115 фз вестник
Вестник финансового мониторинга
Здравствуйте, уважаемые читатели Вестника финансового мониторинга!
Хотите быть в курсе всех новостей законодательства в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ*? Регулярно читайте наш Вестник - зарегистрированное средство массовой информации, специализирующееся на новостях в сфере финансового мониторинга: статьи, обзоры нового законодательства, правоприменительная практика. Только нужная, полезная и актуальная информация.
Целью публикации информации на нашем сайте является распространение знаний в сфере финансового мониторинга.
Многим известно, что массив «антиотмывочного» законодательства Российской Федерации крайне велик: это и нормы Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и различные Постановления Правительства РФ, и нормативные акты Росфинмониторинга, Банка России и иные документы. Законодательство в сфере ПОД/ФТ не стоит на месте: оно активно развивается и совершенствуется. Регулярно выходят новые нормативные акты в сфере ПОД/ФТ и меняются старые. Также для единообразного применения этого законодательства регулярно выпускаются важные и полезные информационные письма Росфинмониторинга и Банка России, адресованные организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иными имуществом.
На сайте сетевого издания «Вестник финансового мониторинга» Вы найдете:
- все выпуски важнейших новостей в сфере ПОД/ФТ и финансового мониторинга;
- обзоры правоприменительной практики по финмониторингу;
- статьи журналистов;
- интервью;
- комментарии главного редактора, экспертов по финансовому мониторингу и представителей надзорных органов;
- огромное количество нужной и полезной информации для всех субъектов Федерального закона №115-ФЗ.
Вестник финансового мониторинга - это Ваш проводник в мире сложного, но очень важного для нашего государства законодательства в сфере финансового мониторинга.
* что такое ПОД/ФТ? ПОД/ФТ - это аббревиатура от Противодействие Отмыванию преступных Доходов и Финансированию Терроризма
Порядок работы с реестром отказников по 115-ФЗ и типовые ответы на вопросы по рассылке ЦБ по 550-П/639-П
Порядок работы с реестром отказников по 115-ФЗ и типовые ответы на вопросы по рассылке ЦБ по 550-П/639-П 12.12.2018 11:37
Порядок работы с реестром отказников по 115-ФЗ и типовые ответы на вопросы по рассылке ЦБ по 550-П/639-П
10 и 11 декабря 2018 года Банк России начал присылать в личные кабинеты некредитных финансовых организаций реестры клиентов-отказников.
Огромное количество организаций столкнулось с вопросами о том, как сформировать ответ в ЦБ и как открыть полученные от Банка России файлы (рассылка 550-П, она же рассылка 639-П).
Вестник финансового мониторинга обобщил типовые вопросы и дал на них ответы.
Каков срок ответа на рассылку ЦБ по 550-П/639-П?
По результатам контроля электронного сообщения от Банка России, размещенного в личном кабинете, организации должны сформировать и разместить в своих личных кабинете в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения электронного сообщения, уведомления о принятии электронного сообщения либо уведомления о непринятии электронного сообщения с указанием причины непринятия.
Какое программное обеспечение использовать для работы с рассылкой Банка России?
Для обработки организациями информации от Банка России, а также для подготовки уведомлений о принятии (непринятии) электронных сообщений со списками отказников организации могут использовать специальные программные средства, такие как, например, АРМ «НФО» или бесплатную программу, размещенную на сайте Банка России по ссылке: http://lk.fcsm.ru/content/639p.zip.
Очень важно: днем 11.12.2018 г. Банк России обновил бесплатную Анкету редактор. Организациям необходимо скачать новую версию Анкеты-редактор сборка 0.0.0.100 от 11 декабря 2018 г., предварительно обязательно удалив старую версию анкеты с ПК. После удаления предыдущей программы и установки новой мы рекомендуем также по возможности почистить реестр Вашего ПК (бесплатных утилит для чистки реестра огромное множество, один из них, например, CCleaner).
Уведомления, сформированные и направленные через другие версии Анкеты, Банком России считаются не полученными.
Есть ли инструкция по работе с Анкетой-редактором ЦБ?
Да, инструкция размещена на сайте Банка России http://lk.fcsm.ru/content/i639p.docx
Работайте в Анкете-Редактор согласно инструкции.
В какой программе можно расшифровать сообщение, полученное от Банка России?
Сообщение Банка России нужно расшифровать через программу КриптоАРМ. После расшифровки сообщения его надо будет загрузить в обновленную Анкету-редактор.
После расшифровки файла необходимо запустить Анкету-редактор ЦБ, загрузить расшифрованный файл и сформировать пакет для отправки.
Как отправить сформированный пакет для отправки в Банк России?
В Личном кабинете организации на сайте ЦБ необходимо нажать на кнопку ОТВЕТИТЬ, относящуюся к полученной от ЦБ информации по 550-П/639-П, выбрать с жесткого диска сформированный пакет для отправки, который имеет расширение xml (его можно загрузить в zip-архив, но делать это не обязательно, хотя сообщения уходили и в этом формате), подписать сертификатом и отправить.
Что такое идентификатор оператора и идентификатор организации, которые нужно указать при формировании квитанции в Анкете-Редакторе?
Идентификатор оператора – это Ф.И.О. отправляющего информацию сотрудника (рекомендуем указать Ф.И.О. руководителя);
Идентификатор организации – ИНН организации.
Как еще можно просмотреть содержание сообщения, полученного от Банка России?
Сообщения можно открыть для просмотра с помощью Блокнота Windows, Microsoft Word или Microsoft Exel, щелкнув на файле правой кнопкой мыши и выбрав «Открыть с помощью».
Реестр-отказников содержит в себе всего 50 физических лиц.
Примечание: поскольку информация о ситуации поступала к нам в режиме реального времени, постоянно менялась и обновлялась отметим, что ответы на вопросы, приведенные выше, с большой вероятностью достоверны, однако Вы используете их на свой страх и риск.
Павел Смыслов
Росфинмониторинг снова поделился с субъектами 115-ФЗ типологиями
Росфинмониторинг снова поделился с субъектами 115-ФЗ типологиями 04.12.2018 17:2203.12.2018 г. в личных кабинетах организаций и предпринимателей на портале Росфинмониторинга в разделе “Риски ПОД/ФТ” – “Входящие” были размещены типологии и отчеты ФАТФ:
- Задержка финансовых операций и мониторинг банковских счетов;
- Использование азартных игр в Интернете для ОДФТ;
- Отчет ФАТФ. Виртуальные валюты. Ключевые определения и потенциальные риски;
- Отчет ФАТФ. Конкретные факторы риска, связанные с ОД от коррупции;
- Отчет ФАТФ. Незаконная торговля табаком;
- Отчет ФАТФ. Новые риски финансирования терроризма;
- Отчет ФАТФ. Риск использования НКО в террористических целях;
- Отчет ФАТФ. Роль системы Хавала и аналогичных услуг в ОДФТ;
- Отчет ФАТФ. Руководство ФАТФ по финансовым расследованиям оперативные вопросы;
- Отчет ФАТФ. Уязвимости специалистов по правовым вопросам в сфере ОДФТ;
- Отчет ФАТФ. Финансирование террористической организации ИГИЛ;
- Отчет ФАТФ. Финансовые потоки, связанные с незаконным оборотом афганских опиатов.
К нам поступает много вопросов о том, каков порядок работы с этими документами.
Полагаем, что эти документы необходимо обязательно скачать из личного кабинета, поскольку все скачивания фиксируются.
Ответственному сотруднику необходимо ознакомиться с типологиями и отчетами ФАТФ и составить внутренний акт ознакомления (в свободной форме).
Проводить отдельный дополнительный инструктаж по указанным типологиям отчетам ФАТФ с действующими сотрудниками формально не требуется, однако, мы рекомендуем все же ознакомить сотрудников с этими файлами, зафиксировав это в вышеуказанном акте ознакомления.
В последующем рекомендуем знакомить также новых сотрудников с этими документами при проведении им вводных инструктажей.
Новый проект изменений в 115-ФЗ
Новый проект изменений в 115-ФЗ 26.01.2018 19:24Согласно пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части упрощения процедур идентификации), документ был разработан по результатам мониторинга правоприменения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и в связи с поручением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2017 № ИШ-П13-8073.
Законопроектом предлагается с учетом Рекомендации 1 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ), касающейся применения риск-ориентированного подхода, отменить общую обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при проведении идентификации клиентов – физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, устанавливать и проверять достоверность сведений о миграционной карте и документе, подтверждающем их право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Отмечается, что при этом, отмена обозначенного общего требования заменяется возложением на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанности по запросу сведений о документах, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае присвоения операциям принимаемых на обслуживание или находящихся на обслуживании иностранных граждан или лиц без гражданства высокой степени (уровня) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма либо в случае получения запроса Росфинмониторинга.
В пояснительной записки к законопроекту подчеркнуто, что полученные организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения о документах, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, будут подлежать документальному фиксированию.
В свою очередь, не предоставление вышеобозначенных сведений в силу положений пункта 11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», может стать основанием для принятия решения об отказе организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, от совершения операции по распоряжению клиента.