока оценок нет) Загрузка... Метки:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

+7 (499) 653-56-97 - Москва

+7 (812) 407-22-74 - СПб

Работаем без выходных

Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ (стр. 1 из 9)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

1.1 Понятие «Иностранный гражданин» и его статус

1.2 Особенности административно-правового статуса иностранного гражданина и лиц без гражданства

Глава 2. Административно-правовой статус лиц с двойным гражданством.

2.1 Понятие «лицо с двойным гражданством»

2.2 Особенности административно-правового статуса лиц с двойным гражданством

2.3 Особенности административно-правового статуса отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства

Заключение

Список литературы

Введение

Административно-правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи иностранных граждан и лиц без гражданства с органами государственного управления.

Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

Правовой статус состоит из следующих элементов:

1.Структура (правовые элементы статуса): включает в себя

а) гражданство. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод.

В юридической литературе справедливо отмечается, что понятие «личность» - собирательное, обобщающее, подчеркивающее наличие определенной связи между человеком. В зависимости от степени этой связи личность выступает в правовых состояниях относительно принадлежности к конкретному государству: российские граждане – в состояние гражданства, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) – в состоянии без гражданства. Каждое из этих состояний предполагает свой вид правового статуса личности (соответственно гражданина, иностранного гражданина и лица без гражданства). Следовательно, проблемы личности в государстве нельзя сводить к проблемам гражданина – как носителя прав и обязанностей, в равной степени это – проблемы иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Российской Федерации.

Правовое положение иностранцев и правовое положение апатридов различается очень незначительно, при первом приближении к исследованию данного вопроса существующими различиями можно пренебречь и рассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовую общность: это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Российской Федерации. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан. Так в ст.62 Конституции Российской Федерации говорится: «Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ».

Лицом без гражданства в РФ признаются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относите льное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, явл яется гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Согласно закону о гражданстве России от 29 ноября 1991 г., документом, подтверждающим гражданство, является, прежде всего, паспорт, а до его по лучения — свидетельство о рождении. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.

Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

Находящиеся в РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В большинстве работ, посвященных административно-правовому статусу иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, нет четкой и исчерпывающей системы их прав и обязанностей, носителями которых они фактически являются в сфере государственного управления.

В имеющихся работах отмечается, что в нашей стране иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставлены широкие демократические права и свободы, установленные для граждан России.

Целью изучения данной дипломной работы является рассмотрение административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели мною были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть административно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством в РФ;

2. дать понятие и определение административно-правового статуса иностранных граждан, лиц с двойным гражданством;

3. рассмотреть особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц с двойным гражданством и отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;

4. изучить общие и специальные требования к иностранным гражданам, которые находятся на территории РФ;

Правовую основу дипломной работы составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, и другие.

Теоретическую основу дипломной работы составили труды таких ученых как: Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова., А.П. Алехин, А.А. Кормолицкий, Ю.М. Козлов., Н.В. Бровко других авторов.

Объектом исследования дипломной работы является общественные отношения.

Предметом исследования дипломной работы является иностранные граждане и лицо без гражданства, также лица с двойным гражданством и их особенности.

При написании дипломной работы использовались такие методы как историка – правовой, формально – юридический, методы анализа и синтеза полученной информации.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав подразделяющихся на параграфы, заключение, сносок, списка литературы.

Глава I . Административно – правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

1.1 Понятие иностранный гражданин и его статус

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданство) иностранного государства.[1]

Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.[2]

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.

Иностранные граждане на территории Российской Федерации подразделяются на три категории:

1. Постоянно проживающие – имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

2. Временно прибывающие – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях.

3. Проезжающие через территорию Российской Федерации. Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государства либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных документов (билетов) или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации. Данные нормы регламентируются Федеральным законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа 1996 года.[3]

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ[4] , иными федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и другими правовыми актами.

Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ (стр. 3 из 9)

Тем не менее, на этот вопрос следует обратить более серьезное внимание. Так, в большинстве учебников по административному праву при характеристике административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации их право на занятие какой-либо должности в государственном аппарате практически не рассматривается.

1.2 Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан включает в себя ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и другие выборные органы, принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах); иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с действующим законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ; они не несут обязанностей по военной службе.[16]

Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства заключается в том, что на них не распространяется некоторые права и обязанности, которые связанные непосредственно с гражданами России:

· Они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности, например, Президента РФ; командира экипажа воздушного суда, работать в милиции;

· Они не допускаются к деятельности связанные с государственной тайной;

· На них не распространяется воинская обязанность;

· Иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением граждан СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде, могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения;

· Они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов: видов на жительство, заграничных паспортов и др.;

· Для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборов места жительства;

· Для них предусмотрена такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, которая заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством РФ,- в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства их Российской Федерации.[17]

Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц на которых они распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные.

Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» закрепляется: «в случае если иностранный гражданин и лицо без гражданства ходатайствует о въезде в Российскую Федерацию для занятия трудовой деятельностью, российская виза ему может быть выдана только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, оформленного в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Данное положение не распространяется на иностранных граждан – сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей. Таким образом, иностранные граждане, осуществляя свою трудовую деятельность в России, могут быть и лицами наемного труда, и работодателями. Для тех, кто занят в отечественном и совместном предпринимательстве и в отношении кого делается отчисления в страховые пенсионные фонды, действует российское законодательство о социальном обеспечении, которое тем не менее содержит ряд ограничений в области трудовой деятельности данной категории лиц в нашей стране.

Так, законодательство исключает возможность выполнения иностранными гражданами и лицами без гражданства функции нотариусов (ст.2 основ Законодательства Российской Федерации «О нотариате»), адвокатов (ст.11 положения «Об адвокатуре»), и частных детективов (ст.4 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Ни частные нотариусы, ни тем более адвокаты и частные детективы не являются государственными служащими, но значение их деятельности для правоприменения, и прежде всего для осуществления правосудия, т.е. функций государства, столь велико, что право на осуществление данной деятельности закон предоставляет лишь российским гражданам.[18]

Есть ряд и других ограничений трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, связанных прежде сего с обеспечением государственной безопасности, особыми экономическими интересами страны, обеспечением суверенных прав государства на природные ресурсы и т.п. Правда, скорее здесь можно говорить об исключениях, чем о правилах.

Вид на жительство в России - это отдельный документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.[19]

Иностранные граждане, проживающие в России, имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами России, если иное не предусмотрено законом или договором. По Закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» условия пенсионного обеспечения иностранных граждан, работящих на предприятиях и в организациях с иностранными, согласовываются в индивидуальном трудовом договоре (контракте) с каждым из них. Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятия и организации с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного жительства в валюте и на условиях этих стран.

К числу основных прав каждого человека на территории РФ относится и право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранение оказывается гражданам России бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Как все это относится к иностранным гражданам и лицам без гражданства? Закон «О правовом положении иностранных граждан России» установил, что находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане имеют право на охрану здоровья. Те из них, кто проживает в нашей стране постоянно, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России. Со времени принятия Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г. прошло больше 20 лет. В нашей стране произошли радикальные социально-экономические и политические изменения. В 1993 г. принята Конституция РФ. В связи с этим в организации здравоохранения произошли существенные изменения. Наряду с единой государственной системой здравоохранения теперь имеются еще две – муниципальная и частная. Поэтому постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане испытывают те же проблемы выбора между бесплатной и платной медициной, что и российские граждане. Временно находящиеся на территории нашей страны иностранным гражданам и лицам без гражданства медицинская помощь оказывается, как правило, на платной основе, особенно если это квалифицированные услуги (прежде всего операция). Исключение составляют случаи, когда имеются соглашения между государствами или принимающими организациями о взаимном медицинском страховании временно прибывающих на территории иностранных граждан либо об оказании им медицинской помощи бесплатно.[20]

К социальной сфере относится и право на образование, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, и лица без гражданства. В соответствии с Конституцией России, каждый имеет право на образование.[21] Основное общее образование в России обязательно. Дети иностранных граждан получают основное общее образование на общих основаниях с гражданами России. Каждый имеет право на конкурсной основе получить высшее образование в государственном учреждении. В вузах России обучается сейчас большое количество иностранных студентов и аспирантов. Если они приезжают по международному обмену, то обучение для них бесплатное. Остальные лица, как правило, платят за учебу сами или имеют спонсоров.[22]

Перечисленные выше права принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают как собственные граждане, так и иностранные граждане, и лица без гражданства.

Тоже самое можно сказать и об обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства. Их следует разделить на две основные группы. К первой следует отнести те обязанности, которые в силу предоставления иностранным гражданам национального режима полностью совпадает с обязанностями граждан России. В частности, всем полагается платить законно установленные налоги и сборы, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия России, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, даже если он – иностранный гражданин ил лицо без гражданства. Вторую группу составляют те обязанности, соблюдение которых возложено исключительно на иностранных граждан как специальных субъектов административного права.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), Федеральные законы от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», правительственные акты.

Согласно законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.

Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения иностранного гражданина.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством. Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.

Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин.

За нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), используемая органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы России (мера административного наказания), назначаемая только судом (судьей). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.

Законодательством предусмотрена ответственность иностранных граждан за нарушения предоставленных им прав и обязанностей. Являясь субъектами права, иностранные граждане обычно несут ответственность (например, административную) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом.


Смотрите также